27 Тамыз 2013, 09:11
(1908-1975)
Крупнейший в СССР гидрогеолог, член-корреспондент Академии наук Узбекистана и Среднеазиатского отделения ВАСХНИЛ
Годы жизни (1908-1975) .Крупнейший в СССР гидрогеолог, член-корреспондент Академии наук Узбекистана и Среднеазиатского отделения ВАСХНИЛ, Натай Кенесарин приехал в Казахстан в 1944 году по приглашению академика Каныша Сатпаева.
Кенесарин проработал в Казахстане всего шесть лет. Но какие это были годы! Казахстанцы обязаны Натаю Азимхановичу не только тем, что он дал толчок появлению в республике гидрогеологической науки. То время, которое он отдал науке Казахстана, сыграло большую роль для жизни всей страны: ряд месторождений подземных вод, открытых им, изменили жизнь в тех регионах, где они расположены.
— Если бы не гонения, которые грозили ему, то, возможно, наш институт носил бы сегодня его имя, — считает директор Института гидрогеологии и геоэкологии Алишер Сатпаев.
Не говоря о том, что в Узбекистане Кенесарин вырастил целую школу гидрогеологов, в Казахстане его деятельность способствовала появлению талантливых ученых, работающих в этой области науки, — академика Журумбека Сыдыкова, Нафисы Якуповой и Николая Федина.
В память об ученом-практике, столь много сделавшем для гидрогеологической науки Узбекистана и Казахстана, Международный фонд академика К. Сатпаева издал трехтомный сборник его трудов. А накануне международной конференции по телеканалу «Ел арна» прошел 30-минутный фильм, рассказывающий об основных вехах жизненного пути Натая Кенесарина в Казахстане.
Уроженец Ленгерского района Чимкентской (ныне Южно-Казахстанской) области, он рано потерял мать, и с 1922 года начались его скитания по интернатам сначала в Чимкенте, потом — Ташкенте.
В 1928 году его направили учителем в Кзыл-Кугинский район Гурьевского округа, а через год юный Натай поступил в Московский геологоразведочный институт. В 1932 году его исключили из комсомола (следовательно, и из института) в связи с арестом отца Азимхана, вина которого перед властью состояла в том, что он был внуком Кенесары Касымова.
Через год после того, как отца освободили, Натай поступил в Среднеазиатский индустриальный институт в Ташкенте. Затем были годы учебы в аспирантуре в Москве, которые завершились успешной защитой кандидатской диссертации.
В 1944 году, как было уже сказано, произошла судьбоносная встреча с Канышем Сатпаевым, который вскоре направил ему приглашение на работу в Алма-Ате. За короткий период Натай Кенесарин провел исследование влияния подземных вод на процесс засоления почв в Кызыл-Ординской области, по водоснабжению нефтепромыслов Эмбы и угольных месторождений Караганды. По его инициативе на основе Гурьевской базы была создана гидрогеологическая секция АН КазССР. По заданию академика Сатпаева Кенесарин провел гидрогеологические исследования по поиску подземных пресных вод для Джезказгана. Итогом этой работы явилось открытие известного Жанайского месторождения подземных вод, что послужило толчком для выявления еще более мощных обводненных структур (Эскулинское, Уйтас-Айдоское и другие месторождения).
Как вспоминает его ученик, академик НАН РК Журумбек Сыдыков: «У него были большие планы по изучению подземных вод в ряде других районов Казахстана. Он уже в 1948—1950 годах формировал из числа своих учеников и направлял гидрогеологические отряды в Рудный Алтай, Северное Прибалхашье, Кызылординскую область, Мангистау, Устюрт и Северный Прикаспий. Однако планам Натая Азимхановича не суждено было сбыться».
Второго декабря 1950 года в «Правде» появилась статья «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана», следом за которой прокатилась последняя волна репрессий в среде интеллигенции.
Академик Сатпаев, спасая прямого потомка хана Кене, направил Натая Кенесарина в командировку в Москву и одновременно обговорил с учеными других республик вопрос о его переезде. Тот выбрал Узбекистан, где его ждали верные друзья Гани Мавлянов, Хабиб Абдуллаев, Вали Гафуров и другие. Там Натай Кенесарин достиг вершины своей научной славы.
Галия ШИМЫРБАЕВА