Карши Жамал
(1230-1315)
Историк, писатель, описавший политическую, культурную историю Казахстана XIII века
С рождения его называли Абулфазыл ибн Мухаммед. Родился в 1230 г. в местности Алмалык. Отец - Мухаммед - родился в г. Баласугун. Приехав в Алмалык во времена монгольского ига, служил у Шагатай-хана, Жамал Карши воспитывался в арабо-персидских литературных традициях. Учился в Алмалыке и Кашгаре. Он - писатель, историк Средней Азии и Казахстана во времена правления монголов. Жамал первым написал историю монгольского ига. Для написания правдивой истории он участвовал в происходящих событиях того времени, а если не был свидетелем исторических событий, писал с уст разбирающихся стариков. Он писал ясным, правдивым языком, чтобы было понятно всем. Эти уникальные качества Жамала Карши очень высоко оценивал его родственник, живший спустя 3 века - Мухаммед Хайдар-дулати, считавший его одним из своих великих учителей.
Основной труд Жамала Карши, написанный на арабском языке, назывался "Мухаммед ас-Сурак" ("Лұғатқа қосымша" - "Дополнение к основному"). Историко-литературное произведение написано в традициях Средней Азии X в. Основная идея этой книги была взята автором из книги "Сахаха ал-Жаухари" - современника и земляка Аль-Фараби Жаухари, который в своей книге писал о жизни племен, живших в те времена, о знаменитых людях и исторических событиях. Основные идеи затронули Жамала, так как они давно волновали его. В 1282 г. труд Жаухари был переведен Жамалом на персидский язык, а в 1300 г. он написал "Дополнение" к нему. Автор сумел поднять насущные проблемы своего времени. Труд является уникальным источником, объяснив, что нужно для познания географии, истории, культуры, личностей. Он сумел показать три исторических периода: период Огуз-Караханидов, период Каракитая и Найманов и начальный период Чикгизского правления. Особый интерес вызывает караханидский период, написанный на основании исторических событий и родословной. Описывается, когда и кем было создано данное государственное образование, и каким образом принял ислам основатель государства Сатук Бограхан. Приводятся ценные сведения об архитектурном искусстве караханидов.
Жамал Карши заметил одну интересную закономерность, что в местностях, находящихся близко к Сырдарье, часто рождаются знаменитые люди. В своем труде он дает большое количество биографий знакомых ему людей. Они являются достоверными, так как Жамал мог посещать любую точку Средней Азии по распоряжениям султана Чагатая. Для встреч с ними он отправлялся в специальные поездки. Например, в целях знакомства с одной из выдаюшихся персон Сырдарьи Жамал приехал к Хисамддин (Кусам) Баршынлыги в Баршынкент в 1273 г. из Алмалыка. Жамал слушал его лекции, посетил несколько городов (до г. Кент) Сырдарьи. После долгой и рациональной беседы Кусам Баршынлыги написал в честь почетного гостя несколько стихотворений на трех языках. Гость, удивленный этим, спросил, почему он написал на трех языках. Кусам ответил: «на арабском пишу для красоты мысли; на персидском пишу для метафоричности языка; на тюркском - для красочного отображения реального быта». Таким образом, Жамал был удивлен тем, что поэты и писатели Сырдарьи свободно говорили, писали, мыслили, читали на трех языках одновременно. Все же основным языком населения оставался кыпчакский язык. Даже в XIV в., когда Центральная Азия перешла на чагатайский, влияние кыпчакского языка было существенным. Жамал Карши дает ценные сведения и об ученых, писателях, поэтах г. Баласугун.
Основное внимание автором уделено духовной, культурной жизни города. Жамал описывал историю строительства, культуры, хозяйства, политической жизни городов Средней Азии и Казахстана, куда вошли и города, находящиеся близко к Сырдарье, Таласу, Жетысу. Некоторые главы были даже полностью посвящены определенным городам, которые назывались: "Алмалык", "Баласугун", "Кашгар", "Ташкент", "Баршынкент", "Жент", "Жанкент", "Сыганак", "Сауран", "Отырар", "Сайрам", "Талас".
Жамал Карши - историк, писатель, описавший древнюю политическую, культурную историю Казахстана, оставивший после себя ценные исторические, этнографические источники по истории нашей страны. Он был одним из авторитетных ученых Средней Азии и Казахстана в XIII веке.
Ушел из жизни в 1315 г. в городе Алмалыке.
Источник http://biografia.kz/famous/3924#ixzz2cVMqAXfL
Карши Жамал
(1230-1315)
Историк, писатель, описавший политическую, культурную историю Казахстана XIII века
С рождения его называли Абулфазыл ибн Мухаммед. Родился в 1230 г. в местности Алмалык. Отец - Мухаммед - родился в г. Баласугун. Приехав в Алмалык во времена монгольского ига, служил у Шагатай-хана, Жамал Карши воспитывался в арабо-персидских литературных традициях. Учился в Алмалыке и Кашгаре. Он - писатель, историк Средней Азии и Казахстана во времена правления монголов. Жамал первым написал историю монгольского ига. Для написания правдивой истории он участвовал в происходящих событиях того времени, а если не был свидетелем исторических событий, писал с уст разбирающихся стариков. Он писал ясным, правдивым языком, чтобы было понятно всем. Эти уникальные качества Жамала Карши очень высоко оценивал его родственник, живший спустя 3 века - Мухаммед Хайдар-дулати, считавший его одним из своих великих учителей.
Основной труд Жамала Карши, написанный на арабском языке, назывался "Мухаммед ас-Сурак" ("Лұғатқа қосымша" - "Дополнение к основному"). Историко-литературное произведение написано в традициях Средней Азии X в. Основная идея этой книги была взята автором из книги "Сахаха ал-Жаухари" - современника и земляка Аль-Фараби Жаухари, который в своей книге писал о жизни племен, живших в те времена, о знаменитых людях и исторических событиях. Основные идеи затронули Жамала, так как они давно волновали его. В 1282 г. труд Жаухари был переведен Жамалом на персидский язык, а в 1300 г. он написал "Дополнение" к нему. Автор сумел поднять насущные проблемы своего времени. Труд является уникальным источником, объяснив, что нужно для познания географии, истории, культуры, личностей. Он сумел показать три исторических периода: период Огуз-Караханидов, период Каракитая и Найманов и начальный период Чикгизского правления. Особый интерес вызывает караханидский период, написанный на основании исторических событий и родословной. Описывается, когда и кем было создано данное государственное образование, и каким образом принял ислам основатель государства Сатук Бограхан. Приводятся ценные сведения об архитектурном искусстве караханидов.
Жамал Карши заметил одну интересную закономерность, что в местностях, находящихся близко к Сырдарье, часто рождаются знаменитые люди. В своем труде он дает большое количество биографий знакомых ему людей. Они являются достоверными, так как Жамал мог посещать любую точку Средней Азии по распоряжениям султана Чагатая. Для встреч с ними он отправлялся в специальные поездки. Например, в целях знакомства с одной из выдаюшихся персон Сырдарьи Жамал приехал к Хисамддин (Кусам) Баршынлыги в Баршынкент в 1273 г. из Алмалыка. Жамал слушал его лекции, посетил несколько городов (до г. Кент) Сырдарьи. После долгой и рациональной беседы Кусам Баршынлыги написал в честь почетного гостя несколько стихотворений на трех языках. Гость, удивленный этим, спросил, почему он написал на трех языках. Кусам ответил: «на арабском пишу для красоты мысли; на персидском пишу для метафоричности языка; на тюркском - для красочного отображения реального быта». Таким образом, Жамал был удивлен тем, что поэты и писатели Сырдарьи свободно говорили, писали, мыслили, читали на трех языках одновременно. Все же основным языком населения оставался кыпчакский язык. Даже в XIV в., когда Центральная Азия перешла на чагатайский, влияние кыпчакского языка было существенным. Жамал Карши дает ценные сведения и об ученых, писателях, поэтах г. Баласугун.
Основное внимание автором уделено духовной, культурной жизни города. Жамал описывал историю строительства, культуры, хозяйства, политической жизни городов Средней Азии и Казахстана, куда вошли и города, находящиеся близко к Сырдарье, Таласу, Жетысу. Некоторые главы были даже полностью посвящены определенным городам, которые назывались: "Алмалык", "Баласугун", "Кашгар", "Ташкент", "Баршынкент", "Жент", "Жанкент", "Сыганак", "Сауран", "Отырар", "Сайрам", "Талас".
Жамал Карши - историк, писатель, описавший древнюю политическую, культурную историю Казахстана, оставивший после себя ценные исторические, этнографические источники по истории нашей страны. Он был одним из авторитетных ученых Средней Азии и Казахстана в XIII веке.
Ушел из жизни в 1315 г. в городе Алмалыке.
Источник http://biografia.kz/famous/3924#ixzz2cVMqAXfL