Первый врач-казах

15 Тамыз 2013, 10:03

Карабаев Мухамеджан (1858-1928) Первый врач-казах Мухамеджан Карабаев родился в декабре 1858 года (точная дата неизвестна) в ауле №4 Кен-Аральской волости Николаевского уезда в семье бедняка-кочевника во время зимовки рода в кустанайской степи. Как и предкам, ему предстояло всю жизнь пасти байский скот. Лишь случай изменил судьбу ребенка. В аул однажды приехал знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. Алтынсарину очень понравился любознательный и не по летам смышленый мальчишка, и он уговорил родителей отдать ему Мухамеджана для определения в открывшийся при Троицкой мужской гимназии «киргизский пансион». Трудно было учиться казахским детям вдали от родных мест, от родственников. Большинство вскоре оставляло учение и возвращалось в свои аулы. Но некоторые упорно продвигались из класса в класс. И вот 14 июня 1881 года впервые в истории Троицкой гимназии в торжественной обстановке вручается аттестат зрелости «инородцу» – казаху Мухамеджану Карабаеву. Каково же было изумление местных властей, когда юноша-казах заявил о намерении продолжить образование, чтобы стать врачом и лечить свой народ, «как лечат людей в больших городах». В том же году Мухамеджан стал студентом одного из лучших учебных заведений России – Казанского университета. Из-за бюрократизма царских чиновников юноша долго не получал положенной ему стипендии. Наряду с трудностями учебы ему пришлось испытать нужду и голод. «В настоящее время поставлен в безвыходное положение относительно своего существования», – жаловался в письмах из Казани юный студент-медик. Упорная учеба при постоянном недоедании привела к тому, что на следующий год Карабаев серьезно заболел и не мог держать переводных экзаменов. Ученый совет университета, учитывая старательное отношение Карабаева к учению, разрешил ему в виде исключения остаться в числе студентов и даже сохранил стипендию. Юноша из казахских степей оправдал доверие профессоров. Едва оправившись от болезни, он успешно сдал экзамены за второй курс, а затем сдал все экзамены. Трудней учения были для Карабаева материальные лишения. Царская администрация старалась урезать и без того мизерную стипендию, переложить расходы на обучение студентов-казахов (их было четверо по всей стране) на их родственников, одноаульцев. Однако николаевский уездный начальник, которому было поручено обследовать материальное положение родственников Карабаева, был вынужден констатировать: «Родители студента Мухамеджана Карабаева настолько бедны, что помощи от них этому студенту ожидать нет ни малейшей возможности». На замечание уездного начальника, что Карабаеву из-за отсутствия средств к существованию придется на последнем курсе оставить учение, тургайский военный губернатор откликнулся в духе истинных царских чиновников, написав на рапорте резолюцию: «Невелика беда». По-иному смотрел на свое учение Карабаев. Сохранились письма, в которых он писал, что «стремится явиться вполне подготовленным для службы и оплаты родному краю», что готов «вполне добросовестно выступить на поприще врачебной деятельности, отдающей на мою ответственность здоровье и жизнь людей». Карабаеву очень хотелось добросовестным трудом оплатить своему народу, стипендиатом которого он себя считает, за данную ему возможность получить образование в университете, поэтому он обращается с просьбой о предоставлении места врача к губернатору Тургайской области.

Карабаев Мухамеджан

(1858-1928)

Первый врач-казах

Мухамеджан Карабаев родился в декабре 1858 года (точная дата неизвестна) в ауле №4 Кен-Аральской волости Николаевского уезда в семье бедняка-кочевника во время зимовки рода в кустанайской степи. Как и предкам, ему предстояло всю жизнь пасти байский скот. Лишь случай изменил судьбу ребенка. В аул однажды приехал знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. Алтынсарину очень понравился любознательный и не по летам смышленый мальчишка, и он уговорил родителей отдать ему Мухамеджана для определения в открывшийся при Троицкой мужской гимназии «киргизский пансион».

Трудно было учиться казахским детям вдали от родных мест, от родственников. Большинство вскоре оставляло учение и возвращалось в свои аулы. Но некоторые упорно продвигались из класса в класс. И вот 14 июня 1881 года впервые в истории Троицкой гимназии в торжественной обстановке вручается аттестат зрелости «инородцу» – казаху Мухамеджану Карабаеву.

Каково же было изумление местных властей, когда юноша-казах заявил о намерении продолжить образование, чтобы стать врачом и лечить свой народ, «как лечат людей в больших городах».

В том же году Мухамеджан стал студентом одного из лучших учебных заведений России – Казанского университета. Из-за бюрократизма царских чиновников юноша долго не получал положенной ему стипендии. Наряду с трудностями учебы ему пришлось испытать нужду и голод. «В настоящее время поставлен в безвыходное положение относительно своего существования», – жаловался в письмах из Казани юный студент-медик.

Упорная учеба при постоянном недоедании привела к тому, что на следующий год Карабаев серьезно заболел и не мог держать переводных экзаменов. Ученый совет университета, учитывая старательное отношение Карабаева к учению, разрешил ему в виде исключения остаться в числе студентов и даже сохранил стипендию. Юноша из казахских степей оправдал доверие профессоров. Едва оправившись от болезни, он успешно сдал экзамены за второй курс, а затем сдал все экзамены.

Трудней учения были для Карабаева материальные лишения. Царская администрация старалась урезать и без того мизерную стипендию, переложить расходы на обучение студентов-казахов (их было четверо по всей стране) на их родственников, одноаульцев. Однако николаевский уездный начальник, которому было поручено обследовать материальное положение родственников Карабаева, был вынужден констатировать: «Родители студента Мухамеджана Карабаева настолько бедны, что помощи от них этому студенту ожидать нет ни малейшей возможности».

На замечание уездного начальника, что Карабаеву из-за отсутствия средств к существованию придется на последнем курсе оставить учение, тургайский военный губернатор откликнулся в духе истинных царских чиновников, написав на рапорте резолюцию: «Невелика беда».

По-иному смотрел на свое учение Карабаев. Сохранились письма, в которых он писал, что «стремится явиться вполне подготовленным для службы и оплаты родному краю», что готов «вполне добросовестно выступить на поприще врачебной деятельности, отдающей на мою ответственность здоровье и жизнь людей».

Карабаеву очень хотелось добросовестным трудом оплатить своему народу, стипендиатом которого он себя считает, за данную ему возможность получить образование в университете, поэтому он обращается с просьбой о предоставлении места врача к губернатору Тургайской области.

Бөлісу: