После развала СССР
В рыночное время организовал международный казахский ПЕН клуб и был назначен в его президентство. В 2000 году при ПЕН клубе выпускает журнал «Тан-Шолпан». Многие годы председатель совета редакторов этого же литературно-общественного журнала.
В 2000 году Нурпеисов издал роман-дилогию «Последний долг» (об экологической проблеме Арала), роман удостоен Шолоховской премии в 2003 году, переведён на немецкий и издан в Германии изд-вом «Dağyeli Verlag» в серии «Казахская библиотека».
Произведения Нурпеисова переведены на многие языки мира, такие, как французский, немецкий, испанский, китайский, арабский и на языки народов бывшего СССР.
Абдижамил Нурпеисов известен и как переводчик. Им переведены на казахский язык рассказы А. П. Чехова, М. Горького, пьесы А. Кассона «Деревья умирают стоя», Н. Хикмета «Слепой падишах» и другие.
Издания
1950 — Роман «Курляндия», 2-я редакция под названием «Долгожданный день» (1958).
1961 — 1970 - Историко-революционная трилогия «Кровь и пот», в 1977 году переиздана в серии «Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР», Москва, "Советский писатель").
1972 — Сборник статей «Раздумья» (лит. портреты Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Чингиза Айтматова).
1973 — Сборник статей «Все в нём пело» (об акыне-импровизаторе Жамбыле, премия «Литературной газеты» за 1976 год).
1979 — Книга очерков «Край голубых гор».
1987 — «Долг» (книга о земляках-рыбаках, о тяжёлой судьбе Аральского моря), Алма-Ата, "Жазушы".
1988 — Собрание сочинений в 3 томах, Москва, "Молодая гвардия".
2000 — Роман-дилогия «Последний долг» («И был день», «И была ночь»), Алматы, "Атамура" (переиздан Москва, РИК «Культура», 2002).
Литература
Трилогия «Кровь и пот» и другие произведения Абдижамиля Нурпеисова – одного из художников, внесших большой вклад в казахскую литературу прошедшего ХХ века были переведены примерно на тридцать иностранных языков, благодаря чему мир узнал национальную литературу, которому выдающиеся мировые литераторы дали хорошую оценку. Француз Луи Арагон, россиянин Юрий Казаков, Сергей Баруздин, Анатолий Ким, Николай Афанасьев, Лев Аннинский, Леонид Теракопян, Валентин Оскоцкий, испанец Август Видаль, киргиз Чингис Айтматов, башкурт Мустай Карим, немцы Лео Кошут, Ральф Шредер, казахстанцы Мухтар Ауезов, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Мухамеджан Каратаев, Тахауи Ахтанов, Серик Кирабаев, Зейнолла Кабдолов, Герольд Бельгер, Акселеу Сейдимбек, и др. писали о нем с трепетом.
«...Все, что писал Абдижамиль всю жизнь можно назвать только одной целой эпопеей. Эту эпопею можно было бы назвать и «ХХ век и казахский мир». Мытарства в начале века («Кровь и пот»), жестокость в середине века («Курляндия»), гонения в конце века («Последний долг») единой взаимосвязью составляют художественное полотно».
И написанные воспоминания обладателя мощного пера принесли новое веяние в художественный мемуар. Писатель настолько был самокритичен, что даже свои известные всему миру произведения перед каждым изданием строго критиковал, оттачивал, шлифовал, порицал. Это – склонение головы перед могуществом художественного слова. Любовь к литературе, преданность делу, как говорил великий Абай приравнивание «сопутствующему делу». Смириться с «унижениями», «насмешками», мучениями. До глубины понять, что ответственность литературы большой труд.
Трилогия «Кровь и пот», дилогия «Последний долг» успех не только Нурпеисова, но и всей казахской литературы. За исключительный труд крупный писатель был высоко оценен народом, государством.
А.Нурпеисов – лауреат Государственной премии СССР. В Казахстане эту высокую награду имеют только три писателя: Мухтар Ауезов, Абдижамиль Нурпеисов, Жубан Молдагалиев.
Н. Анастасьев. "Небо в чашечке цветка: Абдижамил Нурпеисов и его книги в мировом литературном пейзаже". — Алматы: «Олке», 2004.
"Мир Нурпеисова" (сборник статей о нём), Международный клуб Абая, Алматы, 2006.
Виктор Никитин. Когда слово берёт память. – журнал «Москва» №4, 2007 г.
После развала СССР
В рыночное время организовал международный казахский ПЕН клуб и был назначен в его президентство. В 2000 году при ПЕН клубе выпускает журнал «Тан-Шолпан». Многие годы председатель совета редакторов этого же литературно-общественного журнала.
В 2000 году Нурпеисов издал роман-дилогию «Последний долг» (об экологической проблеме Арала), роман удостоен Шолоховской премии в 2003 году, переведён на немецкий и издан в Германии изд-вом «Dağyeli Verlag» в серии «Казахская библиотека».
Произведения Нурпеисова переведены на многие языки мира, такие, как французский, немецкий, испанский, китайский, арабский и на языки народов бывшего СССР.
Абдижамил Нурпеисов известен и как переводчик. Им переведены на казахский язык рассказы А. П. Чехова, М. Горького, пьесы А. Кассона «Деревья умирают стоя», Н. Хикмета «Слепой падишах» и другие.
Издания
-
1961 — 1970 - Историко-революционная трилогия «Кровь и пот», в 1977 году переиздана в серии «Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР», Москва, "Советский писатель").
-
1973 — Сборник статей «Все в нём пело» (об акыне-импровизаторе Жамбыле, премия «Литературной газеты» за 1976 год).
-
1979 — Книга очерков «Край голубых гор».
-
1987 — «Долг» (книга о земляках-рыбаках, о тяжёлой судьбе Аральского моря), Алма-Ата, "Жазушы".
-
1988 — Собрание сочинений в 3 томах, Москва, "Молодая гвардия".
-
2000 — Роман-дилогия «Последний долг» («И был день», «И была ночь»), Алматы, "Атамура" (переиздан Москва, РИК «Культура», 2002).
Литература
Трилогия «Кровь и пот» и другие произведения Абдижамиля Нурпеисова – одного из художников, внесших большой вклад в казахскую литературу прошедшего ХХ века были переведены примерно на тридцать иностранных языков, благодаря чему мир узнал национальную литературу, которому выдающиеся мировые литераторы дали хорошую оценку. Француз Луи Арагон, россиянин Юрий Казаков, Сергей Баруздин, Анатолий Ким, Николай Афанасьев, Лев Аннинский, Леонид Теракопян, Валентин Оскоцкий, испанец Август Видаль, киргиз Чингис Айтматов, башкурт Мустай Карим, немцы Лео Кошут, Ральф Шредер, казахстанцы Мухтар Ауезов, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Мухамеджан Каратаев, Тахауи Ахтанов, Серик Кирабаев, Зейнолла Кабдолов, Герольд Бельгер, Акселеу Сейдимбек, и др. писали о нем с трепетом.
«...Все, что писал Абдижамиль всю жизнь можно назвать только одной целой эпопеей. Эту эпопею можно было бы назвать и «ХХ век и казахский мир». Мытарства в начале века («Кровь и пот»), жестокость в середине века («Курляндия»), гонения в конце века («Последний долг») единой взаимосвязью составляют художественное полотно».
И написанные воспоминания обладателя мощного пера принесли новое веяние в художественный мемуар. Писатель настолько был самокритичен, что даже свои известные всему миру произведения перед каждым изданием строго критиковал, оттачивал, шлифовал, порицал. Это – склонение головы перед могуществом художественного слова. Любовь к литературе, преданность делу, как говорил великий Абай приравнивание «сопутствующему делу». Смириться с «унижениями», «насмешками», мучениями. До глубины понять, что ответственность литературы большой труд.
Трилогия «Кровь и пот», дилогия «Последний долг» успех не только Нурпеисова, но и всей казахской литературы. За исключительный труд крупный писатель был высоко оценен народом, государством.
А.Нурпеисов – лауреат Государственной премии СССР. В Казахстане эту высокую награду имеют только три писателя: Мухтар Ауезов, Абдижамиль Нурпеисов, Жубан Молдагалиев.