Дипломатическая деятельность

7 Тамыз 2013, 08:50

Таттимбе́т Казанга́п-улы́ (каз. Таттімбет Қазанғапұлы, 1815, аул Мыржык, ныне Егиндыбулакский район Карагандинской области Казахстана — 1862, там же) — казахский волостной правитель и дипломат, народный композитор-кюйши, домбрист, один из основателей центрально-казахстанской школы исполнения кюев в стиле шертпе. Таттимбет принадлежал к родовой знати, к старинной благородной и состоятельной семье из рода шаншар и увлечение музыкой сочеталось в его жизни с административной деятельностью. Среди его предков — знаменитый бий Каздаусты Казыбек би. Отец Казангап имел высокий воинский чин в царской армии. И сам Таттимбет был офицером российской армии. Таттимбет не знал нужды, которая была спутницей почти всех народных композиторов. Он был известен как серэ́, то есть артист, одевался богато и нарядно, и водил в нарядном уборе своих дорогих коней. Сохранилось предание, что у Таттимбета был конь Бозжорга́, которого он научил танцевать под звуки домбры. Когда он играл свой кюй «Кара жорга» («Вороной иноходец»), Бозжорга ходил в ритме кюя — то шагом, то иноходью, то убыстряя движения. Дипломатическая деятельность Таттимбет был доверенным лицом старшего султана из рода тобыкты Кунанбая Оскенбай-улы — отца Абая. Он был племянником его второй жены Улжан, матери Абая. Кунанбай использовал огромный духовный авторитет Таттимбета для выполнения сложных поручений. По поручению Кунанбая, ещё молодым, Таттимбет ездил к казахам Восточного Туркестана, чтобы уговорить их принять российское подданство. Кунанбай предвидел тот момент, когда граница Российской и Китайской империй закроется для кочевников, и тогда единый народ окажется расколотым на две части. Таттимбет специально для этой миссии сочинил два кюя с соответствующими по смыслу легендами: «Алшагыр-Шаган» и «Корамжан». В 1855 году Таттимбет в составе казахской делегации участвовал в церемонии коронования императора Александра II в Петербурге. Он так впечатлил столицу искусной игрой на домбре, что был удостоен серебряной медали, а за свою административную деятельность получил чин сотника российской армии. Еще одна миссия Таттимбета — его поездка к мятежному Кенесары-хану. Царская колониальная администрация предложила последнему казахскому хану прекратить сопротивление и сдаться, но Таттимбет тайно предложил Кенесары уйти в Китай через Киргизию. Однако Кенесары попал в ловушку, устроенную киргизскими манапами. Таттимбет был душою с восставшими. Подтверждением тому кюй «Азына» (Плач), посвященный трагической смерти Кенесары-хана.

Таттимбе́т Казанга́п-улы́ (каз. Таттімбет Қазанғапұлы, 1815, аул Мыржык, ныне Егиндыбулакский район Карагандинской области Казахстана — 1862, там же) — казахский волостной правитель и дипломат, народный композитор-кюйши, домбрист, один из основателей центрально-казахстанской школы исполнения кюев в стиле шертпе.

Таттимбет принадлежал к родовой знати, к старинной благородной и состоятельной семье из рода шаншар и увлечение музыкой сочеталось в его жизни с административной деятельностью. Среди его предков — знаменитый бий Каздаусты Казыбек би. Отец Казангап имел высокий воинский чин в царской армии. И сам Таттимбет был офицером российской армии. Таттимбет не знал нужды, которая была спутницей почти всех народных композиторов. Он был известен как серэ́, то есть артист, одевался богато и нарядно, и водил в нарядном уборе своих дорогих коней. Сохранилось предание, что у Таттимбета был конь Бозжорга́, которого он научил танцевать под звуки домбры. Когда он играл свой кюй «Кара жорга» («Вороной иноходец»), Бозжорга ходил в ритме кюя — то шагом, то иноходью, то убыстряя движения.

Дипломатическая деятельность

Таттимбет был доверенным лицом старшего султана из рода тобыкты Кунанбая Оскенбай-улы — отца Абая. Он был племянником его второй жены Улжан, матери Абая. Кунанбай использовал огромный духовный авторитет Таттимбета для выполнения сложных поручений. По поручению Кунанбая, ещё молодым, Таттимбет ездил к казахам Восточного Туркестана, чтобы уговорить их принять российское подданство. Кунанбай предвидел тот момент, когда граница Российской и Китайской империй закроется для кочевников, и тогда единый народ окажется расколотым на две части. Таттимбет специально для этой миссии сочинил два кюя с соответствующими по смыслу легендами: «Алшагыр-Шаган» и «Корамжан».

В 1855 году Таттимбет в составе казахской делегации участвовал в церемонии коронования императора Александра II в Петербурге. Он так впечатлил столицу искусной игрой на домбре, что был удостоен серебряной медали, а за свою административную деятельность получил чин сотника российской армии.

Еще одна миссия Таттимбета — его поездка к мятежному Кенесары-хану. Царская колониальная администрация предложила последнему казахскому хану прекратить сопротивление и сдаться, но Таттимбет тайно предложил Кенесары уйти в Китай через Киргизию. Однако Кенесары попал в ловушку, устроенную киргизскими манапами. Таттимбет был душою с восставшими. Подтверждением тому кюй «Азына» (Плач), посвященный трагической смерти Кенесары-хана.

Бөлісу: