7 Тамыз 2013, 06:27
Турсынхан Абдрахманова (каз. Тұрсынхан Әбдірахманова; 1921—2003) — советская казахская поэтесса и литуратуровед.
Родилась в 25 октября 1921 году на руднике Боко в Киргизской АССР РСФСР (ныне в Жарминском районе Семипалатинской области Казахстана). Трудовую жизнь начала в 1941 году учительницей, затем работала директором школы. В 1944 году вступила в ВКП(б). В 1943—1949 годах была первым секретарём Абайского, Аягузского райкомов комсомола, завотделом Чарского райкома партии. Окончив высшую партийную школу при ЦК Компартии Казахстана, работала в Советском райкоме партии г. Алма-Аты. В 1950—1954 годах она — заведующая отделом редакции журнала «Женщины Казахстана» (каз. Қазақстан әйелдері).
После окончания Казахстанского государственного универстета им. Кирова и аспирантуры она успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Лирика Ильяса Джансугурова», затем работает в Госкомитете Совета Министров по печати, в президиуме Академии наук Казахской ССР.
В казахскую литературу Абдрахманова пришла в середине 1950-х годов и проявила себя как талантливая, своеобразная поэтесса. Она написала более двадцати сборников стихов, изданных на казахском и русском языках. Первая книга стихов «Песня» увидела свет в 1959 году. В последующие годы выпущены поэтические сборники: «Песня за песней» (1962), «Знаешь ли ты их?» (1963), «Взлёт» (1966), и «Душа моя — голубь» (1968), «Ключ» (1972), «Зрелость» (1974), «Белый луч» (М.,1971), «Нежность» (М., 1975), «Ларец жемчужин» (1975) и другие. Ценность поэтической натуры Абдрахмановой, проявляется, прежде всего, в лирической иронии. Тонкая поэтическая наблюдательность, острота зрения, колоритные краски, точный рисунок слова определяют звучание её стихов. Её поэмы «Степнячка», «Анар», «Гибель Карагера» и другие наполнены глубоким философским содержанием, яркой образностью.
В творчестве Абдрахмановой широко раскрыта тема жизни казахских женщин. Лирическая героиня Т. Абдрахмановой воспринимает мир в целостности и взаимосвязи, со всеми его болями и тревогами, с присущим казахской литературе национальным самосознанием. Пейзажная лирика Абдрахмановой составляла значительную часть её поэтического творчества. Образы природы являются эмоциональным толчком воссоздания мира. В архивах казахского радио записано около пятидесяти народных и современных песен в исполнении Абдрахмановой.
Википедия