Директор музея

26 Шілде 2013, 12:56

После ареста, несмотря на то, что Сару сразу же реабилитировали, работать преподавателем ей уже не дали. Они живут впятером — старенькая мама, брат Турсун, еще школьник, два сына десяти и четырех лет и сама Сара. На мальчишках висит клеймо сыновей «врага народа», и они это чувствуют. Но она не дает им раскисать, жаловаться. Она вообще очень строгая мама, даже суровая. Но сердце у нее горячее и нежное. Она, конечно же, очень жалеет своих несмысленышей и страдает вместе с ними. Но виду не показывает. Зато это прорывается на бумаге, в таком официальном документе, как автобиография, необходимая для приема на работу. Перечисляя членов своей семьи, Сара пишет: «Сын Нурлашка, 10 лет, ученик 3-го класса. Сын Бекетик, четырех лет, дошкольник». Называя в официальном документе сыновей такими ласковыми, домашними именами, она невольно дает волю своим чувствам. Прошел всего год, как ее выпустили, два года как расстреляли отца ее детей. Но она крепкая. Она все выдержит. Через два месяца после того, как ее отпустили, Сара Есова начала работать в Центральном государственном музее Казахстана сначала научным сотрудником, затем заведующей историко-революционным отделом, а в 1947 стала заместителем директора по научной работе. Затем на девять лет ее связь с музеем прерывается. В этот период она является заместителем директора по научной работе Государственной книжной палаты Казахской ССР, главным библиографом отдела редких книг и рукописей Государственной публичной библиотеки им. А. Пушкина. В ноябре 1956 года после реабилитации мужа ее назначают директором Центрального государственного музея Казахстана. На этой должности она проработала семнадцать лет. — Она первой ввела научные принципы комплектования фондов музея, — рассказывает Райхан Космамбетова. — Мы проработали вместе 20 лет, я была сначала рядовой сотрудницей, потом ее замом, потом сама стала директором этого музея и считаю, что я очень многим ей обязана в своем становлении. Сара Сатпаевна хорошо знала моего отца, еще по Ташкенту, но узнала я об этом через много-много лет. Сама Сара Сатпаевна ни разу не сказала мне об этом. Таким она была человеком — давление на родственные связи, знакомства, какие-то протеже были для нее пустым звуком, не имели никакого значения. Она ценила только человеческую порядочность и умение работать. С бездельниками не церемонилась, но всегда была предельно справедливой. Помню, как мы ездили с ней в дом к Алиби Джангильдину выбрать экспонаты для музея. Она с таким трепетом держала в руках его вещи, как может только настоящий музейный работник. Значительная часть коллекции Центрального государственного музея Республики Казахстан была сформирована под руководством и при непосредственном участии Сары Есовой. Она организовала крупные экспедиционные сборы этнографического и исторического материала в различных регионах страны, материала, который отражает быт, традиции, искусство, политическую и социальную историю жизни разных народов Казахстана. В разряд уникальных экспонатов на сегодняшний день вошли мемориальные предметы выдающихся личностей в истории нашей страны. Это материалы, относящиеся к Чокану Валиханову, Куляш Байсеитовой, Андрею Зенкову, Алиби Джангильдину, Мукану Тулебаеву и другим. Большая работа была проведена музеем в период подготовки выставки, которая проходила в рамках декады казахской литературы и искусства в 1958 году в Москве. Сотрудники музея во главе с Сарой Есовой не раз выезжали в глубинки в командировки, встречались с народными умельцами — зергерами, резчиками по дереву и кости, кожевниками, вышивальщицами, мастерицами по изготовлению ручных изделий из войлока, ковровщицами — и приобретали у них изделия для пополнения музейного фонда и для того, чтобы показать их в Москве. На той выставке было представлено более 400 музейных предметов, изделия мастеров народного творчества — узорные войлочные текеметы, сырмаки, ворсовые и безворсовые ковры, вытканные вручную, тускиизы, богато декорированные вышивкой, украшения из серебра, резные и инкрустированные предметы из дерева, кожи, кости, конская сбруя, одежда. Впервые на всесоюзном уровне в таком объеме демонстрировалось высокое искусство народных мастеров Казахстана. Кстати, Сара Есова была в Москве и на следующий год, когда ей вручали орден «Знак Почета». А в 1961 она вместе с Габитом Мусреповым стала делегатом XXII съезда КПСС. Центральному государственному музею Республики Казахстан Сара Есова отдала большую часть своей жизни и уже не расставалась с ним. Даже когда вышла на пенсию (а она была персональным пенсионером союзного значения) и продолжала работу библиографа в Государственной публичной библиотеке им. А. Пушкина, она состояла на партийном учете в музее, занималась общественной деятельностью, приводила в музей внуков, которых очень любила и, удивительное дело, безмерно баловала, забыв о том, как строга была со своими детьми. Сегодня внуки бережно хранят бабушкины правительственные награды — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», орден «Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина.

После ареста, несмотря на то, что Сару сразу же реабилитировали, работать преподавателем ей уже не дали. Они живут впятером — старенькая мама, брат Турсун, еще школьник, два сына десяти и четырех лет и сама Сара. На мальчишках висит клеймо сыновей «врага народа», и они это чувствуют. Но она не дает им раскисать, жаловаться. Она вообще очень строгая мама, даже суровая. Но сердце у нее горячее и нежное. Она, конечно же, очень жалеет своих несмысленышей и страдает вместе с ними. Но виду не показывает. Зато это прорывается на бумаге, в таком официальном документе, как автобиография, необходимая для приема на работу. Перечисляя членов своей семьи, Сара пишет: «Сын Нурлашка, 10 лет, ученик 3-го класса. Сын Бекетик, четырех лет, дошкольник». Называя в официальном документе сыновей такими ласковыми, домашними именами, она невольно дает волю своим чувствам. Прошел всего год, как ее выпустили, два года как расстреляли отца ее детей. Но она крепкая. Она все выдержит.

Через два месяца после того, как ее отпустили, Сара Есова начала работать в Центральном государственном музее Казахстана сначала научным сотрудником, затем заведующей историко-революционным отделом, а в 1947 стала заместителем директора по научной работе. Затем на девять лет ее связь с музеем прерывается. В этот период она является заместителем директора по научной работе Государственной книжной палаты Казахской ССР, главным библиографом отдела редких книг и рукописей Государственной публичной библиотеки им. А. Пушкина. В ноябре 1956 года после реабилитации мужа ее назначают директором Центрального государственного музея Казахстана. На этой должности она проработала семнадцать лет.

— Она первой ввела научные принципы комплектования фондов музея, — рассказывает Райхан Космамбетова. — Мы проработали вместе 20 лет, я была сначала рядовой сотрудницей, потом ее замом, потом сама стала директором этого музея и считаю, что я очень многим ей обязана в своем становлении. Сара Сатпаевна хорошо знала моего отца, еще по Ташкенту, но узнала я об этом через много-много лет. Сама Сара Сатпаевна ни разу не сказала мне об этом. Таким она была человеком — давление на родственные связи, знакомства, какие-то протеже были для нее пустым звуком, не имели никакого значения. Она ценила только человеческую порядочность и умение работать. С бездельниками не церемонилась, но всегда была предельно справедливой. Помню, как мы ездили с ней в дом к Алиби Джангильдину выбрать экспонаты для музея. Она с таким трепетом держала в руках его вещи, как может только настоящий музейный работник.

Значительная часть коллекции Центрального государственного музея Республики Казахстан была сформирована под руководством и при непосредственном участии Сары Есовой. Она организовала крупные экспедиционные сборы этнографического и исторического материала в различных регионах страны, материала, который отражает быт, традиции, искусство, политическую и социальную историю жизни разных народов Казахстана. В разряд уникальных экспонатов на сегодняшний день вошли мемориальные предметы выдающихся личностей в истории нашей страны. Это материалы, относящиеся к Чокану Валиханову, Куляш Байсеитовой, Андрею Зенкову, Алиби Джангильдину, Мукану Тулебаеву и другим. Большая работа была проведена музеем в период подготовки выставки, которая проходила в рамках декады казахской литературы и искусства в 1958 году в Москве. Сотрудники музея во главе с Сарой Есовой не раз выезжали в глубинки в командировки, встречались с народными умельцами — зергерами, резчиками по дереву и кости, кожевниками, вышивальщицами, мастерицами по изготовлению ручных изделий из войлока, ковровщицами — и приобретали у них изделия для пополнения музейного фонда и для того, чтобы показать их в Москве. На той выставке было представлено более 400 музейных предметов, изделия мастеров народного творчества — узорные войлочные текеметы, сырмаки, ворсовые и безворсовые ковры, вытканные вручную, тускиизы, богато декорированные вышивкой, украшения из серебра, резные и инкрустированные предметы из дерева, кожи, кости, конская сбруя, одежда. Впервые на всесоюзном уровне в таком объеме демонстрировалось высокое искусство народных мастеров Казахстана.

Кстати, Сара Есова была в Москве и на следующий год, когда ей вручали орден «Знак Почета». А в 1961 она вместе с Габитом Мусреповым стала делегатом XXII съезда КПСС.

Центральному государственному музею Республики Казахстан Сара Есова отдала большую часть своей жизни и уже не расставалась с ним. Даже когда вышла на пенсию (а она была персональным пенсионером союзного значения) и продолжала работу библиографа в Государственной публичной библиотеке им. А. Пушкина, она состояла на партийном учете в музее, занималась общественной деятельностью, приводила в музей внуков, которых очень любила и, удивительное дело, безмерно баловала, забыв о том, как строга была со своими детьми.

Сегодня внуки бережно хранят бабушкины правительственные награды — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», орден «Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина.

Бөлісу: