26 Шілде 2013, 11:27
Певец, актер и композитор. Народный артист Казахстана
Ержанов Манарбек (1901-1966) – певец, актер и композитор. Народный артист Казахстана. Он является достойным продолжателем певческой и композиторской школы композиторов-певцов Биржан-сала, Ахана-сере и др.
Своим непосредственным учителем считал известного певца и домбриста Кусенбая.
Многогранный талант Ержанова ярко проявился в создании множества замечательных песен. Он сочинил более 150 песен и кюев. Среди песен особенно были популярны у народа такие, как “Жарыс”, “Амангельды туралы олен”, “Койши ани” и др.
Значительный раздел творческого наследия Ержанова составляют его кюи для домбры. Это “Би куйи”, “Акку”, “Жетысу” и др. Ержанов был также и выдающимся артистом. Мастерство актера и певца проявилось в операх: “Кыз Жибек” - Шиге, “Жалбыр” - Елемес, “Ер Таргын” - Сахан и др.
Последние годы жизни Ержанов вел в Государственной филармонии им. Джамбула активную концертную деятельность.
Столетие со дня рождения замечательного музыканта, автора многих песен и кюев, знаменитого артиста Оперного театра было отмечено в 2002 году. Манарбек Ержанов родился в местности Карабулак Карагандинской области. Каркаралы - эта уникальная местность – дала казахской культуре такие имена как Амре и Жусупбек, Естай, Кали и Косымжан и, конечно же, Манарбек.
Родители Манарбека были от природы одарены талантами: отец – народный умелец, кузнец и ювелир, был замечательным кюйши-инструменталистом, мать хорошо пела.
Учителем Манарбека в пении был известный музыкант, кюйши и певец Кусенбай. Непререкаемым художественным авторитетом для будущего знаменитого певца аркинской традиции стал Амре Кашаубаев - «легенда» отечественной культуры. Манарбек уже в молодости овладел всем богатством певческой традиции Сары-Арки, великолепно исполнял песни Биржан-сала, Ахана-серэ, Жарылгапберди, Естая, Жаяу Мусы и Шашубая. Удивительная тембровая окраска, «прозрачность» голоса Манарбека придают особое очарование вариантам известных песен в исполнении певца.
Манарбек Ержанов был одним из первых актеров Казахского драматического (1928 г.) и Казахского музыкального (1934 г.) - будущего оперного театра (1937 г.). Он вошел в первый, «звездный» актерский состав оперного вместе с Куляш и Канабеком Байсеитовыми, Курманбеком Джандарбековым, Амре Кашаубаевым, Исой Байзаковым, Елюбаем Умурзаковым, Сергали Абжановым, Урией Турдыкуловой, Гарифуллой Курмангалиевым. С Гарифуллой Курмангалиевым Манарбек делил одни роли в национальных операх - Шеге в опере «Кыз-Жибек», Елемеса в «Жалбыре», Сахана в опере «Ер-Таргын», Азима в опере «Абай», Естая в опере «Биржан и Сара».
Распределение труппы на первый и второй составы относительно Манарбека и Гарифуллы всегда представляло огромные трудности, ибо оба певца были «равными из равных». Не случайно, на Декаду казахского искусства в Москву (1936), где был представлен первый состав, выехали и Манарбек, и Гарифулла. Но принципиальным было – кому доверят исполнение роли Шеге в опере «Кыз Жибек» – первом спектакле, открывавшем Декаду. Выбор пал на Ержанова. Ведь именно Манарбеку принадлежит «заглавная» музыкальная характеристика акына – терме Шеге. Брусиловский вспоминал, что долго не мог подобрать соответствующего народного напева. И тогда он обратился с просьбой к Манарбеку. Только ночь понадобилась певцу, чтобы представить к утренней репетиции свое искрометное и блистательное терме, сочиненное в лучших традициях народного жанра! Ахмет Жубанов пишет, что после этого спектакля академик-музыковед и композитор Борис Владимирович Асафьев восхищенно воскликнул: «О! Этот певец принес бескрайнюю казахскую степь на сцену Москвы!» и спросил у него, какую музыкальную школу окончил Манарбек. Трудно найти более убедительную характеристику высокого профессионализма певца, прозвучавшую из уст авторитетнейшего советского музыканта.
Особое место в творчестве Манарбека занимает сочинение собственных произведений. Не случайно именно он стал одним из первых членов Союза композиторов КазССР (1942). Будучи исполнителем «аркинских» песен, Манарбек в собственном композиторском творчестве продолжает и развивает народные традиции. В то же время, на творениях Манарбека печать современной эпохи - они богаты новыми ритмами и новыми для казахской музыки приемами развития. Таковы песни «Паровоз», «Куанамын», «Жасасын», «Шопан эни» и др. Эти песни до сих пор пользуются неизменной популярностью и любовью публики. Интересны и кюи – инструментальные произведения Манарбека Ержанова – Би кюй, Шалкар коль, Орнек, Конил кюй. Сочиненные в традиции шертпе, они, тем не менее, индивидуальны и ярки по стилю. Особенно характерен оригинальный ритм, придающий неповторимость звуковой палитре.
Последние годы жизни Манарбек занимается в основном концертной и композиторской деятельностью (1953-1960). Он много выступает, выезжая с гастролями по республике. Этот период наиболее продуктивен для Манарбека в творческом плане. Самые известные его произведения – песни и кюи в народно-профессиональных традициях, песни нового времени - сочинены именно в эти годы.
Вклад Манарбека Ержанова в казахскую советскую музыкальную культуру был высоко оценен государством. Ему было присвоено почетное звание Народного артиста Каз.ССР, он был награжден орденами Красной звезды и «Знак Почета», правительственными грамотами. И все же главная награда – народная любовь и неизбывная память, бесконечная благодарность и поклонение большому таланту замечательного певца и творца Манарбека Ержанова.