Дюсембин Хабдрахман

26 Шілде 2013, 09:49

Директор Института физиологии человека и животных МОН РК, член-корреспондент Академии наук республики. Учеба на биолого-почвенном факультете Казахского университета Хабдрахману Дюсембину действительно пришлась по душе. В 1953 году после окончания КазГУ пытливый юноша становится аспирантом Института физиологии имени И.Павлова в Ленинграде. Аспирант впитывал знания в красивых залах Ленинградского отделения Академии наук в бывшем дворце Меншикова и в Колтушах. С особым интересом Дюсембин занимался в лабораториях генетики высшей нервной деятельности, онтогенеза условных рефлексов, знакомился со звуконепроницаемой камерой, где эксперименты проводил сам знаменитый И.Павлов. Неизгладимое впечатление оставили встречи со знаменитыми академиками Л.Орбели, К.Быковым, Е.Крепсом, П.Анохиным. В 1956 году в лаборатории профессора И.Барышникова Дюсембин под руководством доктора биологических наук Г.Тверского успешно защитил кандидатскую диссертацию “Рефлекторное торможение молокоотдачи”. Молодой ученый не случайно заинтересовался такой малоизвестной областью, как кумысоведение. В то время как российские коллеги не один год изучали целебные свойства кваса, узбеки - зеленого чая, киргизы - бозо, туркмены - чала, о кумысе в бывшем СССР знали мало. После войны ценился калмыцкий кумыс, а в Казахстане им почти не занимались. Как-то раз нашу республику посетил председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Ворошилов. Во время пребывания в Семипалатинской области второй секретарь обкома Р.Ильяшев угостил его кумысом. С непривычки у маршала началось расстройство желудка, из-за чего Ильяшев имел неприятный разговор с кагэбэшниками. Но неожиданно Ворошилову стало лучше и он поделился с окружающими: “Чувствую себя после кумыса бодро. Сколько служил в кавалерии, не знал, что кобылье молоко такое полезное”. У степных народов лошади не зря считаются благородными животными. В отличие от овец и коров они щиплют не всю траву подряд, а выбирают отдельные растения. Если весь остальной скот пьет из луж и водоемов, кони потребляют только проточную чистую воду. Из организма лошадей токсины, вредные вещества и тяжелые металлы выводятся намного быстрее, чем у других домашних животных. В древности кочевники, например, пили конскую кровь. Кобылье молоко по своему составу наиболее схоже с женским. В коровьем молоке микроэлементы высокомолекулярные, что может вызвать атеросклероз. В кумысе же микроэлементы низкомолекулярны. Другой особенностью кобыльего молока является наличие в нем легкоусвояемых и легкоперевариваемых жирных кислот, лактозы, ценных и незаменимых аминокислот и белков. Кроме как в кумысе в природе их нет. Кроме того, витамины, содержащиеся в кобыльем молоке, обладают адаптированными свойствами. В кровь человека они поступают сразу через сосуды, а не через продукты или соединения. С 1956 года по настоящее время Х.Дюсембин прошел путь от младшего научного сотрудника до директора Института физиологии человека и животных Министерства образования и науки РК, члена-корреспондента Академии наук республики. Докторская диссертация физиолога в 1970 году “Закономерности молокообразования и молокоотдачи у кобыл и некоторых жвачных животных” также была посвящена теме кумыса. Выступления Х.Дюсембина всегда вызывали большой резонанс на симпозиумах и конференциях не только в СССР и СНГ, но и в Болгарии, Венгрии, Италии, Камбодже, Монголии, Пакистане и Чехии. Основные научные исследования профессора Х.Дюсембина направлены на выяснение механизмов нейрогормональной регуляции лактации. Он доказал роль эфферентных нервов и катехоламинов в торможении рефлекса молокоотдачи и разработал меры борьбы с гипогалактией. Изучил взаимодействие пролактина, окситоцина и других гормонов с рецепторами молочной железы. На основе результатов своих исследований Х.Дюсембин предложил теорию торможения и стимуляции молокоотдачи. Профессором написаны сотни книг, учебников, монографий, пособий. Пятнадцать человек защитили диссертации под его научным руководством. Многие идеи ученого нашли практическое применение. Так, Дюсембин заметил, что у кобыл реакция быстрая. Рефлекс молокоотдачи высокий, что создает трудности и даже опасности при доении. Из досок и жердей он соорудил макет станка, который стал основой для создания во Всесоюзном институте механизации и электрификации доильных аппаратов “Темп”, “Стимул”, “ДА-3М”. По всем показателям “Темп” оказался наиболее адекватным и стал применяться на кумысных фермах. Х.Дюсембин также установил одну из причин низкой продуктивности коров: дефицит кобальта, йода, меди и других микроэлементов в кормах и воде. При добавлении их в кормовые рационы удои коров увеличивались на 25 процентов. Экономический эффект по республике составил 40 миллионов рублей в год. Физиология - сфера очень сложная, фундаментальная, где путь от идеи до ее воплощения в жизнь занимает годы, а то и десятилетия. И успеха в ней добиваются только бесконечно преданные науке люди. Хабдрахман Дюсембин - один из них. Родом из детства В родном ауле Ушкол Павлодарской области Хабдрахман оказался единственным ребенком, желающим учиться в седьмом классе. Остальные его одноклассники из-за голода и бедности после шестилетки решили работать. Пришлось Хабдрахману ехать в соседнее село, где обучение семиклассников шло на русском языке. Учеба в новом классе вполне могла прерваться. После первого же урока химии Хабдрахман явился к директору школы К.Ахметову: “За весь урок ничего не понял. Учительница говорила о каком-то веществе, а я не знаю, что это такое”. Вздохнув, директор ответил: “Переведу тебя в восьмой казахский класс с условием, что осилишь программу”. Вторым человеком, повлиявшим на судьбу и будущую профессию Хабдрахмана, стал его родной отец. В 1948 году выпускника Павлодарского педагогического училища Дюсембина областное начальство решило направить в Московский военно-архивный институт. Услышав слово “военный”, отец будущего курсанта запротестовал: “Учись где хочешь, но только не на военного. Достаточно и того, что твой брат Сейтен на войне был тяжело ранен”. Третьим человеком, сыгравшим не последнюю роль в выборе будущей профессии Хабдрахмана, стал ректор КазГУ Т.Тажибаев. Дюсембин решил подать документы на историко-филологический факультет, но после беседы с ректором по его совету поступил учиться на биолога. Источник http://biografia.kz/famous/2854#ixzz2a8zdJ1iL

Директор Института физиологии человека и животных МОН РК, член-корреспондент Академии наук республики.

Учеба на биолого-почвенном факультете Казахского университета Хабдрахману Дюсембину действительно пришлась по душе. В 1953 году после окончания КазГУ пытливый юноша становится аспирантом Института физиологии имени И.Павлова в Ленинграде. Аспирант впитывал знания в красивых залах Ленинградского отделения Академии наук в бывшем дворце Меншикова и в Колтушах. С особым интересом Дюсембин занимался в лабораториях генетики высшей нервной деятельности, онтогенеза условных рефлексов, знакомился со звуконепроницаемой камерой, где эксперименты проводил сам знаменитый И.Павлов.

Неизгладимое впечатление оставили встречи со знаменитыми академиками Л.Орбели, К.Быковым, Е.Крепсом, П.Анохиным. В 1956 году в лаборатории профессора И.Барышникова Дюсембин под руководством доктора биологических наук Г.Тверского успешно защитил кандидатскую диссертацию “Рефлекторное торможение молокоотдачи”.

Молодой ученый не случайно заинтересовался такой малоизвестной областью, как кумысоведение. В то время как российские коллеги не один год изучали целебные свойства кваса, узбеки - зеленого чая, киргизы - бозо, туркмены - чала, о кумысе в бывшем СССР знали мало. После войны ценился калмыцкий кумыс, а в Казахстане им почти не занимались.

Как-то раз нашу республику посетил председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Ворошилов. Во время пребывания в Семипалатинской области второй секретарь обкома Р.Ильяшев угостил его кумысом. С непривычки у маршала началось расстройство желудка, из-за чего Ильяшев имел неприятный разговор с кагэбэшниками. Но неожиданно Ворошилову стало лучше и он поделился с окружающими: “Чувствую себя после кумыса бодро. Сколько служил в кавалерии, не знал, что кобылье молоко такое полезное”.

У степных народов лошади не зря считаются благородными животными. В отличие от овец и коров они щиплют не всю траву подряд, а выбирают отдельные растения. Если весь остальной скот пьет из луж и водоемов, кони потребляют только проточную чистую воду. Из организма лошадей токсины, вредные вещества и тяжелые металлы выводятся намного быстрее, чем у других домашних животных. В древности кочевники, например, пили конскую кровь.

Кобылье молоко по своему составу наиболее схоже с женским. В коровьем молоке микроэлементы высокомолекулярные, что может вызвать атеросклероз. В кумысе же микроэлементы низкомолекулярны. Другой особенностью кобыльего молока является наличие в нем легкоусвояемых и легкоперевариваемых жирных кислот, лактозы, ценных и незаменимых аминокислот и белков. Кроме как в кумысе в природе их нет. Кроме того, витамины, содержащиеся в кобыльем молоке, обладают адаптированными свойствами. В кровь человека они поступают сразу через сосуды, а не через продукты или соединения.

С 1956 года по настоящее время Х.Дюсембин прошел путь от младшего научного сотрудника до директора Института физиологии человека и животных Министерства образования и науки РК, члена-корреспондента Академии наук республики. Докторская диссертация физиолога в 1970 году “Закономерности молокообразования и молокоотдачи у кобыл и некоторых жвачных животных” также была посвящена теме кумыса. Выступления Х.Дюсембина всегда вызывали большой резонанс на симпозиумах и конференциях не только в СССР и СНГ, но и в Болгарии, Венгрии, Италии, Камбодже, Монголии, Пакистане и Чехии.

Основные научные исследования профессора Х.Дюсембина направлены на выяснение механизмов нейрогормональной регуляции лактации. Он доказал роль эфферентных нервов и катехоламинов в торможении рефлекса молокоотдачи и разработал меры борьбы с гипогалактией. Изучил взаимодействие пролактина, окситоцина и других гормонов с рецепторами молочной железы. На основе результатов своих исследований Х.Дюсембин предложил теорию торможения и стимуляции молокоотдачи. Профессором написаны сотни книг, учебников, монографий, пособий. Пятнадцать человек защитили диссертации под его научным руководством.

Многие идеи ученого нашли практическое применение. Так, Дюсембин заметил, что у кобыл реакция быстрая. Рефлекс молокоотдачи высокий, что создает трудности и даже опасности при доении. Из досок и жердей он соорудил макет станка, который стал основой для создания во Всесоюзном институте механизации и электрификации доильных аппаратов “Темп”, “Стимул”, “ДА-3М”. По всем показателям “Темп” оказался наиболее адекватным и стал применяться на кумысных фермах. Х.Дюсембин также установил одну из причин низкой продуктивности коров: дефицит кобальта, йода, меди и других микроэлементов в кормах и воде. При добавлении их в кормовые рационы удои коров увеличивались на 25 процентов. Экономический эффект по республике составил 40 миллионов рублей в год.

Физиология - сфера очень сложная, фундаментальная, где путь от идеи до ее воплощения в жизнь занимает годы, а то и десятилетия. И успеха в ней добиваются только бесконечно преданные науке люди. Хабдрахман Дюсембин - один из них.

Родом из детства

В родном ауле Ушкол Павлодарской области Хабдрахман оказался единственным ребенком, желающим учиться в седьмом классе. Остальные его одноклассники из-за голода и бедности после шестилетки решили работать.

Пришлось Хабдрахману ехать в соседнее село, где обучение семиклассников шло на русском языке. Учеба в новом классе вполне могла прерваться. После первого же урока химии Хабдрахман явился к директору школы К.Ахметову: “За весь урок ничего не понял. Учительница говорила о каком-то веществе, а я не знаю, что это такое”. Вздохнув, директор ответил: “Переведу тебя в восьмой казахский класс с условием, что осилишь программу”.

Вторым человеком, повлиявшим на судьбу и будущую профессию Хабдрахмана, стал его родной отец. В 1948 году выпускника Павлодарского педагогического училища Дюсембина областное начальство решило направить в Московский военно-архивный институт. Услышав слово “военный”, отец будущего курсанта запротестовал: “Учись где хочешь, но только не на военного. Достаточно и того, что твой брат Сейтен на войне был тяжело ранен”.

Третьим человеком, сыгравшим не последнюю роль в выборе будущей профессии Хабдрахмана, стал ректор КазГУ Т.Тажибаев. Дюсембин решил подать документы на историко-филологический факультет, но после беседы с ректором по его совету поступил учиться на биолога.



Источник http://biografia.kz/famous/2854#ixzz2a8zdJ1iL

Бөлісу: