24% мировых экспертов, опрошенных в рамках международного исследования фонда «Посткризисный мир», считают, что Казахстан обладает большим потенциалом превращения в одного из новых мировых экономических лидеров, вопреки глобальному замедлению, сообщает корреспондент BNews.kz.
Уверенный рост рейтингов нашей страны на мировой арене – явное тому подтверждение. Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занял 51 место по «Индексу глобальной конкурентоспособности», поднявшись на 21 позицию по сравнению с предыдущими показателями
Индикатор экономического развития
Различными рейтинговыми агентствами на постоянной основе проводятся исследования для оценки проводимых в их государствах реформ и выявления слабых и сильных сторон во всех сферах жизнедеятельности, которые затем становятся объектом пристального внимания, как инвесторов, так и правительств различных стран мира.
Фондом «Посткризисный мир», инициировавшим проведение недавнего исследования «Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира», такая работа проводится с 2009 года. Причем каждый год берутся разные темы: ««ПостСССР: оценка антикризисных действий правительств», «Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений», «Модели посткризисного развития: глобальная война или новый консенсус», «Реконструкция Европы. Конкуренция. Безопасность. Экспансия», «Мирный атом XXI: геополитика, безопасность, новая энергетика».
В этом году доклад «Перспектива – 2050: новая политико-экономическая карта мира» был подготовлен по итогам международного экспертного исследования, в котором приняли участие 303 эксперта из 63 стран мира. В экспертный пул вошли экономисты и финансовые аналитики, владельцы и топ-менеджеры компаний, журналисты, пишущие на экономические и политические темы, ученые в области естественных, гуманитарных и общественных наук, политики и чиновники.
«Бронзовое» первенство Казахстана
Авторы исследования задались вопросом, какие факторы могут послужить «трамплином» для прорыва развивающихся государств Азии в «новые тигры» и от каких стран регионам стоит ожидать этого рывка (здесь следует добавить, что под «новыми тиграми» подразумеваются нации, которые обладают потенциалом превращения в новых мировых экономических лидеров вопреки глобальному замедлению).
В итоге 57% опрошенных аналитиков указали, что на роль «новых тигров» может претендовать Турция. «Серебро» в этом рейтинге заняли Индонезия и Вьетнам (за эти страны проголосовал 41% опрошенных респондентов), «бронзу» – Иран (26%) и Казахстан (24%). Замыкают рейтинг Пакистан (8%), Курдистан (7%), Мьянма (6%). И, наконец, 8% от всех опрошенных экспертов отдали свои голоса в пользу других азиатских стран, в числе которых – Монголия, Бирма, Филлипины и другие государства.
По мнению аналитиков, Турция лидирует в этом рейтинге в связи с близостью к Евросоюзу, в связи со стабильным экономическим развитием, эффективной государственной политикой в сферах образования и предпринимательства, а также в связи с культурой толерантности по отношению к религиозным убеждениям.
Наряду с этим эксперты отмечают и наличие ряда проблем, препятствующих достижению Турцией позиции регионального или даже мирового лидера.
«Это в первую очередь курдская проблема и растущая политическая исламизация», - отмечается в исследовании.
Среди конкурентных преимуществ Вьетнама участники опроса выделили неуклонный рост экспорта, курс на индустриализацию, дешевые трудовые ресурсы, внутриполитическую стабильность и выгодное географическое положение.
А выбирая Индонезию, эксперты подчеркнули ее огромное население с большой долей молодежи, развитие промышленности и сферы услуг, наличие природных ресурсов и выгодное географическое расположение. По мнению экспертов, для повышения статуса этой стране необходимо сбалансировать экспорт своих природных и трудовых ресурсов с последовательным стратегическим индустриальным развитием.
Наша страна – единственное из постсоветских среднеазиатских государств, вошедшее, по оценке экспертов, в первую пятерку претендентов на статус «новых тигров». Весомыми основаниями для этого выбора стали эффективное государственное управление и планирование, рост образовательного уровня населения, динамичное развитие промышленности и банковского сектора вкупе с выгодным евразийским месторасположением и богатыми природными ресурсами, а также курс на международную интеграцию.
«Рецепт» ускоренного развития
Что касается факторов, за счет которых страны могут совершить прорыв – то 48% опрошенных отдали свои голоса в пользу форсированного развития образования и экономики знаний, 41% – в пользу стратегического долгосрочного планирования, 38 – выгодного географического положения, 28 – сильной роли государства, 20 – в пользу выращивания транснациональных компаний из национальных фирм, 15 – новых подходов в управлении, 2 – приобретения ядерного оружия, и 10% голосов отдано в пользу других факторов.
К примеру, по словам эксперта по социальным проектам РИА «Новости» Владимира Тюшина, «экономический рывок в долгосрочном плане возможен у государств, обладающих хотя бы двумя из трех факторов: 1. Избыток населения, обеспечивающий низкую стоимость труда. 2. Наличие значительных запасов природных ресурсов. 3. Выгодное географическое расположение относительно основных центров мирового потребления».
«При этом необходимо безусловное выполнение двух дополнительных условий: А. Сильное государство, гарантирующее политическую стабильность и защиту инвестиций (в том числе - иностранных). Б. Высокая транспарентность экономической системы (включая защиту от коррупции, свободное движение капитала, отсутствие претензий на экономический суверенитет – поскольку цели устойчивости, высоких темпов роста и экономического суверенитета одновременно недостижимы)», - добавил российский эксперт.
Почти треть участников исследования уверены, что одним из необходимых условий для быстрорастущего роста и повышения статуса страны на мировой арене является сильная государственная власть. Участие государства необходимо в инфраструктурных проектах и в проектах, направленных на развитие человеческих ресурсов. По мнению аналитиков, сильная государственная власть способна создавать долгосрочные стратегии национального развития и гарантировать защиту инвестиций. В этой связи не удивительно отнесение Казахстана к «новым тиграм».
Цель – тридцатка развитых стран мира
Напомним, что в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира от 1 марта 2006 года» Нурсултан Назарбаев поставил перед страной новую планку – подняться на 30 строчку в мировом рейтинге конкурентоспособности.
Ранее, когда мы намеревались занять 50 позицию, это казалось недостижимой целью. Но за годы независимости в авторитетном рейтинге Всемирного экономического форума, который ведется с 1979 года, наша страна смогла подняться с 109 (в начале 90-х) до 51 места (по итогам 2012 года).
Наряду с этим большим авторитетом пользуется также рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business). Это глобальный проект Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), запущенный в 2003 году. Если в 2007 году наша страна при подсчете рейтинга страны по всем 11 индикаторам занимала в общей сложности 80 место, в 2008 – 70, 2009 – 63, в 2010 – 59, то в 2011 году по итогам рейтинга благоприятности деловой среды мы заняли 47 позицию. А по итогам «Doing Business-2013» Казахстан занял 49 место.
Как известно, чем выше позиция страны, тем больше шансов привлечь в нее мировых инвесторов. И благодаря динамичным реформам республика продолжает улучшать свои позиции на международной арене.
Согласно недавнему отчету признанных мировых рейтинговых агентств за 2012-2013 годы по «Индексу глобальной конкурентоспособности» (Global Competitiveness Index, GCI), Казахстан занял 51 место, поднявшись на 21 ступень по сравнению с предыдущим докладом. Во многом это стало возможным благодаря реформированию таможенной сферы. Так, по индикатору «Бремя таможенных процедур» наша страна поднялась на рекордные 25 позиций, заняв 77 место.
Отметим при этом, что GCI определяется по исследованию неправительственной организации «Всемирного экономического форума», штаб-квартира которой находится в Швейцарии. ВЭФ периодически публикует итоги экономических и политических исследований.
По второму, не менее авторитетному исследованию, проводимому Всемирным банком совместно с региональным проектом USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) в странах Центральной Азии, по оценке «Индекса эффективности логистики» в 2012 году из 155 стран мира Казахстан занял 86 место.
Таможенное реформирование
По мнению заместителя председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Игоря Тена, такие результаты стали итогом внедрения реформ в таможенной сфере. Так, в 2012 году была внедрена процедура предварительного информирования, которая означает получение информации о перемещаемых товарах таможней заблаговременно до ввоза грузов. Оценка рисков таможней проводится заранее и к моменту ввоза партий товаров таможня уже знает, какой степени контроля необходимо подвергнуть ввозимые товары. Для участников внешнеэкономической деятельности сокращается время прохождения грузов через границу, процесс взаимоотношений с таможней становится прозрачным и понятным.
Наряду с этим, таможенной службой внедряются мероприятия по обновлению информационных технологий, по результатам которых оптимизируются процессы проверки деклараций на товары, повысится скорость их обработки, что приведет к сокращению времени таможенного оформления в целом. Модернизация IT-программ позволит автоматизировать процессы предоставления государственных услуг таможенными органами, и ряд процессов таможенного администрирования по отдельным видам товаров.
Кроме того, с 1 января 2013 года в пилотном режиме введено электронное декларирование экспорта. Безбумажное таможенное декларирование сокращает сроки таможенной очистки, снижает затраты экспортеров, позволяет осуществлять подачу декларации из любого места без физического присутствия декларанта в таможне, что исключает риск коррупционных проявлений. Полный переход работы таможни в электронный режим запланирован на 2014 год, что значительно повысит статус страны на международной арене и ускорит вхождение в число 30 развитых стран мира.
Эти и другие меры, принимаемые таможенной службой Казахстана, позволили повысить рейтинги, продемонстрировали наглядное снижение бремени таможенных процедур и эффективности таможенного администрирования.
Айжан БЕКТАСОВА
24% мировых экспертов, опрошенных в рамках международного исследования фонда «Посткризисный мир», считают, что Казахстан обладает большим потенциалом превращения в одного из новых мировых экономических лидеров, вопреки глобальному замедлению, сообщает корреспондент BNews.kz.
Уверенный рост рейтингов нашей страны на мировой арене – явное тому подтверждение. Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занял 51 место по «Индексу глобальной конкурентоспособности», поднявшись на 21 позицию по сравнению с предыдущими показателями
Индикатор экономического развития
Различными рейтинговыми агентствами на постоянной основе проводятся исследования для оценки проводимых в их государствах реформ и выявления слабых и сильных сторон во всех сферах жизнедеятельности, которые затем становятся объектом пристального внимания, как инвесторов, так и правительств различных стран мира.
Фондом «Посткризисный мир», инициировавшим проведение недавнего исследования «Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира», такая работа проводится с 2009 года. Причем каждый год берутся разные темы: ««ПостСССР: оценка антикризисных действий правительств», «Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений», «Модели посткризисного развития: глобальная война или новый консенсус», «Реконструкция Европы. Конкуренция. Безопасность. Экспансия», «Мирный атом XXI: геополитика, безопасность, новая энергетика».
В этом году доклад «Перспектива – 2050: новая политико-экономическая карта мира» был подготовлен по итогам международного экспертного исследования, в котором приняли участие 303 эксперта из 63 стран мира. В экспертный пул вошли экономисты и финансовые аналитики, владельцы и топ-менеджеры компаний, журналисты, пишущие на экономические и политические темы, ученые в области естественных, гуманитарных и общественных наук, политики и чиновники.
«Бронзовое» первенство Казахстана
Авторы исследования задались вопросом, какие факторы могут послужить «трамплином» для прорыва развивающихся государств Азии в «новые тигры» и от каких стран регионам стоит ожидать этого рывка (здесь следует добавить, что под «новыми тиграми» подразумеваются нации, которые обладают потенциалом превращения в новых мировых экономических лидеров вопреки глобальному замедлению).
В итоге 57% опрошенных аналитиков указали, что на роль «новых тигров» может претендовать Турция. «Серебро» в этом рейтинге заняли Индонезия и Вьетнам (за эти страны проголосовал 41% опрошенных респондентов), «бронзу» – Иран (26%) и Казахстан (24%). Замыкают рейтинг Пакистан (8%), Курдистан (7%), Мьянма (6%). И, наконец, 8% от всех опрошенных экспертов отдали свои голоса в пользу других азиатских стран, в числе которых – Монголия, Бирма, Филлипины и другие государства.
По мнению аналитиков, Турция лидирует в этом рейтинге в связи с близостью к Евросоюзу, в связи со стабильным экономическим развитием, эффективной государственной политикой в сферах образования и предпринимательства, а также в связи с культурой толерантности по отношению к религиозным убеждениям.
Наряду с этим эксперты отмечают и наличие ряда проблем, препятствующих достижению Турцией позиции регионального или даже мирового лидера.
«Это в первую очередь курдская проблема и растущая политическая исламизация», - отмечается в исследовании.
Среди конкурентных преимуществ Вьетнама участники опроса выделили неуклонный рост экспорта, курс на индустриализацию, дешевые трудовые ресурсы, внутриполитическую стабильность и выгодное географическое положение.
А выбирая Индонезию, эксперты подчеркнули ее огромное население с большой долей молодежи, развитие промышленности и сферы услуг, наличие природных ресурсов и выгодное географическое расположение. По мнению экспертов, для повышения статуса этой стране необходимо сбалансировать экспорт своих природных и трудовых ресурсов с последовательным стратегическим индустриальным развитием.
Наша страна – единственное из постсоветских среднеазиатских государств, вошедшее, по оценке экспертов, в первую пятерку претендентов на статус «новых тигров». Весомыми основаниями для этого выбора стали эффективное государственное управление и планирование, рост образовательного уровня населения, динамичное развитие промышленности и банковского сектора вкупе с выгодным евразийским месторасположением и богатыми природными ресурсами, а также курс на международную интеграцию.
«Рецепт» ускоренного развития
Что касается факторов, за счет которых страны могут совершить прорыв – то 48% опрошенных отдали свои голоса в пользу форсированного развития образования и экономики знаний, 41% – в пользу стратегического долгосрочного планирования, 38 – выгодного географического положения, 28 – сильной роли государства, 20 – в пользу выращивания транснациональных компаний из национальных фирм, 15 – новых подходов в управлении, 2 – приобретения ядерного оружия, и 10% голосов отдано в пользу других факторов.
К примеру, по словам эксперта по социальным проектам РИА «Новости» Владимира Тюшина, «экономический рывок в долгосрочном плане возможен у государств, обладающих хотя бы двумя из трех факторов: 1. Избыток населения, обеспечивающий низкую стоимость труда. 2. Наличие значительных запасов природных ресурсов. 3. Выгодное географическое расположение относительно основных центров мирового потребления».
«При этом необходимо безусловное выполнение двух дополнительных условий: А. Сильное государство, гарантирующее политическую стабильность и защиту инвестиций (в том числе - иностранных). Б. Высокая транспарентность экономической системы (включая защиту от коррупции, свободное движение капитала, отсутствие претензий на экономический суверенитет – поскольку цели устойчивости, высоких темпов роста и экономического суверенитета одновременно недостижимы)», - добавил российский эксперт.
Почти треть участников исследования уверены, что одним из необходимых условий для быстрорастущего роста и повышения статуса страны на мировой арене является сильная государственная власть. Участие государства необходимо в инфраструктурных проектах и в проектах, направленных на развитие человеческих ресурсов. По мнению аналитиков, сильная государственная власть способна создавать долгосрочные стратегии национального развития и гарантировать защиту инвестиций. В этой связи не удивительно отнесение Казахстана к «новым тиграм».
Цель – тридцатка развитых стран мира
Напомним, что в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира от 1 марта 2006 года» Нурсултан Назарбаев поставил перед страной новую планку – подняться на 30 строчку в мировом рейтинге конкурентоспособности.
Ранее, когда мы намеревались занять 50 позицию, это казалось недостижимой целью. Но за годы независимости в авторитетном рейтинге Всемирного экономического форума, который ведется с 1979 года, наша страна смогла подняться с 109 (в начале 90-х) до 51 места (по итогам 2012 года).
Наряду с этим большим авторитетом пользуется также рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business). Это глобальный проект Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), запущенный в 2003 году. Если в 2007 году наша страна при подсчете рейтинга страны по всем 11 индикаторам занимала в общей сложности 80 место, в 2008 – 70, 2009 – 63, в 2010 – 59, то в 2011 году по итогам рейтинга благоприятности деловой среды мы заняли 47 позицию. А по итогам «Doing Business-2013» Казахстан занял 49 место.
Как известно, чем выше позиция страны, тем больше шансов привлечь в нее мировых инвесторов. И благодаря динамичным реформам республика продолжает улучшать свои позиции на международной арене.
Согласно недавнему отчету признанных мировых рейтинговых агентств за 2012-2013 годы по «Индексу глобальной конкурентоспособности» (Global Competitiveness Index, GCI), Казахстан занял 51 место, поднявшись на 21 ступень по сравнению с предыдущим докладом. Во многом это стало возможным благодаря реформированию таможенной сферы. Так, по индикатору «Бремя таможенных процедур» наша страна поднялась на рекордные 25 позиций, заняв 77 место.
Отметим при этом, что GCI определяется по исследованию неправительственной организации «Всемирного экономического форума», штаб-квартира которой находится в Швейцарии. ВЭФ периодически публикует итоги экономических и политических исследований.
По второму, не менее авторитетному исследованию, проводимому Всемирным банком совместно с региональным проектом USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) в странах Центральной Азии, по оценке «Индекса эффективности логистики» в 2012 году из 155 стран мира Казахстан занял 86 место.
Таможенное реформирование
По мнению заместителя председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Игоря Тена, такие результаты стали итогом внедрения реформ в таможенной сфере. Так, в 2012 году была внедрена процедура предварительного информирования, которая означает получение информации о перемещаемых товарах таможней заблаговременно до ввоза грузов. Оценка рисков таможней проводится заранее и к моменту ввоза партий товаров таможня уже знает, какой степени контроля необходимо подвергнуть ввозимые товары. Для участников внешнеэкономической деятельности сокращается время прохождения грузов через границу, процесс взаимоотношений с таможней становится прозрачным и понятным.
Наряду с этим, таможенной службой внедряются мероприятия по обновлению информационных технологий, по результатам которых оптимизируются процессы проверки деклараций на товары, повысится скорость их обработки, что приведет к сокращению времени таможенного оформления в целом. Модернизация IT-программ позволит автоматизировать процессы предоставления государственных услуг таможенными органами, и ряд процессов таможенного администрирования по отдельным видам товаров.
Кроме того, с 1 января 2013 года в пилотном режиме введено электронное декларирование экспорта. Безбумажное таможенное декларирование сокращает сроки таможенной очистки, снижает затраты экспортеров, позволяет осуществлять подачу декларации из любого места без физического присутствия декларанта в таможне, что исключает риск коррупционных проявлений. Полный переход работы таможни в электронный режим запланирован на 2014 год, что значительно повысит статус страны на международной арене и ускорит вхождение в число 30 развитых стран мира.
Эти и другие меры, принимаемые таможенной службой Казахстана, позволили повысить рейтинги, продемонстрировали наглядное снижение бремени таможенных процедур и эффективности таможенного администрирования.
Айжан БЕКТАСОВА