Школа профессии

25 Шілде 2013, 08:40

Школа профессии В Алма-Ате школу скульптуры пришлось организовывать именно мне – и в училище, и в институте, позднее – Академии искусств. Там я стал первым заведующим этой кафедры. Это было в 1970-е годы. Кафедра объединяла монументальное искусство и скульптуру. Потом, когда уже обосновались, встали на ноги, и кафедра скульптуры отделилась, я сказал: “Теперь, когда стали самостоятельными, будете тут сами, мне уже хватит!” (смеется). На место заведующего кафедрой сам рекомендовал именно Тулегена. Мне в Тулегене нравилась его целеустремленность и упрямство. Он не уставал добиваться своего, если видел цель. Именно это помогло ему стать профессионалом. Хорошим, настоящим. Он владел казахской, русской и европейской культурой, был занят самосовершенствованием всю жизнь и никогда не терял время попусту. А талант его рос год от года. Он терпеть не мог “выпячиваться”, тем более – просить.  Подвижный, решительный, он все схватывал на лету и умел прекрасно организовать и “пробить” серьезное дело. Недаром он многие годы возглавлял художественный фонд Союза художников Казахстана. И всюду успевал: “выкладывался” в творчестве, ездил на симпозиумы, съезды, совещания, конференции, тесно общался с творческой интеллигенцией Казахстана и всесоюзной, преподавал в училище и в институте. И вот что характерно. Когда в прошлом году зашла речь о научном звании в Академии, оказалось, что не то что профессорского, но даже звания доцента ему не присвоено. Тотчас собрали документы… Но эта скромность и гордость таят в себе истинное достоинство. И дорогого стоят… Связь времен Акрам Кудайбергенович Жубанов – из поколения 1950-х. Романтики и фундаменталисты, они начинали в столице Алма-Ате и республике возводить здание национальной культуры. Единицы, получив профессиональное образование в России, возвращались в родной дом и с азартом и упоением выкладывались каждый в своем деле. Имея за плечами высшее художественное образование (Институт им. В.Мухиной, Ленинград), Жубанов состоялся в родной республике прежде всего как талантливый педагог и основатель высшей школы профессиональных кадров. Долгие годы он был директором Алматинского художественного училища. Потомственный интеллигент, он утонченно строг в своих вкусах и оценках, эрудирован и чрезвычайно скромен. Вначале сдержанный, тихо и мягко “держа” дистанцию, очень скоро Жубанов переменился. Теперь передо мной был не седовласый мэтр искусства, но лучащийся смехом современник с молодыми глазами. И вот что он мне поведал: “Когда Тулеген окончил Ленинградскую Академию и приехал в Алма-Ату, выпускники были редкостью: в год – один. Тогда, в 1963-м, я стал директором художественного училища, в 1965-м из Питера пришел Тулеген, а из Москвы – Вагиф Рахманов. Я их сразу зачислил педагогами. С тех пор Туляш часто заходил к нам домой. В училище я ему дал комнату – здание-то строилось под общежитие. Там были бытовые, кухонные комнаты, отделанные кафелем. Мы все эти плиты газовые сняли, превратили как бы в мастерскую. Он там и лежанку себе соорудил, и станочек. Свои маленькие эскизы он лепил из гипса. В этой комнате он и сделал проект – бюст Абая. И макет памятника Чокана Валиханова”. Источник http://biografia.kz/famous/1665#ixzz2a2rfdi6F

Школа профессии

В Алма-Ате школу скульптуры пришлось организовывать именно мне – и в училище, и в институте, позднее – Академии искусств. Там я стал первым заведующим этой кафедры. Это было в 1970-е годы. Кафедра объединяла монументальное искусство и скульптуру. Потом, когда уже обосновались, встали на ноги, и кафедра скульптуры отделилась, я сказал: “Теперь, когда стали самостоятельными, будете тут сами, мне уже хватит!” (смеется).

На место заведующего кафедрой сам рекомендовал именно Тулегена. Мне в Тулегене нравилась его целеустремленность и упрямство. Он не уставал добиваться своего, если видел цель. Именно это помогло ему стать профессионалом. Хорошим, настоящим. Он владел казахской, русской и европейской культурой, был занят самосовершенствованием всю жизнь и никогда не терял время попусту. А талант его рос год от года. Он терпеть не мог “выпячиваться”, тем более – просить. 

Подвижный, решительный, он все схватывал на лету и умел прекрасно организовать и “пробить” серьезное дело. Недаром он многие годы возглавлял художественный фонд Союза художников Казахстана. И всюду успевал: “выкладывался” в творчестве, ездил на симпозиумы, съезды, совещания, конференции, тесно общался с творческой интеллигенцией Казахстана и всесоюзной, преподавал в училище и в институте. И вот что характерно. Когда в прошлом году зашла речь о научном звании в Академии, оказалось, что не то что профессорского, но даже звания доцента ему не присвоено. Тотчас собрали документы… Но эта скромность и гордость таят в себе истинное достоинство. И дорогого стоят…

Связь времен

Акрам Кудайбергенович Жубанов – из поколения 1950-х. Романтики и фундаменталисты, они начинали в столице Алма-Ате и республике возводить здание национальной культуры. Единицы, получив профессиональное образование в России, возвращались в родной дом и с азартом и упоением выкладывались каждый в своем деле.

Имея за плечами высшее художественное образование (Институт им. В.Мухиной, Ленинград), Жубанов состоялся в родной республике прежде всего как талантливый педагог и основатель высшей школы профессиональных кадров. Долгие годы он был директором Алматинского художественного училища.

Потомственный интеллигент, он утонченно строг в своих вкусах и оценках, эрудирован и чрезвычайно скромен.

Вначале сдержанный, тихо и мягко “держа” дистанцию, очень скоро Жубанов переменился. Теперь передо мной был не седовласый мэтр искусства, но лучащийся смехом современник с молодыми глазами. И вот что он мне поведал: “Когда Тулеген окончил Ленинградскую Академию и приехал в Алма-Ату, выпускники были редкостью: в год – один. Тогда, в 1963-м, я стал директором художественного училища, в 1965-м из Питера пришел Тулеген, а из Москвы – Вагиф Рахманов. Я их сразу зачислил педагогами.

С тех пор Туляш часто заходил к нам домой.
В училище я ему дал комнату – здание-то строилось под общежитие. Там были бытовые, кухонные комнаты, отделанные кафелем. Мы все эти плиты газовые сняли, превратили как бы в мастерскую. Он там и лежанку себе соорудил, и станочек. Свои маленькие эскизы он лепил из гипса. В этой комнате он и сделал проект – бюст Абая. И макет памятника Чокана Валиханова”.



Источник http://biografia.kz/famous/1665#ixzz2a2rfdi6F

Бөлісу: