В доме Мастера
Впервые побывав в этом просторном двухэтажном особняке, ушла ошеломленная. И не столько масштабами дома – открытого, гостеприимного, – сколько юмором и простотой обращения знаменитого мэтра скульптуры. С тех пор минуло двадцать лет. Но неизменно подлинное радушие и откровенность хозяина. Хакимжан Исмаханович продолжает: “Летом студенты Академии художеств всегда проходят практику: группами и в одиночку. Я предложил Тулегену проходить практику в моей мастерской. Это – в моем доме. Дом мой, знаете сами, большой.
Так вот, комнату ему выделил, мастерская – в его распоряжении. Он жил как член нашей семьи. Главное – я ни разу не привлек его как помощника! Он работал, делал заказы. По линии Министерства культуры, по линии Союза художников я ему помогал с этим. И потом, в письмах он говорил, что еще деньги есть, хватит до следующего лета. Это важно: жить и учиться, не заботясь о питании. А моя семья принимала его с любовью. Как-то я заметил, что он хмурый и грустный, и предложил ему: “Пригласи Олю. И тебе скучно не будет, и нам (смеется). Она приехала, и были они как наши дети. Об этом не говорилось, но она была наша келин (невестка).
Он любил моих детей, играл с ними. Особенно – со старшим сыном. Всегда спрашивал о нем в письмах. И в нашем доме ему всегда были рады, всегда ждали”.
Эпизод
К слову, еще до того как я стал председателем Союза художников республики, в центре (Москве, Ленинграде) учились Камиль Шаяхметов, Сабур Мамбеев, Нагымбек Нурмухамедов, Молдахмет Кенбаев, Гульфайрус Исмаилова и другие.
Приехал я, остановился в “Астории”, как обычно. Пришел в академию, встретился с педагогами, был в общежитии. Ну и пригласил всех студентов наших в гости к себе. В номер заказал обед. Шикарный стол получился. Особенно я люблю грибы… В общем, пришли Нагымбек и Гульфайрус. А Мамбеев и другие не пришли. Гордость, что ли?..
Это все так, кстати… Притом Нагымбек старше меня, а Гульфайрус – ровесница моей жены, Арсан. Она – литератор, закончила КазПИ им. Абая. По специальности – учитель языка и литературы. Работала в Главлите цензором. Всю жизнь. Она по национальности – киргизка. А специалист языка и литературы – казахского (с лукавым смехом).
Странная ситуация, или цена зависти
Внезапно лицо аксакала как бы затуманилось, он продолжал: “В жизни случается разное. Теперь об этом можно говорить…
Наши взаимоотношения с Тулегеном в Союзе художников вызывали неоднозначную оценку. Только глупый человек не поймет этого! Так нас пытались противопоставить. И произошла странная ситуация.
Был объявлен всесоюзный конкурс на памятник Чокану Валиханову. Туляш еще учился. Словом, первого места никому не присуждали. Мне дали второе. А потом вышло правительственное постановление – никаких памятников и монументов не ставить. Тулеген знал и писал об этом. Прошло несколько лет. Туляш закончил учебу, приехал в Алма-Ату. И был объявлен повторный конкурс. Думаю, это неверно. Ну и я узнаю, что заказы даны москвичу, ленинградцу и Тулегену, а со мной никто ничего не заключает. Я попереживал, конечно, но решил все равно делать работу без всяких конкурсов. И сделал фигуру Чокана в полный рост. А Димашу Ахмедовичу Кунаеву написал письмо, попросив после просмотра всех конкурсных работ приехать в мою мастерскую, объяснив, что я – не участник конкурса. И вот он приехал, посмотрел и утвердил мою работу. А насчет Тулегена сказал: “А вещь молодого скульптора тоже нужно установить где-то”. И установили в Кокшетау.
По счастью, Тулеген все понял. Он остался при мне со своими чувствами и отношением. По-прежнему приходил в мой дом. Ничто не изменилось”.
Источник http://biografia.kz/famous/1665#ixzz2a2rOzp1U
В доме Мастера
Впервые побывав в этом просторном двухэтажном особняке, ушла ошеломленная. И не столько масштабами дома – открытого, гостеприимного, – сколько юмором и простотой обращения знаменитого мэтра скульптуры. С тех пор минуло двадцать лет. Но неизменно подлинное радушие и откровенность хозяина. Хакимжан Исмаханович продолжает: “Летом студенты Академии художеств всегда проходят практику: группами и в одиночку. Я предложил Тулегену проходить практику в моей мастерской. Это – в моем доме. Дом мой, знаете сами, большой.
Так вот, комнату ему выделил, мастерская – в его распоряжении. Он жил как член нашей семьи. Главное – я ни разу не привлек его как помощника! Он работал, делал заказы. По линии Министерства культуры, по линии Союза художников я ему помогал с этим. И потом, в письмах он говорил, что еще деньги есть, хватит до следующего лета. Это важно: жить и учиться, не заботясь о питании. А моя семья принимала его с любовью. Как-то я заметил, что он хмурый и грустный, и предложил ему: “Пригласи Олю. И тебе скучно не будет, и нам (смеется). Она приехала, и были они как наши дети. Об этом не говорилось, но она была наша келин (невестка).
Он любил моих детей, играл с ними. Особенно – со старшим сыном. Всегда спрашивал о нем в письмах. И в нашем доме ему всегда были рады, всегда ждали”.
Эпизод
К слову, еще до того как я стал председателем Союза художников республики, в центре (Москве, Ленинграде) учились Камиль Шаяхметов, Сабур Мамбеев, Нагымбек Нурмухамедов, Молдахмет Кенбаев, Гульфайрус Исмаилова и другие.
Приехал я, остановился в “Астории”, как обычно. Пришел в академию, встретился с педагогами, был в общежитии. Ну и пригласил всех студентов наших в гости к себе. В номер заказал обед. Шикарный стол получился. Особенно я люблю грибы… В общем, пришли Нагымбек и Гульфайрус. А Мамбеев и другие не пришли. Гордость, что ли?..
Это все так, кстати… Притом Нагымбек старше меня, а Гульфайрус – ровесница моей жены, Арсан. Она – литератор, закончила КазПИ им. Абая. По специальности – учитель языка и литературы. Работала в Главлите цензором. Всю жизнь. Она по национальности – киргизка. А специалист языка и литературы – казахского (с лукавым смехом).
Странная ситуация, или цена зависти
Внезапно лицо аксакала как бы затуманилось, он продолжал: “В жизни случается разное. Теперь об этом можно говорить…
Наши взаимоотношения с Тулегеном в Союзе художников вызывали неоднозначную оценку. Только глупый человек не поймет этого! Так нас пытались противопоставить. И произошла странная ситуация.
Был объявлен всесоюзный конкурс на памятник Чокану Валиханову. Туляш еще учился. Словом, первого места никому не присуждали. Мне дали второе. А потом вышло правительственное постановление – никаких памятников и монументов не ставить. Тулеген знал и писал об этом. Прошло несколько лет. Туляш закончил учебу, приехал в Алма-Ату. И был объявлен повторный конкурс. Думаю, это неверно. Ну и я узнаю, что заказы даны москвичу, ленинградцу и Тулегену, а со мной никто ничего не заключает. Я попереживал, конечно, но решил все равно делать работу без всяких конкурсов. И сделал фигуру Чокана в полный рост. А Димашу Ахмедовичу Кунаеву написал письмо, попросив после просмотра всех конкурсных работ приехать в мою мастерскую, объяснив, что я – не участник конкурса. И вот он приехал, посмотрел и утвердил мою работу. А насчет Тулегена сказал: “А вещь молодого скульптора тоже нужно установить где-то”. И установили в Кокшетау.
По счастью, Тулеген все понял. Он остался при мне со своими чувствами и отношением. По-прежнему приходил в мой дом. Ничто не изменилось”.
Источник http://biografia.kz/famous/1665#ixzz2a2rOzp1U