В июне 2013 года ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» проведен очередной экспертный опрос по оценке авторитетности, эффективности и перспективности руководителей государственных органов Казахстана. Всего было опрошено 24 эксперта.
Наиболее высокую оценку по параметру «авторитетность, как личности» (6,13 балла) получил председатель Комитета национальной безопасности, лидер рейтинга Нуртай Абыкаев (общий балл – 5,19). Некоторые эксперты на этот раз обосновали его лидерство в том числе и тем, что в республике под руководством Абыкаева был создан и начал свою деятельность Антитеррористический центр, новый центр силы, который будет влиять на расклад во внутриэлитных отношениях - «После появления Антитеррористического центра, Совбез теряет влияние». Стоит отметить в связи с этим заметное снижение рейтинга секретаря Совета безопасности Кайрата Кожамжарова, который переместился с 24 места в марте (3,71) на 30 место в июльском списке (3,35).
В тройку лидеров рейтинга, помимо Абыкаева, вошли также Государственный секретарь Марат Тажин (5,17 балла) и руководитель Администрации Президента Карим Масимов (5,13 балла). Последний, по сравнению с мартовским опросом, переместился на одну строчку вниз («ничем себя не проявил на посту руководителя АП»), в то время как Тажин заметно улучшил свои позиции, поднявшись с пятого на второе место в рейтинге (эксперты отметили его высокую активность «по актуализации острых внутриполитических вопросов»). При этом следует отметить, что госсекретарь имеет практически равные оценки по всем трем показателям, в то время как эффективность Масимова, как менеджера оценена ниже, чем его авторитетность и перспективность.
Премьер-министр Серик Ахметов (4,85) и аким г. Астана Имангали Тасмагамбетов (4,83) на этот раз получили меньше 5 баллов и, таким образом, не попали в список лидеров рейтинга, но вошли в группу политиков-тяжеловесов, в которой в июле оказалось сравнительно мало политиков – 7 (в марте - 10). Обращает на себя внимание, что и Ахметов, и Тасмагамбетов достаточно высоко оценены (выше 5 баллов) по таким параметрам, как авторитетность, и в это же время хуже оценены их менеджерские качества и перспективность в политическом плане.
Кроме названных в группе тяжеловесов отмечены два внештатных советника президента – Булат Утемуратов (4,67) и Тимур Кулибаев (4,23), министр финансов Булат Жамишев (4,04), спикер Мажилиса парламента Нурлан Нигматулин (4,04) и вице-премьер – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев (4,02).
Следует отметить, что из всех перечисленных персон наибольшим авторитетом, по мнению опрошенных, пользуется Утемуратов (5,06 балла), в то время как он имеет сравнительно среднюю в этой группе перспективность, как политик.
Наименьшие показатели в этой группе по перспективности у министра Жамишева. Обращает на себя внимание значительное изменение позиций вице-премьера Исекешева, который улучшил свои позиции по сравнению с мартом на 15 пунктов (с 25 места на 10) («Успешно использует новые технологии, пытается что-то реальное сделать»).
В группу «середнячков» вошло 27 руководителей. Здесь следует выделить несколько перемещений, которые могут вызвать интерес. Так, во втором квартале эксперты заметно снизили оценки деятельности заместителя премьер-министра Кайрата Келимбетова (с 8 места (4,38) он переместился на 23 (3,64)) и председателя Национального банка Григория Марченко (с 9 места (4,34) на 25 (3,58)). При этом, если Марченко эксперты отказывают в его перспективности как политика, то Келимбетов низко оценен по такому показателю, как «менеджерская эффективность».
Среди тех, кто значительно улучшил позиции в рейтинге в группе «середнячков», можно назвать акима г. Алматы Ахметжана Есимова (с 29 на 11 место); министра ЧС Владимир Божко (с 30 места на 13); министра внутренних дел Калмуханбет Касымов (с 31 на 15 место) и директора Службы центральных коммуникаций Ержан Бабакумаров (с 36 места на 27).
Интересно также и то, что позиции значительной части участников этой группы практически не претерпели изменений за исследуемый период. Например, позиции первого заместителя Премьер-министра – министра регионального развития Бахытжана Сагинтаева (16 место в обоих опросах), при этом у него довольно высокий показатель перспективности (4,27), но, как отмечает один из экспертов, «перспективность его, как политика, будет зависеть от доверия Н. Назарбаева».
Также нет существенной динамики и в группе «аутсайдеров». На крайне низкую оценку председателя Центральной избирательной комиссии Куандыка Турганкулова повлияли имевшиеся в экспертной среде ожидания по поводу выборов акимов районов и городов, которые он, по всей видимости, не оправдал.
Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется рейтинг политиков по такому показателю, как «перспективность». По результатам экспертного опроса, в этом случае лидером рейтинга стал руководитель АП К.Масимов, а Н.Абыкаев оказался на третьем месте. Второе место осталось за М.Тажиным. В данном случае обращает на себя внимание некоторое снижение общего рейтинга перспективности представителей «старой гвардии» президента Назарбаева и усиление представителей новой, технократической, волны политиков.
В июне 2013 года ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» проведен очередной экспертный опрос по оценке авторитетности, эффективности и перспективности руководителей государственных органов Казахстана. Всего было опрошено 24 эксперта.
Наиболее высокую оценку по параметру «авторитетность, как личности» (6,13 балла) получил председатель Комитета национальной безопасности, лидер рейтинга Нуртай Абыкаев (общий балл – 5,19). Некоторые эксперты на этот раз обосновали его лидерство в том числе и тем, что в республике под руководством Абыкаева был создан и начал свою деятельность Антитеррористический центр, новый центр силы, который будет влиять на расклад во внутриэлитных отношениях - «После появления Антитеррористического центра, Совбез теряет влияние». Стоит отметить в связи с этим заметное снижение рейтинга секретаря Совета безопасности Кайрата Кожамжарова, который переместился с 24 места в марте (3,71) на 30 место в июльском списке (3,35).
В тройку лидеров рейтинга, помимо Абыкаева, вошли также Государственный секретарь Марат Тажин (5,17 балла) и руководитель Администрации Президента Карим Масимов (5,13 балла). Последний, по сравнению с мартовским опросом, переместился на одну строчку вниз («ничем себя не проявил на посту руководителя АП»), в то время как Тажин заметно улучшил свои позиции, поднявшись с пятого на второе место в рейтинге (эксперты отметили его высокую активность «по актуализации острых внутриполитических вопросов»). При этом следует отметить, что госсекретарь имеет практически равные оценки по всем трем показателям, в то время как эффективность Масимова, как менеджера оценена ниже, чем его авторитетность и перспективность.
Премьер-министр Серик Ахметов (4,85) и аким г. Астана Имангали Тасмагамбетов (4,83) на этот раз получили меньше 5 баллов и, таким образом, не попали в список лидеров рейтинга, но вошли в группу политиков-тяжеловесов, в которой в июле оказалось сравнительно мало политиков – 7 (в марте - 10). Обращает на себя внимание, что и Ахметов, и Тасмагамбетов достаточно высоко оценены (выше 5 баллов) по таким параметрам, как авторитетность, и в это же время хуже оценены их менеджерские качества и перспективность в политическом плане.
Кроме названных в группе тяжеловесов отмечены два внештатных советника президента – Булат Утемуратов (4,67) и Тимур Кулибаев (4,23), министр финансов Булат Жамишев (4,04), спикер Мажилиса парламента Нурлан Нигматулин (4,04) и вице-премьер – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев (4,02).
Следует отметить, что из всех перечисленных персон наибольшим авторитетом, по мнению опрошенных, пользуется Утемуратов (5,06 балла), в то время как он имеет сравнительно среднюю в этой группе перспективность, как политик.
Наименьшие показатели в этой группе по перспективности у министра Жамишева. Обращает на себя внимание значительное изменение позиций вице-премьера Исекешева, который улучшил свои позиции по сравнению с мартом на 15 пунктов (с 25 места на 10) («Успешно использует новые технологии, пытается что-то реальное сделать»).
В группу «середнячков» вошло 27 руководителей. Здесь следует выделить несколько перемещений, которые могут вызвать интерес. Так, во втором квартале эксперты заметно снизили оценки деятельности заместителя премьер-министра Кайрата Келимбетова (с 8 места (4,38) он переместился на 23 (3,64)) и председателя Национального банка Григория Марченко (с 9 места (4,34) на 25 (3,58)). При этом, если Марченко эксперты отказывают в его перспективности как политика, то Келимбетов низко оценен по такому показателю, как «менеджерская эффективность».
Среди тех, кто значительно улучшил позиции в рейтинге в группе «середнячков», можно назвать акима г. Алматы Ахметжана Есимова (с 29 на 11 место); министра ЧС Владимир Божко (с 30 места на 13); министра внутренних дел Калмуханбет Касымов (с 31 на 15 место) и директора Службы центральных коммуникаций Ержан Бабакумаров (с 36 места на 27).
Интересно также и то, что позиции значительной части участников этой группы практически не претерпели изменений за исследуемый период. Например, позиции первого заместителя Премьер-министра – министра регионального развития Бахытжана Сагинтаева (16 место в обоих опросах), при этом у него довольно высокий показатель перспективности (4,27), но, как отмечает один из экспертов, «перспективность его, как политика, будет зависеть от доверия Н. Назарбаева».
Также нет существенной динамики и в группе «аутсайдеров». На крайне низкую оценку председателя Центральной избирательной комиссии Куандыка Турганкулова повлияли имевшиеся в экспертной среде ожидания по поводу выборов акимов районов и городов, которые он, по всей видимости, не оправдал.
Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется рейтинг политиков по такому показателю, как «перспективность». По результатам экспертного опроса, в этом случае лидером рейтинга стал руководитель АП К.Масимов, а Н.Абыкаев оказался на третьем месте. Второе место осталось за М.Тажиным. В данном случае обращает на себя внимание некоторое снижение общего рейтинга перспективности представителей «старой гвардии» президента Назарбаева и усиление представителей новой, технократической, волны политиков.