Дина Нурпеисова

11 Шілде 2013, 08:42

Известным казахским народным композитором Советского периода была Дина Нурпеисова, ученица Курмангазы и продолжательница лучших традиций казахской народной музыки. Она впитала в себя неукротимый дух и динамику музыки Курмангазы, совместив ее с виртуозностью и нежной лирикой Даулет-керея. Все это нашло в ее творчестве своеобразное преломление, и кюи Нурпеисовой отличаются редкой самобытностью. Творчество Дины Нурпеисовой — дальнейший шаг в развитии казахской народно-инструментальной музыки. Родилась Нурпеисова в 1861 году в Западно-Казахстанской области, Джангилинском районе. Тяга к музыке у нее проявилась рано, и преодолевая все препятствия, Дина в девять лет уже хорошо играет на домбре и становится, ученицей прославленного кюйши — Курмангазы Сагырбаева. Вот как уже на склоне лет она вспоминала о своем учителе в статье «Учитель» (опубликованной в газете «Социалистическая Алма-Ата», 23 апреля 1938 года): «Его голос звенел молодо, домбра под его опытными руками звучала ярко. Я была поражена силой и страстностью исполнения. На празднике состязались в умении петь и играть. Я боялась принять участие в состязании, но меня уговорили, и я сыграла один из кюев Курмангазы. Он внимательно слушал меня, и после мне передавали его похвалы. Так началась моя дружба с великим учителем. Одиннадцать лет длилась она. И каждая встреча обогащала меня. Каждый раз я училась чему-нибудь новому у великолепного мастера домбры. Он любил слушать мою игру и не раз называл меня своей лучшей ученицей. Каждое указание, сделанное им, было для меня законом. Седой, но бодрый старик, которого не могли сломить ни царские тюрьмы, ни преследования жандармов, учил любить свой народ и прислушиваться к нему». Скоро имя Дины становится известным по всему Западному Казахстану, она получает признание знаменитых в то время мастеров инструментальной музыки. Пробуя свои силы в сочинении, она создает кюи «Булбул», «Байжума», «Коген туп». Дина чутко откликалась на все события, волнующие народ. Национальное восстание 1916 года, вызвало к жизни кюй «1916 год». Особенно творчески плодотворным временем явились годы после установления в Казахстане Советской власти. Несмотря на то, что Дина встретила революцию в возрасте 57 лет, творчество ее не только не ослабевает, а наоборот, принимает более интенсивный характер. Нурпеисова стремится наверстать упущенные годы. Она много сочиняет, принимает деятельное участие в творческих смотрах народных талантов. В 1937 году на Второй республиканской олимпиаде в Алма-Ате, произошла ее встреча с Джамбулом, перешедшая в искреннюю дружбу. На этой олимпиаде Дина сочиняет кюи «Асем коныр» о советской молодежи и «Той бастар», рисующий всенародный праздник, посвященный Советской Конституции. В 1939 году Нурпеисова участвует во Всенародном смотре исполнителей на народных инструментах. Игра ее была отмечена первой премией. А известный советский музыковед В. М. Беляев писал о выступлении Дины Нурпеисовой в журнале «Советская музыка» (1939 г. № 11) следующее: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов как средства для развития музыкальной культуры широких масс. То высок " мастерство на казахской домбре, которое показала Дина Нурпеисова — этот «Джамбул домбры», является лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого и аналогичных ему инструментов». В годы Великой Отечественной войны Дина Нурпеисова страстно служит своим искусством общгй борьбе с фашизмом. Ей было 80 лет, а она с юношеской энергией сочиняла, выступала в концертах, призывала словом боьоться с ненавистным врагом. В 1941 году Дина сочиняет кюй «Ана буйрыги» («Наказ матери»), создает еще ряд кюев. Кюй написан в натуральном ре миноре. Победный, торжествующий характер передан активной, ликующей музыкой. В послевоенные годы Дина Нурпеисова сочиняет ряд кюев на современную советскую тематику. Особого упоминания заслуживают пьесы: «8-е Марта», «Енбек Ери» («Герой Труда»), «Сауыншы» («Доярка»). Музыка этих кюев проникнута энергией и динамикой, поразительна точностью реалистических характеристик.

Известным казахским народным композитором Советского периода была Дина Нурпеисова, ученица Курмангазы и продолжательница лучших традиций казахской народной музыки. Она впитала в себя неукротимый дух и динамику музыки Курмангазы, совместив ее с виртуозностью и нежной лирикой Даулет-керея.
Все это нашло в ее творчестве своеобразное преломление, и кюи Нурпеисовой отличаются редкой самобытностью. Творчество Дины Нурпеисовой — дальнейший шаг в развитии казахской народно-инструментальной музыки.
Родилась Нурпеисова в 1861 году в Западно-Казахстанской области, Джангилинском районе. Тяга к музыке у нее проявилась рано, и преодолевая все препятствия, Дина в девять лет уже хорошо играет на домбре и становится, ученицей прославленного кюйши — Курмангазы Сагырбаева. Вот как уже на склоне лет она вспоминала о своем учителе в статье «Учитель» (опубликованной в газете «Социалистическая Алма-Ата», 23 апреля 1938 года): «Его голос звенел молодо, домбра под его опытными руками звучала ярко. Я была поражена силой и страстностью исполнения. На празднике состязались в умении петь и играть. Я боялась принять участие в состязании, но меня уговорили, и я сыграла один из кюев Курмангазы. Он внимательно слушал меня, и после мне передавали его похвалы.
Так началась моя дружба с великим учителем. Одиннадцать лет длилась она. И каждая встреча обогащала меня. Каждый раз я училась чему-нибудь новому у великолепного мастера домбры. Он любил слушать мою игру и не раз называл меня своей лучшей ученицей. Каждое указание, сделанное им, было для меня законом. Седой, но бодрый старик, которого не могли сломить ни царские тюрьмы, ни преследования жандармов, учил любить свой народ и прислушиваться к нему».
Скоро имя Дины становится известным по всему Западному Казахстану, она получает признание знаменитых в то время мастеров инструментальной музыки. Пробуя свои силы в сочинении, она создает кюи «Булбул», «Байжума», «Коген туп».
Дина чутко откликалась на все события, волнующие народ. Национальное восстание 1916 года, вызвало к жизни кюй «1916 год».
Особенно творчески плодотворным временем явились годы после установления в Казахстане Советской власти. Несмотря на то, что Дина встретила революцию в возрасте 57 лет, творчество ее не только не ослабевает, а наоборот, принимает более интенсивный характер. Нурпеисова стремится наверстать упущенные годы. Она много сочиняет, принимает деятельное участие в творческих смотрах народных талантов.
В 1937 году на Второй республиканской олимпиаде в Алма-Ате, произошла ее встреча с Джамбулом, перешедшая в искреннюю дружбу. На этой олимпиаде Дина сочиняет кюи «Асем коныр» о советской молодежи и «Той бастар», рисующий всенародный праздник, посвященный Советской Конституции.
В 1939 году Нурпеисова участвует во Всенародном смотре исполнителей на народных инструментах. Игра ее была отмечена первой премией. А известный советский музыковед В. М. Беляев писал о выступлении Дины Нурпеисовой в журнале «Советская музыка» (1939 г. № 11) следующее: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов как средства для развития музыкальной культуры широких масс. То высок " мастерство на казахской домбре, которое показала Дина Нурпеисова — этот «Джамбул домбры», является лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого и аналогичных ему инструментов».
В годы Великой Отечественной войны Дина Нурпеисова страстно служит своим искусством общгй борьбе с фашизмом. Ей было 80 лет, а она с юношеской энергией сочиняла, выступала в концертах, призывала словом боьоться с ненавистным врагом.
В 1941 году Дина сочиняет кюй «Ана буйрыги» («Наказ матери»), создает еще ряд кюев.
Кюй написан в натуральном ре миноре. Победный, торжествующий характер передан активной, ликующей музыкой.
В послевоенные годы Дина Нурпеисова сочиняет ряд кюев на современную советскую тематику. Особого упоминания заслуживают пьесы: «8-е Марта», «Енбек Ери» («Герой Труда»), «Сауыншы» («Доярка»). Музыка этих кюев проникнута энергией и динамикой, поразительна точностью реалистических характеристик.

Бөлісу: