Одновременно с учебой в институте Каныш Имантаевич расширял свой кругозор

9 Шілде 2013, 09:04

С установлением осенью 1919 г. Советской власти быстро менялась жизнь в Казахской степи. Первые органы Советской власти испытывали острую нужду в грамотных людях коренной национальности, которые могли бы проводить ее законы в массы. Поэтому в начале 1920 г. Павлодарский уездный ревком обратил внимание на способного молодого учителя и назначил Каныша Имантаевича народным судьей в Баян-Аульский район. В течение полутора лет Каныш Имантаевич с присущей ему энергией и энтузиазмом выполнял это почетное поручение первых органов Советской власти. Выезжая часто в кочевые аулы с выездными сессиями нарсуда, молодой судья боролся за укрепление законности и Советской власти, установление новой жизни в Казахской степи. По собственной инициативе он организовал в аулах читку газет и журналов. К этому делу он привлекал активистов и учащихся, проводя таким образом, большую политико-воспитательную работу среди местного населения. Местные органы власти молодой республики относились к деятельности Каныша Имантаевича с неизменным вниманием и поддержкой, неоднократно освещая ее на страницах уездной и областной газет. За этот период здоровье Каныша Имантаевича заметно улучшилось, он с еще большим упорством и настойчивостью стал заниматься самообразованием. В летний период Каныш Имантаевич участвовал в геологических исследованиях территории Сибири и Казахстана, неисчислимые богатства недр которых, по образному определению М. А. Усова, представляли собой «классическую школу для геологов». Одновременно с учебой в институте Каныш Имантаевич расширял свой кругозор. Он посещал библиотеку Томского университета, знакомясь там с редкостными изданиями. В 1927 г. по предложению Каз-наркомпроса он перевел на казахский язык учебник алгебры для средней школы. В июне 1926 г. Каныш Имантаевич блестяще защитил дипломный проект и получил звание горного инженера. Он был первым инженером-геологом казахом. После окончания института Каныш Имантаевич по собственной инициативе явился в распоряжение Центрального Совета Народного Хозяйства Казахской ССР, готовый на любом участке, куда его пошлют, выполнить свой долг перед Родиной. Ко времени Октябрьской революции геологическая изученность Казахстана была ничтожной, хотя здесь уже действовали многие частные горные предприятия. Лишь в смутных очертаниях некоторыми исследователями намечались закономерности геологического строения страны. Естественно, они не могли дать сколько-нибудь обоснованного представления о геологии и полезных ископаемых Казахстана. Его геологическая структура толковалась весьма упрощенно и приближенно.

С установлением осенью 1919 г. Советской власти быстро менялась жизнь в Казахской степи. Первые органы Советской власти испытывали острую нужду в грамотных людях коренной национальности, которые могли бы проводить ее законы в массы. Поэтому в начале 1920 г. Павлодарский уездный ревком обратил внимание на способного молодого учителя и назначил Каныша Имантаевича народным судьей в Баян-Аульский район. В течение полутора лет Каныш Имантаевич с присущей ему энергией и энтузиазмом выполнял это почетное поручение первых органов Советской власти. Выезжая часто в кочевые аулы с выездными сессиями нарсуда, молодой судья боролся за укрепление законности и Советской власти, установление новой жизни в Казахской степи. По собственной инициативе он организовал в аулах читку газет и журналов. К этому делу он привлекал активистов и учащихся, проводя таким образом, большую политико-воспитательную работу среди местного населения. Местные органы власти молодой республики относились к деятельности Каныша Имантаевича с неизменным вниманием и поддержкой, неоднократно освещая ее на страницах уездной и областной газет. За этот период здоровье Каныша Имантаевича заметно улучшилось, он с еще большим упорством и настойчивостью стал заниматься самообразованием.

В летний период Каныш Имантаевич участвовал в геологических исследованиях территории Сибири и Казахстана, неисчислимые богатства недр которых, по образному определению М. А. Усова, представляли собой «классическую школу для геологов».

Одновременно с учебой в институте Каныш Имантаевич расширял свой кругозор. Он посещал библиотеку Томского университета, знакомясь там с редкостными изданиями. В 1927 г. по предложению Каз-наркомпроса он перевел на казахский язык учебник алгебры для средней школы.

В июне 1926 г. Каныш Имантаевич блестяще защитил дипломный проект и получил звание горного инженера. Он был первым инженером-геологом казахом.

После окончания института Каныш Имантаевич по собственной инициативе явился в распоряжение Центрального Совета Народного Хозяйства Казахской ССР, готовый на любом участке, куда его пошлют, выполнить свой долг перед Родиной.

Ко времени Октябрьской революции геологическая изученность Казахстана была ничтожной, хотя здесь уже действовали многие частные горные предприятия. Лишь в смутных очертаниях некоторыми исследователями намечались закономерности геологического строения страны. Естественно, они не могли дать сколько-нибудь обоснованного представления о геологии и полезных ископаемых Казахстана. Его геологическая структура толковалась весьма упрощенно и приближенно.

Бөлісу: