Огромная тяга к знаниям привела Каныша Имантаевича в Семипалатинскую учительскую семинарию

9 Шілде 2013, 09:02

Каныш Имантаевич Сатпаев родился 12 апреля 1899 г. в семье казаха-кочевника в ауле № 4 Аккелинской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне Баян-Аульский район Павлодарской области Казахской ССР). Начальное образование он получил в двухклассной аульной русско-киргизской школе, где проявились его незаурядные способности и необычайная память. В 1911 г., после окончания школы, Каныш Имантаевич поступил в Павлодарское двухклассное русско-киргизское училище, которое успешно закончил весной 1914 г. Огромная тяга к знаниям привела Каныша Имантаевича в том же 1914 г. в Семипалатинскую учительскую семинарию — единственное доступное для него по тем временам учебное заведение. К счастью, семинария была укомплектована очень хорошими высококультурными, прогрессивно настроенными педагогами и могла дать основательные знания по общеобразовательным предметам. Учеба легко давалась способному юноше. Хорошая библиотека при семинарии и городская библиотека открывали большие возможности для самообразования и широкого ознакомления с произведениями не только русской художественной классики, но и с зарубежной литературой. Уже в этот период Каныш Имантаевич начал читать сочинения Чернышевского, Добролюбова, Белинского, познакомился с отдельными произведениями Маркса и Энгельса. Общение с передовой русской молодежью, интернациональной по своему духу, имело также большое воспитательное значение. Приобретенные в семинарии знания основ естествознания пробудили у пытливого и любознательного юноши стремление глубже познать окружающую природу. Особенно его интересовали земные богатства родных степей. Возникавшие в Киргизской степи небольшие предприятия частных горнопромышленников еще больше укрепляли в нем мысль получить дальнейшее образование именно по геологической специальности. В 1918 г. Каныш Имантаевич окончил учительскую семинарию. Однако для поступления в вуз необходимо было сдать экстерном экзамены по математике, латыни и какому-либо иностранному европейскому языку. Чтобы иметь возможность серьезно подготовиться к сдаче экзаменов, необходимо было остаться в Семипалатинске, где были библиотеки. Каныш Имантаевич поступил преподавателем естествознания на открывшиеся здесь курсы учителей казахов. Напряженная работа по самообразованию и в качестве преподавателя подорвали его здоровье, и у него начался туберкулез легких. Пришлось оставить учебу и уехать домой. У себя на родине он устроился учителем в ту же аульную школу, где когда-то учился сам. Одновременно он продолжал самостоятельно учиться, готовясь к поступлению в вуз.

Каныш Имантаевич Сатпаев родился 12 апреля 1899 г. в семье казаха-кочевника в ауле № 4 Аккелинской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне Баян-Аульский район Павлодарской области Казахской ССР). Начальное образование он получил в двухклассной аульной русско-киргизской школе, где проявились его незаурядные способности и необычайная память. В 1911 г., после окончания школы, Каныш Имантаевич поступил в Павлодарское двухклассное русско-киргизское училище, которое успешно закончил весной 1914 г.

Огромная тяга к знаниям привела Каныша Имантаевича в том же 1914 г. в Семипалатинскую учительскую семинарию — единственное доступное для него по тем временам учебное заведение. К счастью, семинария была укомплектована очень хорошими высококультурными, прогрессивно настроенными педагогами и могла дать основательные знания по общеобразовательным предметам. Учеба легко давалась способному юноше. Хорошая библиотека при семинарии и городская библиотека открывали большие возможности для самообразования и широкого ознакомления с произведениями не только русской художественной классики, но и с зарубежной литературой. Уже в этот период Каныш Имантаевич начал читать сочинения Чернышевского, Добролюбова, Белинского, познакомился с отдельными произведениями Маркса и Энгельса. Общение с передовой русской молодежью, интернациональной по своему духу, имело также большое воспитательное значение.

Приобретенные в семинарии знания основ естествознания пробудили у пытливого и любознательного юноши стремление глубже познать окружающую природу. Особенно его интересовали земные богатства родных степей. Возникавшие в Киргизской степи небольшие предприятия частных горнопромышленников еще больше укрепляли в нем мысль получить дальнейшее образование именно по геологической специальности.

В 1918 г. Каныш Имантаевич окончил учительскую семинарию. Однако для поступления в вуз необходимо было сдать экстерном экзамены по математике, латыни и какому-либо иностранному европейскому языку. Чтобы иметь возможность серьезно подготовиться к сдаче экзаменов, необходимо было остаться в Семипалатинске, где были библиотеки. Каныш Имантаевич поступил преподавателем естествознания на открывшиеся здесь курсы учителей казахов. Напряженная работа по самообразованию и в качестве преподавателя подорвали его здоровье, и у него начался туберкулез легких. Пришлось оставить учебу и уехать домой. У себя на родине он устроился учителем в ту же аульную школу, где когда-то учился сам. Одновременно он продолжал самостоятельно учиться, готовясь к поступлению в вуз.

Бөлісу: