В лирике Ш. Кудайбердиева, напряженной и беспокойной

9 Шілде 2013, 05:40

В ряде стихов Шакарим обращается к проблемам социальным. Названия некоторых его стихотворений дают известное представление об их содержании, нередко просветительском: «Вселенная и жизнь», «О, многочисленный народ». «Человечность», «Правда и кривда», «Молодость», «О старости». «В порыве гнева», «Хозяйственность и расточительность». «Любовь и страсть», «Хвала и хула», «Критика и ненависть» и др. Поэт откликался на многие вопросы, которые в той или иной степени волновали казахское общество конца XIX — начала XX в. В лирике Ш. Кудайбердиева, напряженной и беспокойной, есть ощущение общей неустроенности мира, непрочности и нестабильности людских отношений. И это неудивительно, ведь само время было отмечено резким возрастанием конфликтности, неустойчивости жизни, постепенным распадом по-своему гармоничных, хотя и запоздалых патриархальных устоев. Если, думая о людях, ты решишь, какой в том толк: Этот, как лиса завистлив, этот злобен, словно волк. Вот каков мир неприятный, мир насилья, мир вражды, Стало быть, исчезли жалость, сострадание и долг?.., Многие мотивы лирики Шакарима созвучны творчеству Абая. Абай и Шакарим — особая тема, требующая самостоятельного изучения. Шакарим едва ли не первым по-настоящему осознал величие Абая, проникся его идеалами. Созвучие демократических, гуманистических воззрений Абая и Шакарима, продолжение Шакаримом абаевской традиции в казахской поэзии — одна из ценных граней художественного наследия Кудай-бердиева. Поэт немало размышлял в своих стихах о мироздании, о месте и значении человека, он писал о сердце и разуме, вечном противоборстве добра со злом, об искренности и лжи, правде и кривде, о юности, старости и смерти; его творчество было философичным по самой своей сути, оно органично переплавляло в единое целое рационализм и лирику, строгий расчет и душевный порыв. Обеспокоенность поэта судьбами народов выражена в замечательном философском стихотворении «Что такое человек?», когда все страшнее и неотвратимей обнаруживались противоречия во всех областях общественно-политической жизни: Тот страдает над бумагой, сна не зная,— кто учен. Мысленно обозревает шар земной, волнуясь, он. В трудных поисках решения, как исправить жизнь людей, Знать, что чувством сострадания человек был одарен... Как увяжешь это с правдой и со смыслом бытия А подумать — вроде б братья все народы на земле, Почему ж тогда враждуют все народы, все края? Нет народа, что покончит навеки с грабежом... Автор, однако, верит в светлый разум, способность человека к обновлению общества на справедливых началах. Гуманистическая, просветительская, демократическая традиция, заложенная великим Абаем и воспринятая его учениками и последователями, обуславливала их отношение к сложнейшим и трагическим событиям XX столетия. Ш. Кудайберди-ев с надеждой и верой в будущее встречает Октябрьскую революцию. Он создает ряд стихотворений, в том числе «Взошла заря свободы»: Свободы день встает. Казахи, мой народ, Идите за людьми, узревшими восход, За светлою зарей идет и солнце вслед. Казахи, вам пора навеки сбросить гнет. Прочь с корнем вырвем мы усобицы, раздор. Отбросим навсегда ложь, сплетни, всякий сор. Всю волю, мужество пора уже собрать. По справедливости зажить всем с этих пор... Поэмы Шакарима. В письменной казахской литературе основы поэмы, как особой жанровой формы, заложил Абай. Он создал ряд сюжетных поэм на исторические и философские темы («Искандер», «Масгут», «Азим»).

В ряде стихов Шакарим обращается к проблемам социальным. Названия некоторых его стихотворений дают известное представление об их содержании, нередко просветительском: «Вселенная и жизнь», «О, многочисленный народ». «Человечность», «Правда и кривда», «Молодость», «О старости». «В порыве гнева», «Хозяйственность и расточительность». «Любовь и страсть», «Хвала и хула», «Критика и ненависть» и др.

Поэт откликался на многие вопросы, которые в той или иной степени волновали казахское общество конца XIX — начала XX в.

В лирике Ш. Кудайбердиева, напряженной и беспокойной, есть ощущение общей неустроенности мира, непрочности и нестабильности людских отношений. И это неудивительно, ведь само время было отмечено резким возрастанием конфликтности, неустойчивости жизни, постепенным распадом по-своему гармоничных, хотя и запоздалых патриархальных устоев.

Если, думая о людях, ты решишь, какой в том толк:
Этот, как лиса завистлив, этот злобен, словно волк.
Вот каков мир неприятный, мир насилья, мир вражды,
Стало быть, исчезли жалость, сострадание и долг?..,
Многие мотивы лирики Шакарима созвучны творчеству Абая. Абай и Шакарим — особая тема, требующая самостоятельного изучения. Шакарим едва ли не первым по-настоящему осознал величие Абая, проникся его идеалами. Созвучие демократических, гуманистических воззрений Абая и Шакарима, продолжение Шакаримом абаевской традиции в казахской поэзии — одна из ценных граней художественного наследия Кудай-бердиева.

Поэт немало размышлял в своих стихах о мироздании, о месте и значении человека, он писал о сердце и разуме, вечном противоборстве добра со злом, об искренности и лжи, правде и кривде, о юности, старости и смерти; его творчество было философичным по самой своей сути, оно органично переплавляло в единое целое рационализм и лирику, строгий расчет и душевный порыв.

Обеспокоенность поэта судьбами народов выражена в замечательном философском стихотворении «Что такое человек?», когда все страшнее и неотвратимей обнаруживались противоречия во всех областях общественно-политической жизни:
Тот страдает над бумагой, сна не зная,— кто учен.
Мысленно обозревает шар земной, волнуясь, он.
В трудных поисках решения, как исправить жизнь людей,
Знать, что чувством сострадания человек был одарен...
Как увяжешь это с правдой и со смыслом бытия
А подумать — вроде б братья все народы на земле,
Почему ж тогда враждуют все народы, все края?
Нет народа, что покончит навеки с грабежом...

Автор, однако, верит в светлый разум, способность человека к обновлению общества на справедливых началах.

Гуманистическая, просветительская, демократическая традиция, заложенная великим Абаем и воспринятая его учениками и последователями, обуславливала их отношение к сложнейшим и трагическим событиям XX столетия. Ш. Кудайберди-ев с надеждой и верой в будущее встречает Октябрьскую революцию. Он создает ряд стихотворений, в том числе «Взошла заря свободы»:
Свободы день встает. Казахи, мой народ,
Идите за людьми, узревшими восход,
За светлою зарей идет и солнце вслед.
Казахи, вам пора навеки сбросить гнет.
Прочь с корнем вырвем мы усобицы, раздор.
Отбросим навсегда ложь, сплетни, всякий сор.
Всю волю, мужество пора уже собрать.
По справедливости зажить всем с этих пор...

Поэмы Шакарима. В письменной казахской литературе основы поэмы, как особой жанровой формы, заложил Абай. Он создал ряд сюжетных поэм на исторические и философские темы («Искандер», «Масгут», «Азим»).

Бөлісу: