3 Шілде 2013, 18:54
2006 год запомнился целым рядом крупных событий во внешнеполитической деятельности, внутренней политике и экономике, которые во многом и определили насыщенный событийный ряд и высокую динамику развития Казахстана в течение всего года.
Президентом были обозначены новые векторы конкурентоспособного развития государства, поставлены новые стратегические задачи, приняты долгосрочные судьбоносные решения и сформулирована концепция национальной идеи казахстанского общества.
Все это в совокупности отразилось на содержании рабочего графика Президента страны, который оказался в высшей степени плотным и интенсивным. В течение года с Главы государства состоялось более 500 протокольных мероприятий, включая зарубежные визиты, рабочие поездки в регионы, различные совещания, участие в работе международных и республиканских форумов, прием зарубежных государственных и общественных деятелей, встречи с представителями общественности и трудовыми коллективами предприятий, посещение промышленных и социальных объектов.
В 2006 году Президентом страны также было рассмотрено и подписано более 2200 разноплановых материалов, в том числе 98 законов, 239 указов, 86 распоряжений, 14 протоколов совещаний, 132 благодарностей и 18 приветственных адресов Главы государства, более 1500 служебных документов, аналитических и информационно-справочных материалов, 139 обращений граждан. В этот период Н.А.Назарбаев находился в командировках 90 дней, в том числе в странах зарубежья 48 дней, в регионах Казахстана 42 дня.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Церемония инаугурации 11 января символично открыла новый внешнеполитический год Казахстана и заложила основу насыщенного графика зарубежных контактов Главы государства в этот период. Вступление в должность Главы государства обусловило широкий интерес мирового сообщества к Казахстану, что в свою очередь определило необходимость концентрации особого внимания на дипломатической работе и активном международном взаимодействии – республике вновь предстояло продемонстрировать своим зарубежным партнерам стабильность и неизменность своих долгосрочных приоритетов и ценностей во внешней и внутренней политике.
В числе почетных гостей церемонии инаугурации в г.Астане были президенты России В.В.Путин, Узбекистана И.А.Каримов, Украины В.А.Ющенко, Хорватии С.Месич, Кыргызстана К.С.Бакиев, Таджикистана Э.Ш.Рахмонов, Афганистана Х.Карзай, Грузии М.Н.Саакашвили. Участниками торжества также стали руководители парламентов, правительств, видные государственные деятели из многих стран мира: заместитель Председателя Китайской Народной Республики Цзэн Цинхун, Вице-президент Республики Болгария А.Марин, Премьер-министр Азербайджанской Республики А.Расизаде, Премьер-министр Латвийской Республики А.Калвитис, Председатель Сената Республики Польша Б.Борусевич, Председатель Совета Народного собрания Республики Беларусь Г.В.Новицкий. Крупные международные организации были представлены специальным представителем ЕС по странам Центральной Азии Я.Кубишем, Генеральным секретарем ОБСЕ М.П.де Бришамбо, Генеральным секретарем ОДКБ Н.Н.Бордюжей, Генеральным секретарем ЕврАзЭС Г.А.Рапотой, Председателем Исполнительного комитета СНГ – Исполнительным секретарем СНГ В.Б.Рушайло, Исполнительным секретарем ШОС Чжан Дэгуаном, заместителем Генерального секретаря ООН С.А.Орджоникидзе, Председателем Организации экономического сотрудничества А.Т.Оразбаем. По завершении инаугурационных мероприятий Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев провел ряд встреч с прибывшими в г.Астану гостями – главами государств и руководителями иностранных делегаций.
В 2006 году Н.А.Назарбаевым была продолжена дальнейшая реализация сбалансированного и многовекторного внешнеполитического курса, учитывающего интересы Казахстана и динамику регионального и мирового развития. Внешнеполитическая активность Главы государства была сфокусирована главным образом по ключевым направлениям – Россия, КНР, США, Евросоюз, страны Центральной Азии и мусульманского Востока. Состоялись плодотворные визиты в Узбекистан, Россию, Турцию, Словакию, Малайзию, Хорватию, Латвию, Испанию, США, Великобританию, Иорданию, Египет, Бельгию, Китай. Президент также принял участие в 11 многосторонних саммитах: СНГ (2 заседания), ЕврАзЭС (3 заседания), ОДКБ, ШОС, СВМДА, VIII саммите тюркоязычных государств, саммите «G-8» и неформальном саммите лидеров Центральной Азии.
Особое внимание было уделено российскому направлению. Примечательно, что свой первый после инаугурации зарубежный визит Н.А.Назарбаев совершил в Российскую Федерацию. Многочисленные встречи Н.А.Назарбаева и В.В.Путина, которые проходили как в двустороннем формате, так и в рамках международных форумов становились знаменательными событиями, так как на них решались насущные и долгосрочные вопросы сотрудничества Казахстана и России. В октябре главы Казахстана и России приняли участие в работе III Форума приграничных областей Казахстана и России в г.Уральске Западно-Казахстанской области, в ходе которого был обсужден широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества и актуальных региональных проблем. В целом итоги встреч Н.А.Назарбаева с В.В.Путиным и регулярные взаимные визиты в 2006 году показали, что современные казахстанско-российские отношения продолжают динамично развиваться в векторе стратегического партнерства.
По-настоящему прорывным 2006 год стал для казахстанско-американских отношений. Главным событием двустороннего сотрудничества был визит Н.А.Назарбаева в США, о политической важности которого было еще накануне заявлено Белым домом. Программа визита была чрезвычайно насыщенной, а многочисленные встречи и переговоры, состоявшиеся в ходе сентябрьского визита, получили широкое освещение в американских и мировых СМИ. Особо была отмечена встреча с Президентом США Дж.Бушем, проходившая в исключительно доверительной обстановке. Состоялись также встречи Н.А.Назарбаева с экс-президентом США Дж.Бушем-старшим, Вице-президентом США Р.Чейни, Министром торговли К.Гутиерресом, Министром энергетики С.Бодманом, Директором ЦРУ М.Хайденом, Президентом Всемирного банка П.Вулфовицем, руководителями ряда крупных компаний. Огромный резонанс вызвали его встречи с членами Фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы», в которой приняли участие около 400 видных представителей вашингтонского истеблишмента, а также с большой группой влиятельных членов Конгресса США. По результатам визита Президента Казахстана в Соединенные Штаты было принято казахстанско-американское совместное заявление, в котором стороны выразили удовлетворение процессом, достигнутым в продвижении стратегического партнерства.
Дальнейшим укреплением стратегического партнерства ознаменовались казахстанско-китайские отношения. Особое внимание в них было уделено вопросам рационального использования и охраны трансграничных рек, трудовой миграции, привлечения инвестиций, взаимодействия и координации в международных организациях, прежде всего в ШОС и ООН. В этом плане следует выделить государственный визит Президента страны в декабре в КНР, по итогам которого был подписан целый ряд значимых соглашений и договоров, в том числе ключевой политический документ – Стратегия сотрудничества Казахстана и Китая в XXI веке, а также Концепция развития экономического сотрудничества, определившая перспективы двусторонних торгово-экономических связей.
Выходом на качественно новый уровень охарактеризовались отношения Казахстана с Европейским Союзом, где наметилось углубление политического диалога. Ключевое значение имел официальный визит Н.А.Назарбаева в декабре в Бельгию. Впервые в истории двустороннего сотрудничества было принято Совместное заявление глав двух государств, подписан Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в мирных целях. Более того, Президент Казахстана также провел плодотворные переговоры с официальными лицами Европейского Союза и НАТО. В результате за Казахстаном закрепилась роль стратегического партнера ЕС в Центральноазиатском и Каспийском регионах.
В течение года Глава государства принимал деятельное участие в развитии Казахстаном взаимовыгодных двусторонних отношений со странами СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии и Арабского Востока. Основными темами диалога явились вопросы торговли, экономического развития и энергетического сотрудничества, а также гуманитарного взаимодействия. Президент принял прибывших с визитами президентов Армении Р.С.Кочаряна, Египта М.Х.Мубарака, Кыргызстана К.С.Бакиева, ОАЭ Шейха Халифа бен Заида аль-Нахаяна, Таджикистана Э.Ш.Рахмонова, Узбекистана И.А.Каримова; заместителя Председателя КНР Цзэн Цинхуна; премьер-министров Грузии З.Т.Ногаидели, Иордании М.Бахита, Южной Кореи Хан Мен Сук, Украины В.Ф.Януковича, Японии Д.Коидзуми. Продуктивный характер имели многочисленные встречи Н.А.Назарбаева с зарубежными гостями на уровне министров, послов, парламентариев, политических и общественных деятелей.
Президентом страны были приняты верительные грамоты от Чрезвычайных и Полномочных послов Армении, Афганистана, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Израиля, Италии, Канады, Нидерландов, Палестины, России, Саудовской Аравии, Украины, Франции.
В 2006 году Н.А.Назарбаев также принял участие в работе ряда важных международных и региональных форумов.
В июне Глава государства участвовал в состоявшемся в июне в г.Шанхае юбилейном заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, посвященном 10-летию создания «Шанхайской пятерки» и 5-летию образования организации. По его итогам были приняты Декларация ШОС, Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности, решения об утверждении Программы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы и другие документы. На брифинге для журналистов Н.А.Назарбаев отметил, что подписанные соглашения, программа комплексных действий государств-членов этой организации и итоговая декларация станут для них руководством к действию в ближайшей перспективе. Здесь же в г.Шанхае состоялись двусторонние переговоры Президента Республики Казахстан с президентами Ирана М.Ахмадинежадом и Монголии Н.Энхбаяром.
Большой интенсивностью в 2006 году отличились отношения в рамках интеграционных структур на пространстве СНГ. Н.А.Назарбаев был избран Председателем Совета глав государств СНГ. В этом качестве Президент на августовском саммите в г.Сочи представил масштабную программу реформ СНГ, в которой предложил детальное и четкое видение долгосрочного развития организации. Н.А.Назарбаев в своем выступлении, озвучивая основные положения проекта программы реформирования Содружества, определил 5 важнейших направлений интеграции: совершенствование миграционной политики, укрепление контактов в сфере транспорта, активизация сотрудничества в области образования и науки, совместное противостояние современным угрозам и вызовам, решение гуманитарных проблем, осуществление которых позволило бы вывести на качественно новый уровень интеграционные процессы на постсоветском пространстве и повысить эффективность реализации принимаемых соглашений. В казахстанской инициативе было заложено стремление найти новую формулу интеграционного процесса на постсоветском пространстве.
В процессе активного участия в развитии постсоветской интеграции Глава государства принял участие в заседаниях Межгосударственного совета ЕврАзЭС, а также сессиях Совета коллективной безопасности ОДКБ. Темой переговоров в ЕврАзЭС были вопросы практической реализации идеи формирования Таможенного союза, создания общего энергетического рынка, водно-энергетического регулирования и совместного использования водно-энергетических ресурсов стран Центральной Азии, перспективы сотрудничества в атомной энергетике. Важным событием на саммите ОДКБ стало юридическое оформление вопроса присоединения Узбекистана к Организации.
Важное место в политических событиях лета 2006 года занял саммит «Большой восьмерки» в г.Санкт-Петербурге. Официальная Москва вновь подчеркнула значимость Астаны в своей политике, пригласив казахстанского лидера как председателя СНГ принять участие в работе саммита. С одной стороны, факт участия Н.А.Назарбаева в престижном форуме подтвердил растущий авторитет Казахстана на международной арене, с другой – открыл новую нишу для успешного позиционирования потенциала республики в наиболее привлекательных аспектах. Большое значение имели состоявшиеся в рамках саммита встречи Н.А.Назарбаева с Президентом США Дж.Бушем, Президентом Франции Ж.Шираком, Канцлером Германии А.Меркель, Премьер-министром Индии М.Сингхом.
17 ноября Н.А.Назарбаев принял участие в VIII саммите глав тюркоязычных государств, состоявшемся в турецком г.Анталье. Повестку дня форума составили вопросы дальнейшего развития сотрудничества на основе общности истории, культуры, языков, доверия и учета взаимных интересов. В принятой по его итогам Антальской декларации выражена уверенность в необходимости совместных усилий в борьбе против трансграничных угроз, распространения оружия массового поражения, терроризма, сепаратизма и экстремизма. В рамках саммита состоялись встречи Н.А.Назарбаев с президентами Азербайджана И.Г.Алиевым, Кыргызстана К.С.Бакиевым и Турции А.Н.Сезером. В ходе переговоров были обсуждены вопросы дальнейшего развития двусторонних отношений и укрепления торгово-экономического сотрудничества, актуальные проблемы региональной и международной политики.
В свою очередь, в 2006 году получили дальнейшее развитие такие крупные международные инициативы Казахстана, как СВМДА и Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проведение которых стало ярким свидетельством растущего авторитета Казахстана на мировой политической арене.
17 июня в г.Алматы состоялась работа II саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В нем приняли участие главы Азербайджана, Афганистана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, КНР, Премьер-министр Таиланда. Высоким уровнем официальных лиц были представлены делегации других государств-участников, а также стран и организаций-наблюдателей – Вьетнама, Индонезии, Малайзии, США, Украины, Японии, ООН, ОБСЕ и Лиги арабских государств. По итогам форума было подписано Соглашение о Секретариате СВМДА, принята Декларация II саммита СВМДА, в которой было заявлено о необходимости практической реализации мер доверия СВМДА, отраженных в Каталоге мер доверия 2004 года, отражено видение государствами-членами ключевых проблем безопасности и сотрудничества в Азии и в мире в целом, изложены предложения по преодолению неразрешенных проблем. Подводя итоги форума, Н.А.Назарбаев констатировал, что усилия всех участников Совещания на протяжении последних четырех лет привели к желанному результату. Соглашение о Секретариате СВМДА и Декларация саммита знаменуют собой новый этап в развитии как самого Совещания, так и международных отношений на всем Азиатском континенте.
12-13 сентября в г.Астане прошел II съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе форума участвовали 29 делегаций из 26 стран, которые представляли все мировые и традиционные религии и конфессии мира: ислам, христианство, иудаизм, буддизм, даосизм, синтоизм и др. В качестве почетных гостей приняли участие известные политические и общественные деятели, в числе которых Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура, заместитель Генерального секретаря ООН С.А.Орджоникидзе, экс-премьер Федерации Малайзия М.Мохаммад, а также представители законодательных органов, неправительственных организаций из разных стран.
В ходе съезда Глава государства провел многочисленные двусторонние встречи с его участниками и гостями.
В целом в 2006 году была продолжена дальнейшая реализация сбалансированного и многовекторного внешнеполитического курса, учитывающего интересы Казахстана и динамику регионального и мирового развития.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В течение года Глава государства уделял большое внимание социально-экономическому развитию Казахстана, укреплению его потенциала и созданию эффективного задела для перспективного роста экономики в соответствии с глобальными трендами.
Социально-экономическая политика государства в 2006 году была выстроена вокруг Послания Президента страны народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», которое было обнародовано Н.А.Назарбаевым 1 марта на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан. В документе был заявлен крупнейший модернизационный проект, который сформулировал задачи в новых для страны терминах - терминах конкурентоспособного развития.
В соответствии с этими задачами по инициативе Президента были созданы новые институциональные основы эффективного управления экономикой - Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», призванный координировать деятельность национальных компаний и акционерных обществ с государственной долей собственности, и Фонд устойчивого развития «Казына», ответственный за эффективное управление национальными институтами развития.
Проблематика конкурентоспособности определяла все экономические решения и содержание рабочих совещаний и правительственных заседаний. В 2006 году был принят ряд стратегических документов, нацеленных на рост экономического потенциала государства, среди которых необходимо отметить Стратегию развития транспортного комплекса Казахстана до 2015 года, Стратегию территориального развития, Концепцию создания регионального финансового центра в г.Алматы, Концепцию устойчивого развития Казахстана, Концепцию формирования социально-предпринимательских корпораций и др.
В целях обсуждения важнейших вопросов развития экономики Президент страны неоднократно принимал Премьер-министра, членов Правительства, акимов областей, гг.Астаны и Алматы, руководителей министерств и ведомств. Им были заслушаны отчеты и информации Национального банка, Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Фонда устойчивого развития «Казына», Казахстанского холдинга по управлению государственными активами «Самрук», Инвестиционного фонда Казахстана, национальных компаний.
С участием Главы государства состоялся ряд совещаний и расширенных заседаний Правительства. В частности, в январе, открывая первое в 2006 году заседание Правительства в обновленном составе, Н.А.Назарбаев заострил внимание на приоритетных задачах и поручил привести в соответствие с ними программы и проекты, как в центральных, так и в местных исполнительных органах власти. Итоги отчетных встреч акимов с населением и задачи, стоявшие перед органами власти в 2006 году, были темой проведенного в апреле совещания с акимами областей, гг.Астаны и Алматы, руководителями Администрации Президента, Правительства, ряда ключевых министерств. Вопросам финансово-экономического положения страны, борьбы с инфляцией, уточнения бюджета на 2006 год, монетарной и фискальной политики было посвящено состоявшееся в том же месяце очередное совещание с руководством Правительства и Администрации Президента. По его итогам Главой государства был дан ряд конкретных поручений.
В июле на совещании с акимами областей, гг.Астаны и Алматы был обсужден ход исполнения поручений Президента, вытекающих из его Послания народу Казахстана, и обозначены задачи на предстоящий период. В августе на проведенном Н.А.Назарбаевым совещании с руководством Правительства был рассмотрен проект республиканского бюджета на 2007 год, а в ноябре темой проведенного им селекторного совещания с членами Правительства, руководителями республиканских ведомств и акимами областей, гг.Астаны и Алматы был ход исполнения Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией имущества».
Пути модернизации финансового сектора Казахстана, повышения его конкурентоспособности в преддверии вступления республики в ВТО были обсуждены в ноябре на VI Конгрессе финансистов страны.
Вопросам развития и застройки г.Астаны были посвящены совещания, проведенные Н.А.Назарбаевым в акимате столицы и в ГКП «Астанагенплан». С его участием прошли презентации уникальных инновационных проектов, сдача в эксплуатацию ряда объектов города, среди которых здания Эталонного центра, отеля «Radisson SAS», Дворца мира и согласия.
Вопросы социально-экономического развития находились в центре внимания рабочих поездок Президента в регионы страны. В 2006 году Президент совершил 14 рабочих поездок в 10 регионов, в ходе которых с его участием проведено более 60 региональных мероприятий. Н.А.Назарбаев посетил ряд промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов социального назначения, побывал в семьях местных жителей. С его участием был осуществлен запуск новых производств, дан старт реализации ряда крупных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности Казахстана. В частности, в Северо-Казахстанской области был запущен производственный комплекс «Биохим», не имеющий аналогов на всем постсоветском пространстве, в г.Караганде - завод по выпуску строительного и керамического кирпича по современной немецкой технологии, в Актюбинской области - обогатительная фабрика по переработке медной руды, в Атырауской области - реконструированный нефтеперерабатывающий завод, в г.Уральске - газотурбинная станция, в г.Алматы - парк информационных технологий, в Акмолинской области - наземный коплекс управления космическими аппаратами «KazSat».
В октябре Н.А.Назарбаев провел совещание по итогам поездок по регионам, в котором приняло участие руководство Администрации Президента, Правительства, ряда министерств и ведомств, а также фонда «Казына», холдинга «Самрук», национальной компании «КазМунайГаз» и морского порта «Актау».
Одним из значимых направлений работы Президента традиционно является взаимодействие с иностранными инвесторами.
В течение года Н.А.Назарбаев дважды – в июне и декабре, председательствовал на XV и XVI пленарных заседаниях Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. В их рамках были рассмотрены вопросы создания благоприятных условий деятельности иностранных инвесторов и финансовых институтов, борьбы с коррупцией, повышения транспарентности работы государственного аппарата, создания эффективной системы профессионально-технического образования, адекватной потребностям казахстанской экономики.
Н.А.Назарбаев также принял участие в работе III Казахстанского инвестиционного саммита, организаторами которого выступили одна из крупнейших в мире газет ««International Herald Tribune» и Правительство Казахстана. В его работе приняли участие члены Правительства страны, руководители ведущих зарубежных компаний-инвесторов, а также эксперты из ряда зарубежных государств. Выступая на форуме, Глава государства отметил, что Казахстан имеет значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами. При этом создание благоприятных условий для ведения бизнеса выступает в качестве приоритетной задачи государства, которое может и должно стать центром притяжения капиталов и инвестиций, размещения региональных производств и филиалов крупнейших мировых компаний, новейших технологий и ноу-хау.
Дальнейшему развитию экономической инфраструктуры страны и укреплению ее экономических позиций на мировом рынке способствовали регулярные встречи и переговоры Н.А.Назарбаева с инвесторами и представителями международных финансово-экономических институтов: Президентом ЕБРР Ж.Лемьером, руководителями известных компаний «Eni S.p.A.», «BG Group», «Credit Suisse Group», «Mashreq Bank», «ExxonMobil Corporation», «Arcelor Mittal», «JPMorgan Chase&Co», «Halliburton», «Okan Holding», «Chevron Corporation», «Total S.A.», «ConocoPhilips Inc.», «Access Industries», «BAE Systems», «Лукойл» и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общественно-политическая жизнь страны в 2006 году проходила под знаком дальнейшей либерализации политической системы Казахстана, заложившей фундамент политического развития на последующие годы.
По инициативе Главы государства была сформирована Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Создание данной диалоговой площадки и вовлечение всех заинтересованных политических сил к обсуждению перспектив совершенствования политической системы Казахстана явилось выражением твердости намерений Н.А.Назарбаева продолжить последовательные демократические преобразования и политическую модернизацию страны.
При этом очень важным политическим шагом, принципиально отличившим предыдущие общенациональные диалоговые инициативы, стало то, что Глава государства лично возглавил созданную комиссию, в состав которой вошли руководители различных политических партий и общественных объединений, представители Ассамблеи народов Казахстана, профсоюзов, депутаты Парламента и видные эксперты. Деятельность Госкомиссии была сконцентрирована на четырех главных направлениях – практическая реализация итогов всенародного обсуждения Общенациональной программы демократических реформ, дальнейшее развитие процесса демократизации, укрепление институтов гражданского общества, обеспечение верховенства закона, правопорядка и укрепление системы гарантирования прав и свобод граждан Казахстана и дальнейшее укрепление общественного согласия и стабильности нашего многоконфессионального и полиэтничного общества.
В 2006 году состоялось 5 заседаний Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в стране, 2 из которых прошли под председательством Президента. Выступая на первом заседании комиссии, прошедшем 24 марта, Н.А.Назарбаев заявил: «Мы твердо намерены продолжить последовательные демократические преобразования и политическую модернизацию страны. Наша главная цель остается неизменной. Это - укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические закономерности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества. Рассчитываю, что свой весомый вклад в укрепление именно такого вектора дальнейшей политической модернизации страны внесете и вы, уважаемые члены комиссии».
В целом работа Государственной комиссии стала олицетворением национального диалога всех политических сил, стала новой формой принятия важных политических решений и предопределила обновление политического дизайна Казахстана в векторе укрепления принципов и традиций демократии. Госкомиссии предстояло выработать ясную программу действий, выстроить по каждому направлению работы четкие механизмы их реализации и определить конкретные сроки, четко разделив меры в зависимости от этапов реформирования политической системы.
В 2006 году произошло и другое важное политическое событие, которое кардинально изменило архитектуру политико-партийного развития Казахстана. 4 июля произошло объединение двух крупных политических партий страны – «Отан» и «Асар». Принятое решение стало результатом партнерских отношений, которые прошли самую серьезную проверку и закалились в ходе избирательной кампании. Ведь именно они составляли ядро Народной коалиции Казахстана, которая стала для Президента надежной опорой в ходе ответственной предвыборной кампании. Начавшийся процесс консолидации сил пропрезидентского блока продолжился в ноябре-декабре, когда к «Отан» присоединились Гражданская и Аграрная партии Казахстана. Основой интеграционных процессов в среде пропрезидентских партий стали необходимость консолидации всего общества вокруг Президента Н.А.Назарбаева для достижения целей нового модернизационного рывка в развитии и схожая политико-идеологическая платформа партийных структур.
В декабре обновленная и укрупненная партия была переименована в Народно-демократическую партию «Нур Отан». Ее председателем был избран Н.А.Назарбаев. В целом появление «Нур Отан» стало четким и логичным действием общественной поддержки проекту Президента страны по созданию в Казахстане основ инновационной экономики, инициации программы кардинальных политических реформ, началу реализации мощного блока экономических и социальных инициатив.
В течение года под председательством Главы государства состоялись 4 заседания Совета Безопасности Республики Казахстан, а также совещание с членами специальной группы Совета, на которых были рассмотрены проект Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на среднесрочный период, вопросы деятельности борьбы с коррупцией, совершенствования миграционной политики, повышения эффективности управления государственными активами, развития жилищного строительства, безопасности дорожного движения, регулирования игорного бизнеса, предупреждения распространения ВИЧ-инфекции на территории страны, противодействия наркотрафику и др.
Глава государства неоднократно встречался с депутатским корпусом страны. В частности, 18 января на совместном заседании палат Парламента он выступил с программной речью «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира», в которой четко обозначил приоритеты и поставил перед новым Правительством задачи, призванные обеспечить достижение этой стратегической цели. 1 марта на совместном заседании палат Парламента Глава государства выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики. В том же месяце на пленарном заседании Сената Парламента Республики Казахстан Президент страны представил депутатам кандидатуру А.С.Шабдарбаева для назначения на должность Председателя КНБ. 2 сентября на открытии III сессии Парламента третьего созыва представил вниманию депутатов доклад «Модернизация государственного управления на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу», в котором логически продолжил и конкретизировал свое предыдущее программное выступление.
Важнейшие задачи в сфере развития и укрепления межэтнического и межконфессионального мира и согласия, социальной стабильности и казахстанского патриотизма традиционно находились в фокусе внимания Главы государства как ключевые составляющие государственной политики. 12 июня в г.Алматы Президент страны выступил на открытии совещания ОБСЕ «Межкультурное, межрелигиозное и межэтническое понимание». В работе форума приняли участие более 300 представителей из 55 стран-участниц ОБСЕ, дипломатический корпус, аккредитованный в Казахстане, представители Ассамблеи народов Казахстана, неправительственных организаций и политических партий.
Содержание и направления государственного курса в этноконфессиональной сфере стали темой выступления Н.А.Назарбаева и на очередной XII сессии Ассамблеи народов Казахстана. В своей речи Глава государства подчеркнул, что «если мы хотим стать уважаемой и конкурентоспособной страной, то мы должны быть единой сплоченной нацией – нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не в прошлое».
В течение года состоялись встречи Президента с представителями Республиканского совета ветеранов, видными деятелями литературы и искусства, членами Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике, молодыми государственными служащими и сотрудниками национальных компаний неказахской национальности, успешно овладевшими государственным языком и др. В мае Н.А.Назарбаев выступил в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева с лекцией «К экономике знаний – через инновации и образование»; в июле принял участие в работе IX внеочередного съезда РПП «Отан»; в октябре – в юбилейном заседании Национальной академии наук Республики Казахстан, посвященном ее 60-летию; в ноябре – в работе VII съезда Гражданской партии Казахстана; в ноябре - в церемонии награждения лауреатов премии и дипломантов республиканского конкурса-выставки «Алтын сапа».
Особый резонанс среди казахстанцев вызвало участие Главы государства в церемонии открытия в г.Алматы 18 сентября памятника «Тәуелсіздік таңы» в память о декабрьских событиях 1986 года, а также доклад Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь: от стабильности – через модернизацию – к процветанию» на торжественном собрании по случаю 15-летия независимости страны, который подвел своеобразный итог году.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2006 год стал для Казахстана периодом закрепления достигнутых результатов, переосмысления роли и определения новых целей и задач на ближайшую перспективу.
Можно со всей очевидностью отметить, что этот год явился годом кардинального обновления страны в политике, экономике и социальном развитии. Символичным сопровождением перехода Казахстана на новый уровень развития стали принятие нового государственного гимна и введение в обращение банкнот нового дизайна национальной валюты. Истекший год стал также периодом поиска новых подходов к осмыслению роли страны в мировом сообществе и соответственно новому позиционированию Казахстана как признанного государства-лидера в Центральной Азии.