Хроника Деятельности 1998-1999

3 Шілде 2013, 18:46

1998-1999 годы, последние годы уходившего XX века, были насыщены событиями, в корне изменившими политическую карту мира и судьбы многих народов планеты. Стали они знаменательными и для Казахстана, который пройдя первые сложные годы независимости, начал уверенное продвижение по пути прогресса, становления рыночной экономики, проведения демократических преобразований. И 1998 год, и 1999 год явились для республики своеобразным переходным моментом в государственном строительстве, временем неординарных и ярких ходов в целях движения к более зрелому и устойчивому развитию. Это были первые годы с начала реализации долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2030 года, новаторского и необычного для постсоветского пространства управленческого хода. Это был непростой период переноса столицы в г.Астану, в практическую эффективность которого мало кто верил и международная презентация которой успешно прошла в июне 1998 года. Это был период мощной активизации международного сотрудничества, многочисленных официальных визитов и проведения крупнейших международных форумов. Кроме того, в этот период был заложен новый базис в экономической и общественно-политической жизни государства, оказавший сильное влияние на последующее развитие Казахстана. Во-первых, это системное изменение алгоритма, смещение акцентов и сбалансирование механизмов государственного управления. Перемещение центра власти посредством переноса столицы в г.Астану ознаменовало новый подход в организации управленческой политики в масштабе государства, которое стало более сбалансированным с позиции равноудаленности ко всем регионам республики. Также этот период включил в себя конституционную реформу и прорывные для того периода меры по демократизации политической системы страны, а также последовавшие за ними президентский и парламентский электоральные циклы, не только изменившие алгоритм работы политического управления в Казахстане, но и позволившие сохранить внутреннюю стабильность для проведения экономических реформ. Во-вторых, это активное реагирование на кризисные экономические волны в Азии и соседней России, которые подвергли серьезному экзамену молодую экономическую систему Казахстана. Внешние негативные драйверы, вызванные кризисом, стали сильным стимулом для проведения сложных и энергичных реформ в экономике, направленных на ее усиление. Перенос деловой и экономической активности в центр страны посредством переноса столицы в г.Астану и целенаправленные меры по формированию надежного и привлекательного инвестиционного поля, а также по развитию тесного экономического сотрудничества с международными партнерами позволили переломить негативную динамику и вывести государство в устойчивое экономическое русло. В этой связи крайне напряженным, как никогда динамичным, интенсивным и насыщенным многочисленными мероприятиями выдался рабочий график Президента страны Н.А.Назарбаева. В течение всего периода Президент держал под постоянным контролем работу центральных и региональных государственных органов, заслушивал отчеты первых руководителей о реализации поручений и ставил конкретные задачи исходя из развития ситуации в той или иной сфере. Вызовы экономического развития и заявленные амбициозные планы на будущее потребовали фактически «ручного» управления государством. Глава государства также на постоянной основе взаимодействовал с депутатским корпусом, регулярно встречаясь с председателями палат и депутатами Парламента и приняв участие в двух совместных заседаниях палат Парламента. Частота встреч и консультаций с законодателями была обусловлена необходимостью ускоренного формирования адекватной проводимым реформам правовой базы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Прошедший двухлетний период стал для Казахстана, с одной стороны, временем активного и системного реагирования на возникающие социально-экономические проблемы, связанные с вызовами мирового экономического кризиса, а с другой – первым этапом наращивания внутреннего потенциала и создания новых перспективных возможностей. Этот короткий отрезок времени фактически стал для национальной экономики первой проверкой на прочность. В результате глобальных изменений на мировых финансовых рынках произошла значительная девальвация национальных валют целого ряда стран – торговых партнеров Казахстана. Это привело к удорожанию казахстанского тенге в реальном выражении и способствовало снижению конкурентоспособности казахстанского экспорта. Влияние негативных последствий мирового кризиса на экономику Казахстана стало более ощутимым после девальвации российского рубля. Это породило проблемы, связанные с защитой внутренних товаропроизводителей от экспансии иностранных товаров на казахстанский рынок и поддержанием устойчивого обменного курса тенге. В целом казахстанская экономика достойно выдержала удар, продемонстрировав свою состоятельность и устойчивость в условиях кризиса. Наша экономика выдержала и негативное влияние мирового кризиса, выразившееся в падении цен на все виды экспортных ресурсов, и переход к свободно плавающему курсу тенге в отношении мировых валют. В результате предпринятых мер, Казахстан смог свести к минимуму отрицательное влияние мирового финансового кризиса и удержать макроэкономическую стабильность, которая получила высокую оценку международных финансовых институтов, сохранив доверие зарубежных банков-кредиторов и крупных инвесторов. В 1999 году ситуация в экономике продолжила улучшаться из месяца в месяц. На фоне роста мировых цен на основные продукты казахстанского экспорта и принятых в 1998 году мер, государству удалось остановить спад промышленного производства и улучшить социальное самочувствие населения. Это был, наверное, наиболее важный результат проведенных экономических реформ. С 1998 года начался следующий этап развития казахстанской экономики, проходивший в фарватере Стратегии «Казахстан-2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны. Снискав широкое одобрение народа Казахстана и высокие оценки международного сообщества, Стратегия «Казахстан-2030» сразу начала претворяться в жизнь. На этом этапе наблюдалась тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требовал глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые были бы положительно восприняты в обществе. В 1998-1999 годы Президент дважды посетил с рабочими поездками все регионы страны, что было связано с необходимостью ознакомления ситуации в областях и постоянного контроля за исполнением поручений по улучшению социально-экономического развития на местах. В ходе рабочих поездок Глава государства ознакомился с работой крупных и малых предприятий, встретился с трудовыми коллективами и принял участие в открытии новых производств. К 1999 году завершилась реализация стабилизационных программ, включавших ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли, прошло погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам. Несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском пространстве перешла от государственной «солидарной» к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В период 1998-1999 годов Правительство занималось разработкой и реализацией 3-летних стратегических планов. В это время Президент Н.А.Назарбаев утвердил в рамках стратегии «Казахстан-2030» планы развития страны до 2000 года, определил первоочередные меры по дальнейшему реформированию экономики и закреплению достигнутых позитивных результатов. В качестве подготовительного этапа реализации Стратегии были разработаны и приняты в действие Стратегия индустриально-инновационного развития страны, Государственная агропродовольственная программа, Программы развития сельских территорий, здравоохранения и образования, реформирования системы социальной защиты населения, «Культурное наследие», жилищного строительства и др. Кроме того были также разработан проект программы «Борьбы с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы» и приняты среднесрочная программа социально-экономического развития Астаны на период до 2000 года «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана». Этим вопросам были посвящены специальные расширенные заседания Правительства, прошедшие под руководством Главы государства. Большой акцент в это время был сделан на форсировании экономических и социальных реформ, что требовало привлечений зарубежных инвестиций и усиленного улучшения условий развития инвестиционного поля страны. В качестве основных действий по улучшению условий были предприняты законодательные меры по борьбе с коррупцией, защите конкуренции и содействию развития бизнеса. Далее Глава государства принял решение создать институциональную основу диалога с иностранными инвесторами, а его практическим воплощением стал созданный в 1998 году Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Новый орган стал совещательно-консультативной структурой в целях обеспечения прямого диалога между Правительством Казахстана и инвесторами, работающими в республике для оперативного решения проблемных вопросов, связанных с их инвестиционной деятельностью, и улучшения инвестиционного климата в стране. В состав Совета вошли Президент, Премьер-министр, руководители ряда министерств и ведомств страны, и иностранных компаний, работающих в Казахстане. В течение 2 лет Глава государства принял участие в работе первых трех заседаний (одно в 1998 году, два в 1999 году) Совета иностранных инвесторов, а также в совещании сопредседателей рабочих групп Совета. По итогам первых встреч СИИ добился успехов в работе по некоторым ключевым вопросам, влияющим на состояние делового климата в Казахстане, включая отмену НДС на убытки, вопросы получения лицензий и разрешений на ввоз иностранной рабочей силы, а также поведение и политику действий налоговых органов. Стабильный рост в Казахстане в 1998-1999 годах инвестиций в основной капитал, после их сокращения в 1991-1997 годах, более чем 10 раз по сравнению с 1990 годом, был обусловлен новыми подходами к привлечению внешних инвестиций. Итогом инвестиционной политики стало привлечение к 1999 году в казахстанскую экономику более 8,9 млрд. долларов, что вывело Казахстан на лидирующие позиции в СНГ. По экспертным оценкам, республика за эти годы, получила более 80% всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Центральную Азию, намного опередив другие страны региона. В результате реализации комплексного пакета реформ в Казахстане был создан серьезный задел на перспективу, как в экономике, так и социальной сфере. Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%. Свидетельством достижений в экономике за прошедшие два года явился реальный прирост внутреннего валового продукта и высокие предварительные рейтинги среди стран СНГ со стороны агентств по оценке кредитного рейтинга, таких как «Standard & Poor's», «Moody's» и «Fitch IBCA». В целом в течение всего периода с учетом сохранявшейся негативной конъюнктуры в мировой экономике главными приоритетами социально-экономической политики государства Президент определил социальную защиту населения и развитие национальной экономики в условиях кризиса. Для обсуждения актуальных вопросов жизнедеятельности страны Президент неоднократно принимал Премьер-министра, членов Правительства, руководителей министерств и ведомств, акимов различного уровня, депутатов Парламента и др. Вопросы эффективного государственного управления, дальнейшего развития и укрепления национальной экономики, улучшения социально-экономического положения населения в условиях кризисных тенденций оперативно рассматривались в течение двух лет на совещаниях различного уровня под председательством Президента Н.А.Назарбаева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В 1998-1999 годы продолжился процесс совершенствования государственного управления, актуальность которого была обусловлена потребностями эффективного управления экономикой и необходимостью выполнения задач государственного строительства в соответствии с приоритетами, обозначенными в долгосрочной стратегии развития страны. В июле 1999 года Глава государства подписал Закон «О государственной службе» в новой редакции, направленный на правовое обеспечение реформирования государственной службы, повышение профессионализма государственных служащих и их социальной защищенности. Совершенствование государственного управления предполагало и создание оптимальной структуры Правительства и совершенствование системы и методов государственного управления. При этом акцентировалось внимание на расширении самостоятельности и четком закреплении в законодательстве полномочий районного (городского, областного значения) уровня управления в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Перенос центра проводимых реформ на нижние уровни государственного управления позволила акимам сельских округов и поселков самостоятельно решать и регулировать вопросы местного значения, гибко реагировать на потребности населения. Успешная реализация поставленных задач дала возможность сформировать эффективную, адаптированную к углубляющимся рыночным преобразованиям систему государственного управления, способную динамично развивать экономику страны и повысить благосостояние народа. В 1998-1999 годы интенсивный событийный ряд Президента строился вокруг реализации инициатив по либерализации политической системы Казахстана. Задачи государственного строительства, в том числе связанные с реализацией Стратегии «Казахстан-2030», настоятельно требовали дальнейшей демократизации политической системы. Фактически в этот двухлетний период инициативы Главы государства заложили базу для развития политической системы и гражданского общества на последующие годы. Рассматриваемый политический период в деятельности Президента Н.А.Назарбаева можно условно разделить на два взаимодополняющих этапа. Первый подготовительный этап был связан с активным обсуждением и выработкой дизайна планировавшейся конституционной реформы. Послание Президента народу Казахстана «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии», озвученное в сентябре, не только детально определило основные векторы будущего политического развития, но и стало действенным катализатором начала модернизации политической сферы в соответствии с требованиями времени. В первом после озвученной годом ранее Стратегии «Казахстан-2030» Послании народу Президент четко обозначил 7 ключевых направлений демократизации Казахстана, в частности, это совершенствование избирательной системы, усиление роли политических партий, повышение статуса Парламента, вовлечение НПО в строительство гражданского общества, развитие судебной системы, поддержка свободы и независимости СМИ и активизация гендерной политики. По итогам многочисленных консультаций и обсуждений возможных путей и направлений демократизации политической системы с Председателями Палат Парламента страны, депутатским корпусом, представителями политических партий, общественных объединений и движений в октябре 1998 года Президентом были инициированы изменения и дополнения в Конституцию страны, ранее обнародованные им в Послании народу Казахстана. 7 октября 1998 года Парламент принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», включивший 19 поправок. В частности, были расширены полномочия Парламента по контролю над Правительством, предусмотрена правовая возможность избрания акимов районов и городов страны непосредственно населением, учрежден суд присяжных, увеличены сроки полномочий Президента с 5 лет до 7 лет, депутатов Мажилиса – до 5 лет, а депутатов Сената – до 6 лет, введена смешанная мажоритарно-пропорциональная система выборов в Мажилис, политическим партиям предоставлено 10 мест для избрания по партийным спискам на основе пропорционального представительства (к распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, набравшие не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании) и др. В связи с внесенными в Конституцию изменениями на повестке дня встал вопрос о целесообразности проведения досрочных президентских и парламентских выборов. В этой ситуации Глава государства принял решение, не дожидаясь истечения срока своих полномочий в 2000 году, пойти на выборы. 22 октября 1998 года Н.А.Назарбаев обратился с соответствующим заявлением, в котором объявил о своем решении баллотироваться кандидатом в Президенты на предстоявших 10 января 1999 года выборах. В течение последующего периода, несмотря на усиливавшуюся в тот период электоральную кампанию, Президент сконцентрировал свое первостепенное внимание не на предстоящих выборах, а прежде всего на ключевых вопросах текущего государственного развития. При этом статус Н.А.Назарбаева, как главного ньюсмейкера и высокий интерес к его деятельности, были предопределены тем, что, будучи одновременно в течение предвыборного периода кандидатом в Президенты, он согласно Конституции все еще являлся действующим Главой государства. Президент активно выступал за проведение прозрачных и справедливых выборов в соответствии с законодательством страны в связи с чем накануне голосования в декабре выступил с обращением к казахстанцам, в котором особо отметил необходимость строгого следования духу и букве закона, исключения любых попыток незаконного вмешательства в избирательный процесс, создания равных условий деятельности всех кандидатов и представляющих их лиц. Во время многочисленных встреч с общественностью, трудовыми коллективами, студенчеством и участия на общественно-политических мероприятиях Н.А.Назарбаев рассказывал о ситуации в мире, влиянии кризиса на казахстанскую экономику и мерах, предпринимавшихся государством для стимулирования экономического развития и социального обеспечения населения, при этом красной нитью всех его выступлений явились необходимость сохранения в стране политической стабильности и укрепления межнационального согласия. В начале 1999 года политический цикл перешел на следующий практический этап, в период которого голосованием завершилась начатая в прошлом году президентская выборная кампания. Президентские выборы, прошедшие 10 января 1999 года, были проведены в соответствии с конституционной реформой 1998 года на альтернативной и многопартийной основе и стали одними из первых практических шагов по ее претворению в жизнь. На пост Президента Республики Казахстан претендовало 4 человека: действующий Президент Н.А.Назарбаев, депутат Сената Э.Г.Габбасов, председатель Коммунистической партии Казахстана С.А.Абдильдин, Председатель Таможенного комитета Г.Е.Касымов. По итогам выборов Президентом Республики Казахстан вновь был избран Н.А.Назарбаев, за которого отдали голоса 79,78% от числа принявших участие в голосовании избирателей. Тем самым народ Казахстана выразил полную поддержку и доверие Первому Президенту Н.А.Назарбаеву и проводимому им государственному курсу, сделав ставку на реформы, эффективность экономики и политическую стабильность. В своей инаугурационной речи Н.А.Назарбаев еще раз подтвердил свою приверженность взятому курсу, заявив: «В политике большая редкость периоды, когда дольше века длится день. Таким днем для нашей страны и для меня стало 10 января 1999 года. В Казахстане эта дата стала водоразделом, пограничной линией между драматичным XX веком и полным надежд и ожиданий веком XXI. Логическим завершением начатого начатой в 1998 году политической реформы стало активное развитие партийного поля Казахстана. В марте Президент Н.А.Назарбаев принял участие в первом съезде партии «Отан», которая позиционировалась как общественное движение в поддержку президентскому курсу и проводимым в стране реформам. Делегаты единогласно избрали Н.А.Назарбаева первым председателем республиканской политической партии «Отан», согласно законодательству Глава государства передал обязанности по руководству новой партией С.Терещенко. По итогам прошедших в октябре 1999 года парламентских выборов 39 членов партии «Отан» стали депутатами Парламента, из них 12 – депутаты Сената, 27 – Мажилиса. Также победа была одержана и на выборах маслихатов: представители партии составляли депутатское большинство в семи областных маслихатах, в 115 из 198 городских и районных маслихатов. Победа «Отан», как идейного проводника политики Н.А.Назарбаева, явилось еще одним доказательством народной поддержки и доверия президентскому курсу. Более того по инициативе Президента впервые в Центральной Азии состоялись многопартийные демократические выборы в Парламент, а также была успешно опробована новая система, когда кандидатуры выдвигались не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам. В течение 2-летнего периода Президент регулярно встречался с руководством Палат Парламента страны и обсуждал состояние законотворческого процесса, а также проблемы дальнейшей демократизации политической системы. Глава государства принял участие в пяти совместных заседаниях Палат Парламента, на одном из которых выступил перед депутатами с речью «Демократия – наш выбор. Демократия – наша судьба». Постоянный контакт с парламентариями позволил не только продвинуть обсуждение демократических реформ, но и создать для них адекватную законодательную базу. В течение периода Глава государства принял участие в работе целого ряда общественно-политических форумов и заседаний, в частности, в торжественном вечере общественности Республики Казахстан, посвященном 125-летию выдающегося государственного и общественного деятеля, ученого, писателя и просветителя А.Байтурсынова, учредительном съезде Гражданской партии Казахстана, I съезде работников образования Республики Казахстан, торжественном собрании общественности Республики Казахстан, посвященном 175-летию выдающегося сына казахской степи, народного композитора Курмангазы Сагырбаева, торжествах, посвященных 70-летию Алматинского государственного университета имени Абая, торжественном открытии I Республиканского фестиваля творческой молодежи «Шабыт», торжественном заседание, посвященном Дню независимости Республики Казахстан в г.Астане, II Форуме женщин Республики Казахстан, двух сессиях Ассамблеи народов Казахстана и других мероприятиях. В рассматриваемый двухлетний период Глава государства провел и председательствовал на восьми заседаниях Совета Безопасности Республики Казахстан, на которых были рассмотрены вопросы развития Казахстана по приоритетам «Внутриполитическая стабильность и консолидация общества» и «Национальная безопасность», вопросы борьбы с преступностью и коррупцией, нелегальной миграцией. Президент неоднократно заслушивал отчеты председателя Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Комитета национальной безопасности, Генеральной прокуратуры, службы «Барлау» , а также членов Правительства страны. Президент уделял большое внимание вопросам организационного, кадрового и материально-технического укрепления системы национальной безопасности и обороны. Под его контролем осуществлены меры по реконструкции и совершенствованию системы электронной и электротехнической защиты интересов государства. В течение 1998-1999 годов в качестве Верховного главнокомандующего Н.А.Назарбаев принял участие в плановых полевых и штабных учениях, посетил ряд воинских частей, военных объектов и учебных заведений. Большое внимание широких кругов общественности как в стране, так и за рубежом получила проведенная по поручению Главы государства выставка военной и оборонной продукции казахстанских предприятий, которая наглядно продемонстрировала восстановление казахстанского индустриального потенциала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Насыщенным был и график внешнеполитических мероприятий Президента Н.А.Назарбаева. Энергичная деятельность Главы государства в международной сфере в 1998-1999 годы обеспечила стране качественный прорыв на стратегических направлениях внешней политики. Международная активность Казахстана в указанный период отражала суть происходящих в стране процессов. Перед казахстанской дипломатией стояли три ключевые задачи – во-первых, закрепить свои позиции на международной арене, развивать договорно-правовую базу сотрудничества и эффективно разрешить вопросы о делимитации государственных границ молодой суверенной республики, во-вторых, продемонстрировать мировому сообществу и приоритетным партнерам открытость, приверженность принципам международного права и нацеленность на демократическое развитие, в-третьих, посредством активизации внешнеполитических контактов привлечь инвестиции и производство в экономику для стимулирования роста в посткризисный период. В это время была концептуально оформлена многовекторность внешнеполитического курса и заложены основные принципы казахстанской дипломатии. Казахстан под руководством Н.А.Назарбаева поступательно и осознанно развивал сбалансированный и взвешенный международный курс на развитие отношений с государствами Запада и Востока. Это отразилось на географическом содержании зарубежных визитов Главы государства. В целом за период 1998-1999 годов Глава государства посетил с государственными, официальными и рабочими визитами 18 стран. Основными международными партнерами в этот период выступили страны СНГ (Кыргызстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан, Украина), Европы (Болгария, Италия, Испания, Румыния, Швейцария,), Азии и Ближнего Востока (Иран, Катар, Китай, Монголия, ОАЭ, Турция, Япония) и Америки (США). В свою очередь нашу страну в течение двух лет посетили главы Азербайджана, Беларуси, Бельгии, Испании, Катара, Кыргызстана, Китая, Монголии, Молдовы, Польши, России, Румынии, Турции, Узбекистана. В течение периода Глава государства провел телефонные переговоры с Президентами Беларуси, Грузии, Кыргызстана, России, Турции, Таджикистана, Узбекистана, а также премьер-министром России, вице-президентом США, Председателем Парламента Турции. Ключевыми вопросами, которые обсуждались в эти годы в рамках двусторонних встреч и переговоров, выступили экономическое сотрудничество, привлечение технологий и инвестиций, открытие выгодных кредитных линий, участие иностранных компаний в казахстанских проектах, в особенности энергетических и промышленных, а также перспективы участия в застройке новой столицы г.Астаны. Преобладание экономических вопросов в дипломатической повестке дня было связано с необходимостью скорейшего вывода экономики из кризиса и стимулирования ее роста в новых меняющихся международных условиях. В течение этого времени Казахстан неизменно выступал за тесную интеграцию, как в рамках постсоветского пространства, так и за глобальное сотрудничество в других международных структурах. В целом Президент активно использовал площадки международных форумов и многосторонних саммитов для продвижения интересов Казахстана на мировой арене. В течение двух лет Н.А.Назарбаев посетил Всемирный экономический форум, саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международный экономический форум стран Центральной и Восточной Европы, саммит Организации Североатлантического договора, саммит государств-участников «Шанхайской пятерки». Период 1998-1999 годов останется в памяти благодаря целому ряду международных событий, связанных с Казахстаном, и достижений республики во внешней политике. В частности, большое значение для суверенитета государства имело конструктивное решение приграничного вопроса с Китаем. В это время начатый годами ранее диалог в формате «Шанхайской пятерки» после участия Н.А.Назарбаева в саммитах в г.Алматы (1998) и г.Бишкеке (1999) дал свои практические результаты в виде подписанного Главой государства трехстороннего соглашения с Председателем Китая Цзян Цзэминем и Президентом Кыргызстана А.А.Акаевым о точке стыка государственных границ Республики Казахстан, Китайской Народной Республики и Кыргызской Республики. Резкое изменение атмосферы в международных отношениях и актуализация проблем безопасности стали фактором существенной активизации дипломатического участия Казахстана в решении международных проблем. Первым шагом по укреплению региональной безопасности стала встреча в г.Алматы в рамках СВМДА на уровне министров иностранных дел стран Азии. Встреча подтвердила жизнеспособность идеи Президента Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии как основы системы коллективной безопасности на широком азиатском пространстве. Особое значение имела международная деятельность Президента Н.А.Назарбаева по развитию региональной интеграции. Казахстан был одним из наиболее активных участников процесса продвижения регионального сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках СНГ и Таможенного союза. Президент активно участвовал в саммитах «4+N», ЦАЭС, заседаниях Совета глав государств СНГ. В этом смысле неоценимое значение имеет одобренная всеми государствами СНГ инициатива Президента Казахстана «Десять простых шагов навстречу простым людям». К событиям, получившим огромный международный резонанс, следует отнести и презентацию новой столицы Астаны. В торжествах по этому случаю приняли участие 22 зарубежные делегации, в том числе Турции, Украины, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Татарстана, Саха-Якутии во главе с их президентами, КНР, Российской Федерации, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемеровской области, Исполнительного секретариата СНГ, международных организаций ОИК, ОЭС. В конце 1998 и 1999 годов Глава государства провел встречи с представителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Республике Казахстан и выступил перед дипломатами с глубоким анализом внешнеполитического курса Республики Казахстан и об основных успехах внешнеполитической деятельности государства. В последующем подобные встречи с зарубежными дипломатами стали традиционными в графике Президента Н.А.Назарбаева и явились эффективным каналом трансляции объективной информации о ситуации в области социально-экономического и политического развития, а также позиции Казахстана по актуальным вопросам международной повестки дня. Рассматриваемый период показывает, что активная международная деятельность и инициативность Президента вместе с открытостью и контактностью Главы государства с дипломатическим корпусом содействовало значительному повышению авторитета и роли республики в мировой политике и заложило хорошую основу для перехода на новый, более высокий уровень отношений с ключевыми глобальными геополитическими игроками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В целом, подводя итоги 1998-1999 годы, можно отметить, что за это непростое время Казахстан смог доказать свою способность не только ставить масштабные стратегические задачи, но и эффективно решать их. Под руководством Н.А.Назарбаева государство сумело мобилизоваться в условиях кризисных волн в мировой экономике, эффективно распределить внутренние ресурсы, и главное, найти и энергично реализовать собственную модель системного реформирования. В этот период были созданы ключевые политические и правовые условия для совершенствования государственного управления, активизации деловых инициатив, привлечения иностранного капитала на казахстанский рынок и выхода национальной экономики на мировые рынки. Исходя из политических и экономических соображений, в эти годы республика уверенно перехватила инициативу региональной интеграции на постсоветском пространстве и существенно активизировала дипломатические усилия по развитию дружественных и взаимовыгодных контактов по всем направлениям международного сотрудничества. Прагматичный государственный курс Президента позволил государству сформировать прочный задел на перспективу и выйти на траекторию стабилизации социально-экономического развития и роста экономики в предстоящие годы. Более того, Казахстан, имевший на момент распада СССР наиболее худшие стартовые условия, уверенно выдвинулся в лидеры социально-экономического развития и продемонстрировал стабильность общественно-политических процессов, явив тем самым успешный пример для стран СНГ. Все это в совокупности и предопределило итоги прошедших выборных кампаний, по итогам которых народ Казахстана выразил полное доверие и поддержку Первому Президенту страны Н.А.Назарбаеву.

1998-1999 годы, последние годы уходившего XX века, были насыщены событиями, в корне изменившими политическую карту мира и судьбы многих народов планеты. Стали они знаменательными и для Казахстана, который пройдя первые сложные годы независимости, начал уверенное продвижение по пути прогресса, становления рыночной экономики, проведения демократических преобразований. И 1998 год, и 1999 год явились для республики своеобразным переходным моментом в государственном строительстве, временем неординарных и ярких ходов в целях движения к более зрелому и устойчивому развитию. Это были первые годы с начала реализации долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2030 года, новаторского и необычного для постсоветского пространства управленческого хода. Это был непростой период переноса столицы в г.Астану, в практическую эффективность которого мало кто верил и международная презентация которой успешно прошла в июне 1998 года. Это был период мощной активизации международного сотрудничества, многочисленных официальных визитов и проведения крупнейших международных форумов.
Кроме того, в этот период был заложен новый базис в экономической и общественно-политической жизни государства, оказавший сильное влияние на последующее развитие Казахстана.
Во-первых, это системное изменение алгоритма, смещение акцентов и сбалансирование механизмов государственного управления. Перемещение центра власти посредством переноса столицы в г.Астану ознаменовало новый подход в организации управленческой политики в масштабе государства, которое стало более сбалансированным с позиции равноудаленности ко всем регионам республики. Также этот период включил в себя конституционную реформу и прорывные для того периода меры по демократизации политической системы страны, а также последовавшие за ними президентский и парламентский электоральные циклы, не только изменившие алгоритм работы политического управления в Казахстане, но и позволившие сохранить внутреннюю стабильность для проведения экономических реформ.
Во-вторых, это активное реагирование на кризисные экономические волны в Азии и соседней России, которые подвергли серьезному экзамену молодую экономическую систему Казахстана. Внешние негативные драйверы, вызванные кризисом, стали сильным стимулом для проведения сложных и энергичных реформ в экономике, направленных на ее усиление. Перенос деловой и экономической активности в центр страны посредством переноса столицы в г.Астану и целенаправленные меры по формированию надежного и привлекательного инвестиционного поля, а также по развитию тесного экономического сотрудничества с международными партнерами позволили переломить негативную динамику и вывести государство в устойчивое экономическое русло.
В этой связи крайне напряженным, как никогда динамичным, интенсивным и насыщенным многочисленными мероприятиями выдался рабочий график Президента страны Н.А.Назарбаева. В течение всего периода Президент держал под постоянным контролем работу центральных и региональных государственных органов, заслушивал отчеты первых руководителей о реализации поручений и ставил конкретные задачи исходя из развития ситуации в той или иной сфере. Вызовы экономического развития и заявленные амбициозные планы на будущее потребовали фактически «ручного» управления государством. Глава государства также на постоянной основе взаимодействовал с депутатским корпусом, регулярно встречаясь с председателями палат и депутатами Парламента и приняв участие в двух совместных заседаниях палат Парламента. Частота встреч и консультаций с законодателями была обусловлена необходимостью ускоренного формирования адекватной проводимым реформам правовой базы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прошедший двухлетний период стал для Казахстана, с одной стороны, временем активного и системного реагирования на возникающие социально-экономические проблемы, связанные с вызовами мирового экономического кризиса, а с другой – первым этапом наращивания внутреннего потенциала и создания новых перспективных возможностей. Этот короткий отрезок времени фактически стал для национальной экономики первой проверкой на прочность. В результате глобальных изменений на мировых финансовых рынках произошла значительная девальвация национальных валют целого ряда стран – торговых партнеров Казахстана. Это привело к удорожанию казахстанского тенге в реальном выражении и способствовало снижению конкурентоспособности казахстанского экспорта. Влияние негативных последствий мирового кризиса на экономику Казахстана стало более ощутимым после девальвации российского рубля. Это породило проблемы, связанные с защитой внутренних товаропроизводителей от экспансии иностранных товаров на казахстанский рынок и поддержанием устойчивого обменного курса тенге.
В целом казахстанская экономика достойно выдержала удар, продемонстрировав свою состоятельность и устойчивость в условиях кризиса. Наша экономика выдержала и негативное влияние мирового кризиса, выразившееся в падении цен на все виды экспортных ресурсов, и переход к свободно плавающему курсу тенге в отношении мировых валют. В результате предпринятых мер, Казахстан смог свести к минимуму отрицательное влияние мирового финансового кризиса и удержать макроэкономическую стабильность, которая получила высокую оценку международных финансовых институтов, сохранив доверие зарубежных банков-кредиторов и крупных инвесторов. В 1999 году ситуация в экономике продолжила улучшаться из месяца в месяц. На фоне роста мировых цен на основные продукты казахстанского экспорта и принятых в 1998 году мер, государству удалось остановить спад промышленного производства и улучшить социальное самочувствие населения. Это был, наверное, наиболее важный результат проведенных экономических реформ.
С 1998 года начался следующий этап развития казахстанской экономики, проходивший в фарватере Стратегии «Казахстан-2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны. Снискав широкое одобрение народа Казахстана и высокие оценки международного сообщества, Стратегия «Казахстан-2030» сразу начала претворяться в жизнь. На этом этапе наблюдалась тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требовал глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые были бы положительно восприняты в обществе.
В 1998-1999 годы Президент дважды посетил с рабочими поездками все регионы страны, что было связано с необходимостью ознакомления ситуации в областях и постоянного контроля за исполнением поручений по улучшению социально-экономического развития на местах. В ходе рабочих поездок Глава государства ознакомился с работой крупных и малых предприятий, встретился с трудовыми коллективами и принял участие в открытии новых производств.
К 1999 году завершилась реализация стабилизационных программ, включавших ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли, прошло погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам. Несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском пространстве перешла от государственной «солидарной» к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
В период 1998-1999 годов Правительство занималось разработкой и реализацией 3-летних стратегических планов. В это время Президент Н.А.Назарбаев утвердил в рамках стратегии «Казахстан-2030» планы развития страны до 2000 года, определил первоочередные меры по дальнейшему реформированию экономики и закреплению достигнутых позитивных результатов. В качестве подготовительного этапа реализации Стратегии были разработаны и приняты в действие Стратегия индустриально-инновационного развития страны, Государственная агропродовольственная программа, Программы развития сельских территорий, здравоохранения и образования, реформирования системы социальной защиты населения, «Культурное наследие», жилищного строительства и др. Кроме того были также разработан проект программы «Борьбы с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы» и приняты среднесрочная программа социально-экономического развития Астаны на период до 2000 года «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана». Этим вопросам были посвящены специальные расширенные заседания Правительства, прошедшие под руководством Главы государства.
Большой акцент в это время был сделан на форсировании экономических и социальных реформ, что требовало привлечений зарубежных инвестиций и усиленного улучшения условий развития инвестиционного поля страны. В качестве основных действий по улучшению условий были предприняты законодательные меры по борьбе с коррупцией, защите конкуренции и содействию развития бизнеса. Далее Глава государства принял решение создать институциональную основу диалога с иностранными инвесторами, а его практическим воплощением стал созданный в 1998 году Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Новый орган стал совещательно-консультативной структурой в целях обеспечения прямого диалога между Правительством Казахстана и инвесторами, работающими в республике для оперативного решения проблемных вопросов, связанных с их инвестиционной деятельностью, и улучшения инвестиционного климата в стране.
В состав Совета вошли Президент, Премьер-министр, руководители ряда министерств и ведомств страны, и иностранных компаний, работающих в Казахстане. В течение 2 лет Глава государства принял участие в работе первых трех заседаний (одно в 1998 году, два в 1999 году) Совета иностранных инвесторов, а также в совещании сопредседателей рабочих групп Совета. По итогам первых встреч СИИ добился успехов в работе по некоторым ключевым вопросам, влияющим на состояние делового климата в Казахстане, включая отмену НДС на убытки, вопросы получения лицензий и разрешений на ввоз иностранной рабочей силы, а также поведение и политику действий налоговых органов. Стабильный рост в Казахстане в 1998-1999 годах инвестиций в основной капитал, после их сокращения в 1991-1997 годах, более чем 10 раз по сравнению с 1990 годом, был обусловлен новыми подходами к привлечению внешних инвестиций. Итогом инвестиционной политики стало привлечение к 1999 году в казахстанскую экономику более 8,9 млрд. долларов, что вывело Казахстан на лидирующие позиции в СНГ. По экспертным оценкам, республика за эти годы, получила более 80% всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Центральную Азию, намного опередив другие страны региона.
В результате реализации комплексного пакета реформ в Казахстане был создан серьезный задел на перспективу, как в экономике, так и социальной сфере. Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%. Свидетельством достижений в экономике за прошедшие два года явился реальный прирост внутреннего валового продукта и высокие предварительные рейтинги среди стран СНГ со стороны агентств по оценке кредитного рейтинга, таких как «Standard & Poor's», «Moody's» и «Fitch IBCA».
В целом в течение всего периода с учетом сохранявшейся негативной конъюнктуры в мировой экономике главными приоритетами социально-экономической политики государства Президент определил социальную защиту населения и развитие национальной экономики в условиях кризиса. Для обсуждения актуальных вопросов жизнедеятельности страны Президент неоднократно принимал Премьер-министра, членов Правительства, руководителей министерств и ведомств, акимов различного уровня, депутатов Парламента и др. Вопросы эффективного государственного управления, дальнейшего развития и укрепления национальной экономики, улучшения социально-экономического положения населения в условиях кризисных тенденций оперативно рассматривались в течение двух лет на совещаниях различного уровня под председательством Президента Н.А.Назарбаева.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В 1998-1999 годы продолжился процесс совершенствования государственного управления, актуальность которого была обусловлена потребностями эффективного управления экономикой и необходимостью выполнения задач государственного строительства в соответствии с приоритетами, обозначенными в долгосрочной стратегии развития страны. В июле 1999 года Глава государства подписал Закон «О государственной службе» в новой редакции, направленный на правовое обеспечение реформирования государственной службы, повышение профессионализма государственных служащих и их социальной защищенности.
Совершенствование государственного управления предполагало и создание оптимальной структуры Правительства и совершенствование системы и методов государственного управления. При этом акцентировалось внимание на расширении самостоятельности и четком закреплении в законодательстве полномочий районного (городского, областного значения) уровня управления в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Перенос центра проводимых реформ на нижние уровни государственного управления позволила акимам сельских округов и поселков самостоятельно решать и регулировать вопросы местного значения, гибко реагировать на потребности населения. Успешная реализация поставленных задач дала возможность сформировать эффективную, адаптированную к углубляющимся рыночным преобразованиям систему государственного управления, способную динамично развивать экономику страны и повысить благосостояние народа.
В 1998-1999 годы интенсивный событийный ряд Президента строился вокруг реализации инициатив по либерализации политической системы Казахстана. Задачи государственного строительства, в том числе связанные с реализацией Стратегии «Казахстан-2030», настоятельно требовали дальнейшей демократизации политической системы. Фактически в этот двухлетний период инициативы Главы государства заложили базу для развития политической системы и гражданского общества на последующие годы. Рассматриваемый политический период в деятельности Президента Н.А.Назарбаева можно условно разделить на два взаимодополняющих этапа.
Первый подготовительный этап был связан с активным обсуждением и выработкой дизайна планировавшейся конституционной реформы. Послание Президента народу Казахстана «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии», озвученное в сентябре, не только детально определило основные векторы будущего политического развития, но и стало действенным катализатором начала модернизации политической сферы в соответствии с требованиями времени.
В первом после озвученной годом ранее Стратегии «Казахстан-2030» Послании народу Президент четко обозначил 7 ключевых направлений демократизации Казахстана, в частности, это совершенствование избирательной системы, усиление роли политических партий, повышение статуса Парламента, вовлечение НПО в строительство гражданского общества, развитие судебной системы, поддержка свободы и независимости СМИ и активизация гендерной политики. По итогам многочисленных консультаций и обсуждений возможных путей и направлений демократизации политической системы с Председателями Палат Парламента страны, депутатским корпусом, представителями политических партий, общественных объединений и движений в октябре 1998 года Президентом были инициированы изменения и дополнения в Конституцию страны, ранее обнародованные им в Послании народу Казахстана.
7 октября 1998 года Парламент принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», включивший 19 поправок. В частности, были расширены полномочия Парламента по контролю над Правительством, предусмотрена правовая возможность избрания акимов районов и городов страны непосредственно населением, учрежден суд присяжных, увеличены сроки полномочий Президента с 5 лет до 7 лет, депутатов Мажилиса – до 5 лет, а депутатов Сената – до 6 лет, введена смешанная мажоритарно-пропорциональная система выборов в Мажилис, политическим партиям предоставлено 10 мест для избрания по партийным спискам на основе пропорционального представительства (к распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, набравшие не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании) и др.
В связи с внесенными в Конституцию изменениями на повестке дня встал вопрос о целесообразности проведения досрочных президентских и парламентских выборов. В этой ситуации Глава государства принял решение, не дожидаясь истечения срока своих полномочий в 2000 году, пойти на выборы. 22 октября 1998 года Н.А.Назарбаев обратился с соответствующим заявлением, в котором объявил о своем решении баллотироваться кандидатом в Президенты на предстоявших 10 января 1999 года выборах. В течение последующего периода, несмотря на усиливавшуюся в тот период электоральную кампанию, Президент сконцентрировал свое первостепенное внимание не на предстоящих выборах, а прежде всего на ключевых вопросах текущего государственного развития. При этом статус Н.А.Назарбаева, как главного ньюсмейкера и высокий интерес к его деятельности, были предопределены тем, что, будучи одновременно в течение предвыборного периода кандидатом в Президенты, он согласно Конституции все еще являлся действующим Главой государства.
Президент активно выступал за проведение прозрачных и справедливых выборов в соответствии с законодательством страны в связи с чем накануне голосования в декабре выступил с обращением к казахстанцам, в котором особо отметил необходимость строгого следования духу и букве закона, исключения любых попыток незаконного вмешательства в избирательный процесс, создания равных условий деятельности всех кандидатов и представляющих их лиц. Во время многочисленных встреч с общественностью, трудовыми коллективами, студенчеством и участия на общественно-политических мероприятиях Н.А.Назарбаев рассказывал о ситуации в мире, влиянии кризиса на казахстанскую экономику и мерах, предпринимавшихся государством для стимулирования экономического развития и социального обеспечения населения, при этом красной нитью всех его выступлений явились необходимость сохранения в стране политической стабильности и укрепления межнационального согласия.
В начале 1999 года политический цикл перешел на следующий практический этап, в период которого голосованием завершилась начатая в прошлом году президентская выборная кампания. Президентские выборы, прошедшие 10 января 1999 года, были проведены в соответствии с конституционной реформой 1998 года на альтернативной и многопартийной основе и стали одними из первых практических шагов по ее претворению в жизнь. На пост Президента Республики Казахстан претендовало 4 человека: действующий Президент Н.А.Назарбаев, депутат Сената Э.Г.Габбасов, председатель Коммунистической партии Казахстана С.А.Абдильдин, Председатель Таможенного комитета Г.Е.Касымов.
По итогам выборов Президентом Республики Казахстан вновь был избран Н.А.Назарбаев, за которого отдали голоса 79,78% от числа принявших участие в голосовании избирателей. Тем самым народ Казахстана выразил полную поддержку и доверие Первому Президенту Н.А.Назарбаеву и проводимому им государственному курсу, сделав ставку на реформы, эффективность экономики и политическую стабильность. В своей инаугурационной речи Н.А.Назарбаев еще раз подтвердил свою приверженность взятому курсу, заявив: «В политике большая редкость периоды, когда дольше века длится день. Таким днем для нашей страны и для меня стало 10 января 1999 года. В Казахстане эта дата стала водоразделом, пограничной линией между драматичным XX веком и полным надежд и ожиданий веком XXI.
Логическим завершением начатого начатой в 1998 году политической реформы стало активное развитие партийного поля Казахстана. В марте Президент Н.А.Назарбаев принял участие в первом съезде партии «Отан», которая позиционировалась как общественное движение в поддержку президентскому курсу и проводимым в стране реформам. Делегаты единогласно избрали Н.А.Назарбаева первым председателем республиканской политической партии «Отан», согласно законодательству Глава государства передал обязанности по руководству новой партией С.Терещенко. По итогам прошедших в октябре 1999 года парламентских выборов 39 членов партии «Отан» стали депутатами Парламента, из них 12 – депутаты Сената, 27 – Мажилиса. Также победа была одержана и на выборах маслихатов: представители партии составляли депутатское большинство в семи областных маслихатах, в 115 из 198 городских и районных маслихатов. Победа «Отан», как идейного проводника политики Н.А.Назарбаева, явилось еще одним доказательством народной поддержки и доверия президентскому курсу. Более того по инициативе Президента впервые в Центральной Азии состоялись многопартийные демократические выборы в Парламент, а также была успешно опробована новая система, когда кандидатуры выдвигались не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам.
В течение 2-летнего периода Президент регулярно встречался с руководством Палат Парламента страны и обсуждал состояние законотворческого процесса, а также проблемы дальнейшей демократизации политической системы. Глава государства принял участие в пяти совместных заседаниях Палат Парламента, на одном из которых выступил перед депутатами с речью «Демократия – наш выбор. Демократия – наша судьба». Постоянный контакт с парламентариями позволил не только продвинуть обсуждение демократических реформ, но и создать для них адекватную законодательную базу.
В течение периода Глава государства принял участие в работе целого ряда общественно-политических форумов и заседаний, в частности, в торжественном вечере общественности Республики Казахстан, посвященном 125-летию выдающегося государственного и общественного деятеля, ученого, писателя и просветителя А.Байтурсынова, учредительном съезде Гражданской партии Казахстана, I съезде работников образования Республики Казахстан, торжественном собрании общественности Республики Казахстан, посвященном 175-летию выдающегося сына казахской степи, народного композитора Курмангазы Сагырбаева, торжествах, посвященных 70-летию Алматинского государственного университета имени Абая, торжественном открытии I Республиканского фестиваля творческой молодежи «Шабыт», торжественном заседание, посвященном Дню независимости Республики Казахстан в г.Астане, II Форуме женщин Республики Казахстан, двух сессиях Ассамблеи народов Казахстана и других мероприятиях.
В рассматриваемый двухлетний период Глава государства провел и председательствовал на восьми заседаниях Совета Безопасности Республики Казахстан, на которых были рассмотрены вопросы развития Казахстана по приоритетам «Внутриполитическая стабильность и консолидация общества» и «Национальная безопасность», вопросы борьбы с преступностью и коррупцией, нелегальной миграцией. Президент неоднократно заслушивал отчеты председателя Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Комитета национальной безопасности, Генеральной прокуратуры, службы «Барлау» , а также членов Правительства страны. Президент уделял большое внимание вопросам организационного, кадрового и материально-технического укрепления системы национальной безопасности и обороны. Под его контролем осуществлены меры по реконструкции и совершенствованию системы электронной и электротехнической защиты интересов государства. В течение 1998-1999 годов в качестве Верховного главнокомандующего Н.А.Назарбаев принял участие в плановых полевых и штабных учениях, посетил ряд воинских частей, военных объектов и учебных заведений. Большое внимание широких кругов общественности как в стране, так и за рубежом получила проведенная по поручению Главы государства выставка военной и оборонной продукции казахстанских предприятий, которая наглядно продемонстрировала восстановление казахстанского индустриального потенциала.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Насыщенным был и график внешнеполитических мероприятий Президента Н.А.Назарбаева. Энергичная деятельность Главы государства в международной сфере в 1998-1999 годы обеспечила стране качественный прорыв на стратегических направлениях внешней политики. Международная активность Казахстана в указанный период отражала суть происходящих в стране процессов. Перед казахстанской дипломатией стояли три ключевые задачи – во-первых, закрепить свои позиции на международной арене, развивать договорно-правовую базу сотрудничества и эффективно разрешить вопросы о делимитации государственных границ молодой суверенной республики, во-вторых, продемонстрировать мировому сообществу и приоритетным партнерам открытость, приверженность принципам международного права и нацеленность на демократическое развитие, в-третьих, посредством активизации внешнеполитических контактов привлечь инвестиции и производство в экономику для стимулирования роста в посткризисный период.
В это время была концептуально оформлена многовекторность внешнеполитического курса и заложены основные принципы казахстанской дипломатии. Казахстан под руководством Н.А.Назарбаева поступательно и осознанно развивал сбалансированный и взвешенный международный курс на развитие отношений с государствами Запада и Востока. Это отразилось на географическом содержании зарубежных визитов Главы государства.
В целом за период 1998-1999 годов Глава государства посетил с государственными, официальными и рабочими визитами 18 стран. Основными международными партнерами в этот период выступили страны СНГ (Кыргызстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан, Украина), Европы (Болгария, Италия, Испания, Румыния, Швейцария,), Азии и Ближнего Востока (Иран, Катар, Китай, Монголия, ОАЭ, Турция, Япония) и Америки (США). В свою очередь нашу страну в течение двух лет посетили главы Азербайджана, Беларуси, Бельгии, Испании, Катара, Кыргызстана, Китая, Монголии, Молдовы, Польши, России, Румынии, Турции, Узбекистана.
В течение периода Глава государства провел телефонные переговоры с Президентами Беларуси, Грузии, Кыргызстана, России, Турции, Таджикистана, Узбекистана, а также премьер-министром России, вице-президентом США, Председателем Парламента Турции.
Ключевыми вопросами, которые обсуждались в эти годы в рамках двусторонних встреч и переговоров, выступили экономическое сотрудничество, привлечение технологий и инвестиций, открытие выгодных кредитных линий, участие иностранных компаний в казахстанских проектах, в особенности энергетических и промышленных, а также перспективы участия в застройке новой столицы г.Астаны. Преобладание экономических вопросов в дипломатической повестке дня было связано с необходимостью скорейшего вывода экономики из кризиса и стимулирования ее роста в новых меняющихся международных условиях.
В течение этого времени Казахстан неизменно выступал за тесную интеграцию, как в рамках постсоветского пространства, так и за глобальное сотрудничество в других международных структурах. В целом Президент активно использовал площадки международных форумов и многосторонних саммитов для продвижения интересов Казахстана на мировой арене. В течение двух лет Н.А.Назарбаев посетил Всемирный экономический форум, саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международный экономический форум стран Центральной и Восточной Европы, саммит Организации Североатлантического договора, саммит государств-участников «Шанхайской пятерки».
Период 1998-1999 годов останется в памяти благодаря целому ряду международных событий, связанных с Казахстаном, и достижений республики во внешней политике. В частности, большое значение для суверенитета государства имело конструктивное решение приграничного вопроса с Китаем. В это время начатый годами ранее диалог в формате «Шанхайской пятерки» после участия Н.А.Назарбаева в саммитах в г.Алматы (1998) и г.Бишкеке (1999) дал свои практические результаты в виде подписанного Главой государства трехстороннего соглашения с Председателем Китая Цзян Цзэминем и Президентом Кыргызстана А.А.Акаевым о точке стыка государственных границ Республики Казахстан, Китайской Народной Республики и Кыргызской Республики.
Резкое изменение атмосферы в международных отношениях и актуализация проблем безопасности стали фактором существенной активизации дипломатического участия Казахстана в решении международных проблем. Первым шагом по укреплению региональной безопасности стала встреча в г.Алматы в рамках СВМДА на уровне министров иностранных дел стран Азии. Встреча подтвердила жизнеспособность идеи Президента Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии как основы системы коллективной безопасности на широком азиатском пространстве.
Особое значение имела международная деятельность Президента Н.А.Назарбаева по развитию региональной интеграции. Казахстан был одним из наиболее активных участников процесса продвижения регионального сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках СНГ и Таможенного союза. Президент активно участвовал в саммитах «4+N», ЦАЭС, заседаниях Совета глав государств СНГ. В этом смысле неоценимое значение имеет одобренная всеми государствами СНГ инициатива Президента Казахстана «Десять простых шагов навстречу простым людям».
К событиям, получившим огромный международный резонанс, следует отнести и презентацию новой столицы Астаны. В торжествах по этому случаю приняли участие 22 зарубежные делегации, в том числе Турции, Украины, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Татарстана, Саха-Якутии во главе с их президентами, КНР, Российской Федерации, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемеровской области, Исполнительного секретариата СНГ, международных организаций ОИК, ОЭС.
В конце 1998 и 1999 годов Глава государства провел встречи с представителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Республике Казахстан и выступил перед дипломатами с глубоким анализом внешнеполитического курса Республики Казахстан и об основных успехах внешнеполитической деятельности государства. В последующем подобные встречи с зарубежными дипломатами стали традиционными в графике Президента Н.А.Назарбаева и явились эффективным каналом трансляции объективной информации о ситуации в области социально-экономического и политического развития, а также позиции Казахстана по актуальным вопросам международной повестки дня.
Рассматриваемый период показывает, что активная международная деятельность и инициативность Президента вместе с открытостью и контактностью Главы государства с дипломатическим корпусом содействовало значительному повышению авторитета и роли республики в мировой политике и заложило хорошую основу для перехода на новый, более высокий уровень отношений с ключевыми глобальными геополитическими игроками.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В целом, подводя итоги 1998-1999 годы, можно отметить, что за это непростое время Казахстан смог доказать свою способность не только ставить масштабные стратегические задачи, но и эффективно решать их. Под руководством Н.А.Назарбаева государство сумело мобилизоваться в условиях кризисных волн в мировой экономике, эффективно распределить внутренние ресурсы, и главное, найти и энергично реализовать собственную модель системного реформирования.
В этот период были созданы ключевые политические и правовые условия для совершенствования государственного управления, активизации деловых инициатив, привлечения иностранного капитала на казахстанский рынок и выхода национальной экономики на мировые рынки.
Исходя из политических и экономических соображений, в эти годы республика уверенно перехватила инициативу региональной интеграции на постсоветском пространстве и существенно активизировала дипломатические усилия по развитию дружественных и взаимовыгодных контактов по всем направлениям международного сотрудничества.
Прагматичный государственный курс Президента позволил государству сформировать прочный задел на перспективу и выйти на траекторию стабилизации социально-экономического развития и роста экономики в предстоящие годы. Более того, Казахстан, имевший на момент распада СССР наиболее худшие стартовые условия, уверенно выдвинулся в лидеры социально-экономического развития и продемонстрировал стабильность общественно-политических процессов, явив тем самым успешный пример для стран СНГ.
Все это в совокупности и предопределило итоги прошедших выборных кампаний, по итогам которых народ Казахстана выразил полное доверие и поддержку Первому Президенту страны Н.А.Назарбаеву.

Бөлісу: