3 Шілде 2013, 18:41
1992-1993 годы – период решительных антикризисных мер, когда объективно был сделан выбор в пользу рыночных отношений. «Этот период преподнес нам весьма поучительные уроки, главным из которых стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны».
Как известно, в наследство от СССР Казахстану досталась разбалансированная экономика, построенная по принципу сырьевого придатка плановой экономической системы. Крах Советского Союза сопровождался чудовищной безработицей, тотальным дефицитом, гиперинфляцией, разрушением хозяйственных отношений. Неплатежи в экономике равнялись объему ВВП республики, ставка по кредитам превышала 400%, годовая инфляция зашкаливала до 2 500%, более половины предприятий оказались банкротами или убыточными, более чем в 2 раза упала среднемесячная заработная плата, а минимальная – почти на 90%.
Спад производства, отсутствие прежних каналов финансовой подпитки резко сузили доходную часть бюджета. Как следствие, государство было вынуждено резко сократить свои расходы, что серьезно затронуло социальную сферу и привело к существенному снижению уровня жизни населения.
Все это требовало незамедлительных и решительных мер по стабилизации экономики и скорейшему переходу к рынку.
В числе первых шагов стали либерализация цен, осуществленная в январе 1992 года, а также разгосударствление и массовая приватизация, организованная в соответствии с принятыми правительственной Программой неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ и Нациoнальнoй прoграммой разгoсударствлeния и приватизации гoсударствeннoй сoбствeннoсти в Республике Казахстан на 1993-1995 годы.
Другим важнейшим направлением стала реструктуризация банковской и финансовой систем, унаследованных от СССР. Период 1992-1993 годов в Казахстане, как и в других странах СНГ, был отмечен «банковским бумом». В течение 1992 года количество банков в республике возросло со 155 (с 877 филиалами) до 204 (с 1 023 филиалами).
1993 год стал переломным в развитии банковской системы страны. Сфера банковских услуг в Казахстане регулировалась законом, принятым в апреле 1993 года, в который впоследствии вносились изменения. Закон создал центральный институт – Национальный банк Республики Казахстан, призванный выступить регулятором в системе государственных, частных, акционерных и совместных банков. Банки, имевшие лицензию, сохранили за собой право осуществлять все виды традиционных банковских операций.
Одновременно руководство страны, прекрасно отдавая себе отчет в том, что без притока внешних финансовых ресурсов сокращение внешней задолженности, стабилизация внутреннего денежного обращения и собственно решение масштабных задач строительства рыночной экономики крайне затруднительны, взяло курс на построение конструктивных и взаимовыгодных отношений со значимыми субъектами международной экономической системы – международными организациями.
Ключевую роль здесь сыграл Президент Н.А.Назарбаев, который активизировал взаимодействие Казахстана с ведущими финансовыми и экономическими институтами мира, так как это являлось одним из важных условий устойчивого экономического роста.
С точки зрения финансирования экономических реформ, получения займов и кредитов на реализацию специальных проектов по развитию отдельных отраслей национальной экономики Казахстана приоритетная роль отводилась установлению сотрудничеству с такими международными организациями, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития.
Казахстан вступил в МВФ, открыл свой рынок для иностранного бизнеса, стал создавать совместные предприятия. Среди «пионеров» политики привлечения иностранных инвестиций в республику пришли всемирно известные компании в лице «Chevron Corporation», «Philipp Morris» и др.
Вместе с тем, вплоть до конца 1993 года Казахстан, находясь в единой рублевой зоне, фактически не имел реальной возможности проводить самостоятельную экономическую политику. Точка была поставлена в ноябре 1993 года, когда в Казахстане была введена собственная национальная валюта – тенге.
12 ноября 1993 года вышел Указ Президента Республики Казахстан «О введении национальной валюты Республики Казахстан».
15 ноября 1993 года тенге вошли в обращение в соотношении 1 тенге к 500 рублям СССР. Этот день стал официальным Днем национальной валюты.
Введение тенге происходило в тяжелейших экономических условиях. К моменту ввода национальной валюты уровень гиперинфляции достиг 2 500%, спад ВВП – 40% в сравнении с предшествовавшим 1992 годом, спад производства – 9,2%. Уровень монетизации экономики опустился до 6-7% при максимально допустимом нижнем пороге 60%. К 1993 году 1 доллар достиг стоимости в 990 рублей. Назревал социальный и финансовый коллапс.
Критическая ситуация приобрела масштабы катастрофы, когда Россия, с которой Казахстан находился в единой рублевой зоне, несмотря на достигнутые договоренности на высшем уровне, 26 июля 1993 года в одностороннем порядке приступила к замене рублевых банкнот, выпущенных в 1961-1992 годах, на рубли нового образца. При этом Казахстан оказался фактически вытолкнут из рублевой зоны. В республику начался массовый «сброс» старых, советских денег, сначала из Кыргызстана, потом из России.
Таким образом, вопрос введения национальной валюты был продиктован не желанием высшего руководства страны пойти на разрыв с республиками бывшего СССР, а необходимостью защитить потребительский рынок, экономику страны, население от экономического коллапса.
У руля денежно-кредитной системы республики встал Национальный банк. Первым шагом стало ужесточение требований к банкам второго уровня. В 1993 году Национальный банк отозвал первые 15 лицензий на проведение банковской деятельности за несоответствие установленным требованиям. В это же время были введены экономические санкции за всевозможные нарушения, а также повышены требования к минимальному уставному капиталу финансовых институтов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Необходимость решения столь масштабных экономических задач требовала создания эффективной структуры государственной власти, способной консолидировать и мобилизовать общество.
Первоначальное видение приоритетов государственного строительства Н.А.Назарбаев обосновал в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992 г.) и «Идейной консолидации общества как условии прогресса Казахстана» (1993 г.), которым суждено было стать первыми фундаментальными работами по теории государственного строительства в Республике Казахстан.
В этот период Н.А.Назарбаев создал прообраз будущей страны – концептуальную модель развития Казахстана как общества открытого типа – демократического, миролюбивого государства, которое, как указывается в Стратегии становления:
а) является сильной президентской республикой, гарантирующей права и свободы человека, политический и идеологический плюрализм, обеспечивающей стабильный гражданский мир и межнациональное согласие, надежную оборону и безопасность, занимающей достойное и равноправное положение в международном сообществе;
б) опирается на развитую рыночную экономику с многообразными формами собственности и социально ответственным предпринимательством, здоровой конкуренцией, разумным участием иностранных инвесторов;
в) имеет четко выраженную социальную направленность, создает всем без исключения равные условия и возможности для применения своих способностей и материально благополучного существования, сохраняет и развивает национальную самобытность каждого народа, проводит политику национального консенсуса как основы стабильного развития.
Между тем общественно-политическая ситуация в стране отличалась крайне сложным и неоднозначным характером.
В условиях образовавшегося в результате ухода с политической авансцены КПСС вакуума власти заполнить его попытались Советы народных депутатов во главе с Верховным Советом, но безуспешно. Реформы обострили противоречия и обнажили неспособность Советов отвечать вызовам нараставшего социально-экономического кризиса и обеспечить переход страны к рыночной экономике. В этих условиях система Советов, сосредоточившая в своих руках всю полноту власти, превратилась фактически в тормоз на пути дальнейшего развития Казахстана. Более того, она противоречила фундаментальной основе демократического общества – принципу разделения властей.
Назрела необходимость конституционной реформы, которая получила свое воплощение в Конституции от 28 января 1993 года.
Разработка и обсуждение первой Конституции Казахстана сопровождались политическими баталиями, связанными с основополагающими принципами государственно-политического устройства страны. Налицо была опасность перерастания общественной дискуссии в открытый политический конфликт. Сложность ситуации многократно увеличивалась в связи с крайне болезненной, а для определенной части общества к тому же нежелательной и стремительной трансформацией страны в постсоциалистическое общество. Поэтому вполне закономерно, что разработка, обсуждение и принятие Конституции 1993 года вылились в бесконечный поиск компромиссных формулировок, устраивавших различные и порой противоречивые позиции. В результате, окончательный текст Конституции отличался излишней универсальностью.
Новая Конституция де-юре завершила становление суверенитета Казахстана. Однако Основной закон, во многом воспроизводивший Конституцию Казахской ССР 1978 года, носил компромиссный характер. Сохранив ключевой механизм прежней системы в лице вертикали Советов, новая Конституция фактически заложила мину замедленного действия под всю вновь обретенную государственность Казахстана. В стране, по сути, сложилось двоевластие, которое практически парализовало ее развитие и требовало своего скорейшего разрешения.
Данное обстоятельство в значительной степени и предопределило дальнейшее содержание политической жизни Казахстана, которая охарактеризовалась противостоянием между Президентом и Верховным Советом, что грозило дезорганизацией процессов государственного управления и срывом форсированного осуществления либеральных экономических реформ. Аналогичный опыт противостояния ветвей власти в соседней России, завершившегося вооруженным столкновением в октябре 1993 года в г.Москве, приведшим к человеческим жертвам, показал всю опасность такого положения для государства.
Все эти объективные факторы обусловили распад системы Советов. Содержательное противоречие и несовместимость всевластия Советов и демократического принципа разделения властей привели к самороспуску в 1993 году Верховного Совета двенадцатого созыва.
Самороспуск Верховного Совета двенадцатого созыва начался с саморазрушения низовых структур представительной власти. Один за другим районные Советы, а за ними и областные принимали решения на своих сессиях о досрочном сложении полномочий. Мандаты стала сдавать и большая часть депутатов в Верховном Совете, которые понимали, что необходимо реформирование представительной власти на принципах разделения ветвей государственной власти и совершенствования законотворческой деятельности парламента в сторону его профессионализации и повышения эффективности.
13 декабря 1993 года Верховный Совет двенадцатого созыва досрочно сложил свои полномочия.
Функционировавший с 24 апреля 1990 года по 13 декабря 1993 года Верховный Совет двенадцатого созыва сыграл особую роль в истории становления парламентаризма в Казахстане. Он был рожден опытом первых демократических выборов, состоявшихся 25 марта 1990 года.
Ключевая роль этого, во многом еще консервативного, представительного органа заключалась прежде всего в принятии таких важнейших политико-правовых документов, заложивших фундамент независимости Казахстана, как Декларация о государственном суверенитете, Конституционный закон о государственной независимости Республики Казахстан, закон об учреждении поста Президента Казахской ССР, первая Конституция независимого Казахстана.
Таким образом, Конституция 1993 года при всех своих недостатках смогла не только заложить основу национально-государственного строительства, но и способствовала углублению процессов демократизации и структурной политической реформе.
Именно в этот период началась системная либерализация общественно-политической жизни, выразившаяся в создании условий для политического самовыражения, развития негосударственных СМИ и т.д. Такого рода мощные либеральные процессы позволили в кратчайшие сроки наполнить политическое развитие страны новым содержанием и достаточно четко очертить контуры дальнейших направлений осуществления политических реформ.
Либерализация общественной жизни была ознаменована также введением в стране многопартийности. В результате развития политического плюрализма произошел количественный рост политических партий. Если на предыдущем этапе на политическом поле Казахстана были лишь гражданские и протопартийные институты, то уже к концу 1993 года наметились предпосылки для формирования политических партий.
Также в эти годы были очерчены общие контуры системы государственного управления. В частности, в течение 1992 года поочередно были приняты Закон «О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» и Указ Президента «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления в условиях экономической реформы».
Тем самым в Казахстане впервые была закреплена единая система исполнительно-распорядительных органов от Президента до глав местных администраций.
В 1993 году был принят Закон «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан», который внес коренные изменения в название, структуру и полномочия местных органов исполнительной власти.
Таким образом, содержание политического развития в 1992-1993 годы составляли процессы реформирования старой системы государственного управления, заключавшиеся в разграничении функций и полномочий представительной и исполнительной ветвей власти и поиске оптимальной модели механизма функционирования органов исполнительной власти в условиях перехода к рыночной экономике. Характерной чертой этапа стало объединение исполнительной и президентской вертикали власти под эгидой Главы государства, а основной тенденцией развития – укрепление исполнительной власти в противовес терявшей политическую значимость представительной власти в лице Советов. Итогом стало конституционное закрепление новой структуры управления, в рамках которой органы исполнительной власти (включая местные администрации) из подотчетности Парламенту были переподчинены Президенту, а президентская вертикаль была выделена в самостоятельную ветвь власти.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В условиях сложной политической и социально-экономической обстановки в стране определенный негативный фон сложился и в сфере межэтнических отношений.
Наиболее острые дискуссии в этот период развернулись по вопросу о двойном гражданстве. Однако в результате возобладал здравый смысл: двойное гражданство было исключено, что существенно снизило угрозу политической и экономической безопасности страны. Дело в том, что по мере дезинтеграции СССР между бывшими республиками начало скапливаться множество взаимных территориальных и имущественных претензий, а вокруг и внутри Казахстана активизировались политические группы сепаратистского толка, призывавшие к перекройке границ.
В целом поддержанию межэтнического согласия в Казахстане в большой степени способствовала взвешенная и последовательная политика Президента страны. Межэтническое согласие, гражданский мир и общественную стабильность по праву можно назвать «тремя китами» и безусловными категорическими императивами политической философии Н.А.Назарбаева, без которых абсолютно невозможно прогрессивное развитие казахстанского общества. Но если во многих странах и научных доктринах полиэтничность считается фактором «взрывоопасности», то Н.А.Назарбаев еще с конца 1980-х годов разрушил этот стереотип, рассматривая этническую, языковую, конфессиональную мозаичность государства как бесценный социально-гуманитарный капитал и фактор консолидации.
Одновременно начался другой процесс – возвращения в Казахстан оралманов, в свое время вынужденных покинуть Родину. Решающий старт воссоединению с Казахстаном разных частей казахской диаспоры был дан на I всемирном курултае казахов в 1992 году, собравшем свыше 700 делегатов из более чем 30 стран мира. На нем были обсуждены насущные проблемы современного казахского этноса и учреждена Всемирная ассоциация казахов, председателем которой был избран Н.А.Назарбаев.
Независимость страны открыла небывалые возможности для подлинного духовного возрождения народа Казахстана. После веков и десятилетий забвения народу были возвращены дорогие ему имена и реликвии. Наряду с появлением в светском календаре новых праздников, включая возрождение праздника Наурыз мейрамы, за этот период в республике состоялись памятные мероприятия об исторических событиях, увековечение и чествование деятелей национальной истории (великих казахских биев – Толе би, Казыбека би, Айтеке би).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Став равноправным членом мирового сообщества в 1991 году, Республика Казахстан столкнулась с необходимостью формирования своей внешней политики и налаживания взаимоотношений с другими государствами и международными организациями.
Одним из первых и весьма многозначительных шагов Казахстана, вступавшего в международное сообщество на правах нового суверенного государства, стал добровольный отказ от обладания стратегическим ядерным потенциалом.
После подписания в г.Москве в марте 1992 года Меморандума между Россией, Казахстаном, Украиной и Беларусью и заключения в мае 1992 года Лиссабонского протокола, юридически подтвердившего положения Меморандума, Республика Казахстан стала безъядерным государством. В декабре 1993 года Парламент Республики Казахстан ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Безъядерный статус Казахстана, подкрепленный гарантиями его безопасности со стороны ведущих мировых держав, заложил основу мира и безопасности по всему периметру границ молодой республики и предоставил реальную возможность Казахстану для плодотворного сотрудничества с другими странами.
Непростое решение об отказе от звучного и в чем-то многообещающего статуса «ядерной державы» продемонстрировало стремление казахстанского руководства следовать зрелому и ответственному внешнеполитическому курсу, позже нашедшему выражение в понятии «многовекторность».
Независимость Казахстана первой приветствовала Турецкая Республика, С этого момента начался процесс установления дипломатических отношений с другими зарубежными государствами.
Казахстан также начал налаживать сотрудничество с наиболее авторитетными международными организациями, среди которых – ООН, СБСЕ, ЕС, МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНЕП, ЭСКАТО, ПРООН, ВОЗ, МАГАТЭ, ОЭС и др.
2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была единогласно одобрена резолюция о приеме Республики Казахстан в члены Организации. Это стало свидетельством принятия Казахстана в мировое сообщество в качестве полноправного участника.
Важное значение имело первое выступление в ООН Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, состоявшееся на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, в котором были изложены принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации, видение ее роли в современном мире. По общему признанию, выступление Президента Казахстана, выдвинутые им масштабные внешнеполитические инициативы стали серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, во многом способствовали его признанию в ООН.
Республика Казахстан сумела показать себя достойным и равным членом мирового сообщества и вышла на уровень крупных внешнеполитических инициатив, самой масштабной и перспективной из которых стала идея организации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), выдвинутая Президентом Республики Казахстан на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Суть данной инициативы заключалась в создании эффективного механизма превентивной дипломатии на Азиатском континенте, где, в отличие от других регионов мира, подобный механизм еще не сформирован. «Идея создания на нашем континенте структур безопасности и сотрудничества в Азии по типу СБСЕ в Европе давно витает в воздухе... Движение к такой континентальной структуре может быть многошаговым и поэтапным. Оно может протекать, например, по такой схеме: от «двусторонних отношений» – через региональные и континентальные структуры и коалиции по отдельным видам сотрудничества (выработка мер доверия и коллективной безопасности, гуманитарные, экономические, культурные взаимодействия) – к общим континентальным органам сотрудничества по широкому спектру проблем». Практически сразу идея СВМДА нашла поддержку со стороны целого ряда государств.
В таком же многовекторном радиусе Казахстан приступил формированию по периметру своих границ «пояса мира и добрососедства» на основе консультаций, поскольку на первом этапе столкнулся не только с острыми экономическими и социальными проблемами, но и с необходимостью разрешения пограничных вопросов, прежде всего с Китаем, поскольку руководство бывшего Советского Союза в течение многих десятилетий так и не сумело выработать какое-либо решение этой важнейшей проблемы.
Для решения данного вопроса был выбран единственно возможный путь – мирное урегулирование спорных проблем на основе консенсуса и с учетом взаимных интересов. В этой связи в Казахстане было принято решение продолжить переговоры с Китаем по обеспечению мер доверия в районе совместных границ в рамках объединенной делегации постсоветских республик в составе России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. 8 сентября 1992 года в г.Минске был подписан Протокол о создании такой объединенной комиссии. Данный Протокол в дипломатических кругах считается отправной точкой переговоров, приведших к созданию в будущем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Что касается других направлений внешней политики Казахстана в указанный период, то позиция Президента Н.А.Назарбаева неизменно выдвигала республику в число самых активных и инициативных членов Содружества Независимых Государств. Казахстан и лично Президент Н.А.Назарбаев демонстрировали чувство особой ответственности за судьбу СНГ. Установление и развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со странами СНГ стали одним из приоритетов внешней политики Казахстана.
Большое значение имело создание системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве и подписание по инициативе Казахстана и России 15 января 1992 года в г.Ташкенте соответствующего Договора главами пяти стран СНГ, в котором государства-участники взяли на себя обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выступая последовательным сторонником региональной безопасности и сотрудничества, Глава государства огромное внимание уделял строительству Вооруженных Сил страны.
7 мая 1992 года им был подписан Указ «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан». Спустя год, 9 апреля 1993 года, был принят первый Закон «Об обороне и Вооруженных Силах». Этим Законом были установлены основы организации обороны Республики Казахстан, полномочия органов государственной власти и управления в решении вопросов обороны, система ее экономического обеспечения. Также им были четко обозначены обязанности организаций, должностных лиц и граждан по укреплению обороноспособности государства. Законом были определены роль, место и задачи Вооруженных Сил в общей системе обеспечения безопасности Республики Казахстан, а также порядок проведения оборонных мероприятий.
В результате в течение 1992-1993 годов были сформированы Республиканская гвардия, внутренние и пограничные войска, Военно-морские силы Республики Казахстан. Это был еще один шаг к обретению Казахстаном подлинного суверенитета, укреплению обороноспособности и безопасности.