3 Шілде 2013, 18:36
1990-1991 годы, открывающие первый выпуск серии «Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности», отражают события последних перестроечных лет до момента провозглашения независимости Казахстана, когда в условиях распада СССР происходил процесс исторического самоопределения народа Казахстана в пользу суверенитета, демократии и свободного рынка.
В последующем Глава государства охарактеризовал начало 1990-х годов как «…особые годы по накалу страстей и эмоций. Это были годы, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь нашего государства, когда одно неверно принятое решение могло существенно изменить траекторию движения страны».
Не будет большим преувеличением сказать, что история становления государственности независимого Казахстана в значительной степени связана с личностью Нурсултана Абишевича Назарбаева, человека, решительно взошедшего на политический Олимп, отмеченного как жесткими действиями, так и гибкостью позиции. Мнения и оценки этого человека, его деятельности, решений и заявлений различны вплоть до крайностей. И каждый волен по-своему относиться к нему, к его словам и действиям. Но то, что он знаменует собой целую эпоху в развитии страны, это признают все. Эпоху перехода к новому укладу общественной жизни. Эпоху сомнений и надежд. Эпоху перелома массового сознания и крушения привычных стереотипов. Эпоху разрушения идолов и формирования новых приоритетов. Эпоху нового поколения казахстанцев, свободного, открытого, независимого и самодостаточного.
*******
24 апреля 1990 года на заседании Верховного Совета Казахской ССР был учрежден пост Президента республики, на который был избран Н.А.Назарбаев.
Дальнейшее развитие событий покажет, что учреждение института президентства стало важнейшим фактором, оказавшим решающее влияние на становление политической системы независимого Казахстана, обеспечило преемственность государственной власти после распада СССР.
Как известно, зарождение института президентства в Казахстане пришлось на период глубочайшего кризиса в СССР, затронувшего все сферы жизнедеятельности советского общества и государства. Особо остро он проявился в экономической сфере. Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явные диспропорции советской экономической структуры привели к резкому снижению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения.
И без того сложная социально-экономическая обстановка усугублялась стремительно разгоравшимся по всей территории Советского Союза пожаром межэтнических конфликтов. При этом власть в лице союзного центра и некогда могущественной КПСС расписывалась в собственном бессилии, оказавшись неспособной что-либо изменить в лучшую сторону.
Поэтому нет ничего удивительного, что невнятная, противоречивая политика центра, его откровенные ошибки при проведении экономического и политического реформирования СССР на фоне стремительного нарастания центробежных тенденций побудили Н.А.Назарбаева четко определить для себя стратегическую повестку тех лет: размежевание с компартией, поиск новых форм государственного управления и укрепление суверенитета Казахстана в отношениях с союзным центром.
*******
Одним из главных направлений деятельности Президента Казахстана в тот период стало налаживание экономической сферы. Бешеная инфляция, пустые полки магазинов, фактическая остановка промышленности, упадок сельского хозяйства, усугубляемые разрывом народнохозяйственных связей между бывшими республиками Советского Союза, требовали неотложных мер со стороны руководства Казахстана.
В сложившихся кризисных условиях Н.А.Назарбаев сразу после избрания на пост главы республики в апреле 1990 года предпринял решительные меры по стабилизации экoнoмики рeспублики. Казахстану пришлось пойти на «шоковые реформы», отказавшись от государственного регулирования цен на основные продукты питания и товары народного потребления. Были предприняты и другие радикальные шаги: банкротство нерентабельных предприятий, приватизация большей части бывших государственных активов и др. Одновременно с этим создавались законодательная и институциональная базы рыночных отношений, осуществлялись меры по либерализации экономики: снятие барьеров для продвижения многих товаров, организация банковской деятельности, привлечение иностранного капитала и др. В этот период был принят целый ряд важных законов, предусматривавших создание правовой основы рыночных отношений: «О собственности», «О свободных экономических зонах», «О банках и банковской деятельности», «О потребительской кооперации», «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства», «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и др.
Переход к рыночным отношениям проходил довольно болезненно. Политика «быстрых реформ», необходимых для перехода к рыночной экономике, встречала сопротивление парламента страны и населения. В своем интервью «Казахстанской правде» Н.А.Назарбаев отмечал: «Не все себе достаточно ясно представляют, к чему мы можем прийти без этого «шока». Как покажет время, выбранная Н.А.Назарбаевым стратегия развития государства, сформулированная позже Главой государства как постулат «сначала – экономика, потом – политика», дала возможность сосредоточиться на формировании стабильного экономического фундамента.
*******
Наряду с вопросами реструктуризации экономики, срочного решения требовали вопросы обеспечения стабильности и межнационального согласия в стране. В свете новых вызовов, с которыми общество столкнулось в начале переходного периода, на первый план вышла задача проведения срочных мер социальной политики. С этой целью были внесены изменения в законодательство республики о здравоохранении, по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства, приняты законы «О занятости», «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги», «О минимальной заработной плате и государственных социальных гарантиях в области оплаты труда», «О социальной защищенности инвалидов» и др.
Другой важнейшей задачей политики стало Н.А.Назарбаева обеспечение межэтнической стабильности. Как известно, конец 1980-х годов ознаменовался бумом этнизма и небывалого подъема национального самосознания среди всех народов бывшего СССР. После десятилетий запретов люди открыто заговорили о насущных проблемах национального развития: нивелирующих последствиях общесоветской эрзац-культуры, утрате национальной самобытности, обычаев и традиций, угрозе исчезновения родных языков.
Однако в Казахстане данный процесс протекал в непростой морально-психологической атмосфере, сложившейся после декабрьских событий 1986 года и последовавших затем репрессий в отношении казахского народа. В июле 1987 года Постановлением ЦК КПСС казахский народ был несправедливо и огульно обвинен в «казахском национализме», а в отношении ключевых местных кадров и всех тех, кто осмелился на инакомыслие, причем уже не только казахов, развернулась кампания дискредитации и интриг. Поэтому успешный ход дел в многонациональной республике был просто невозможен без восстановления доверия между его гражданами.
Последовательно реализуя курс на честное и открытое решение национального вопроса, Н.А.Назарбаев в числе первочередных дел также поставил цель добиться отмены принятого в июле 1987 года постановления ЦК КПСС о пресловутом «казахском национализме».
Гибкость национальной политики Президента, базирующейся на учете и разумном сочетании интересов всех этносов Казахстана, равноправии граждан, сохранении и развитии их культурно-языкового пространства, способствовала бесконфликтному развитию межнациональных отношений.
В конечном итоге, оскорбительное постановление было отменено. Выступая на Алма-Атинской областной партийной конференции 21 мая 1990 года, Н.А.Назарбаев сообщил: «Хочу поделиться с вами важной и долгожданной новостью. Буквально два дня назад Политбюро ЦК КПСС рассмотрело наше обращение по поводу известного своего постановления по Казахской республиканской партийной организации. Все наши претензии признаны правомерными, и в документ внесены соответствующие изменения. Главное – снято обвинение казахского народа в национализме, здравый смысл и справедливость восторжествовали».
*******
Одновременно с проведением стабилизационной политики Н.А.Назарбаев предпринял активные шаги и по налаживанию международных связей республики. В этот период были заложены основы стратегического курса многовекторной внешней политики Казахстана.
Республики Средней Азии стали первыми, с кем было подписано пятистороннее Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Следуя принципу укрепления отношений добрососедства и партнерства, были заключены договоры с Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской ССР.
Духовное и культурное единство, объединяющее Казахстан с тюркским миром, легло в основу Декларации о принципах взаимоотношений между Казахской ССР и Турецкой Республикой. В ходе официального визита Н.А.Назарбаева в Турецкую Республику по приглашению Президента Тургута Озала в сентябре 1991 года были подписаны Меморандум о взаимных договоренностях и «Соглашение между Казахской ССР и Турецкой Республикой в области транспорта и телекоммуникаций», заключено «Соглашение между правительством Казахской ССР и правительством Турецкой Республики о торговом, экономическом и научно-техническом сотрудничестве».
Не менее важным являлось укрепление добрососедства с Китаем. Основной задачей на китайском направлении стало налаживание дружественных контактов с КНР. Президент Н.А.Назарбаев, анализируя ситуацию тех лет, позже вспоминал: «Обе стороны формировали образ врага, а военные доктрины объявляли друг друга наиболее вероятным противником… Общая политика, общая пропаганда нас всех настраивала, что Китай – враг номер один». Со стороны китайского руководства, в свою очередь, также была проявлена готовность к началу полномасштабного диалога. Важной вехой в развитии взаимоотношений с Китаем стал официальный визит Н.А.Назарбаева в июле 1991 года в Китайскую Народную Республику.
Стратегическое значение придавал Н.А.Назарбаев установлению взаимоотношений с деловыми кругами США. Президент Казахской ССР рассматривал эти контакты как ключевое условие привлечения иностранных инвестиций, а также получения доступа к передовым технологиям. Очень плодотворным был визит Н.А.Назарбаева в США в июле 1990 года, в ходе которого состоялись встречи с руководством крупнейших американских компаний, входящих в Американский торговый консорциум. Член консорциума – компания «Chevron Corporation» – стала одной из первых иностранных компаний, начавших бизнес в Казахстане.
Одним из условий для выхода республики на мировые рынки Н.А.Назарбаев рассматривал установление контактов со странами Европейского Союза. Комментируя итоги своего официального визита в Великобританию в октябре-ноябре 1991 года, Н.А. Назарбаев отметил: «Моя задача – ознакомить международное сообщество с огромными возможностями, которыми располагает Казахстан. Мы готовы к выгодному бизнесу и уже приступили к подписанию очень крупных контрактов».
Бывший Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер дала высокую оценку деятельности Н.А.Назарбаева: сейчас по ее мнению, в мире насчитывается 5-6 крупных и очень влиятельных политиков, в их число входит и Н.А.Назарбаев. «Я очень верю ему, – заявила Маргарет Тэтчер, – и согласна со всем, что он делает в Казахстане».
Одновременно Н.А.Назарбаев налаживал связи с политическими и деловыми кругами ФРГ и Франции.
Большое значение имел для Н.А.Назарбаева приезд в Казахстан в сентябре 1991 года одного из крупнейших мировых авторитетов в области рыночных отношений Ли Куан Ю. Президент Казахской ССР лично пригласил Старшего министра Республики Сингапур: «опыт интенсивного подъема экономики Республики Сингапур и ее интеграции в мировой рынок очень полезен реформирующемуся народному хозяйству Казахстана. Тем более ценно получить исчерпывающую информацию об этом из первых рук, – отметил Н.А.Назарбаев, – от специалиста с мировым именем, стоявшего у истоков экономического бума в Сингапуре».
Выстраивая конструкцию внешней политики, Президент Н.А.Назарбаев решительно заявлял о приверженности сбалансированным, деидеологизированным подходам в построении отношений со всеми государствами мира.
Первые внешнеполитические инициативы Н.А.Назарбаева, благодаря своему конструктивному содержанию, нашли положительный отклик со стороны мирового сообщества.
*******
В те годы положение Казахстана усугублялось еще и тем, что в структуре народно-хозяйственного комплекса СССР ему была отведена сырьевая роль. Доля добывающих отраслей в промышленности Казахстана в конце 1980-х годов была в 1,7 раза выше, чем в среднем по стране. В то же время, более половины экономического потенциала республики находилось в ведении союзных министерств. Выкачивая из республики сырьевые ресурсы по неэквивалентным ценам, союзные ведомства почти не вкладывали средства в республиканский бюджет. В итоге Казахстан был поставлен в унизительное положение дотационной республики.
В сложившихся условиях Н.А.Назарбаев выбрал курс на создание прочной базы для перехода на экономическую самостоятельность республики. Выступая 24 апреля 1990 года на I сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва в новом качестве – Президента Казахской ССР, Н.А.Назарбаев озвучил свою позицию по этому вопросу: «Пересмотр отношений центра и республики в области внешнеэкономической деятельности. Сегодня совершенно ясно, что «внутренний» суверенитет будет неполным и неполноценным без внешнеэкономического, валютного суверенитета».
Н.А.Назарбаев последовательно отстаивал свою позицию перед центральным аппаратом. В своем выступлении на Пленуме ЦК КПСС 13 июля 1990 года в г.Москве Президент Казахской ССР подчеркнул: «Возьми мы сразу четкий курс на максимальную самостоятельность республик, многих нынешних проблем удалось бы избежать. По крайней мере, центр не сгибался бы сегодня под грузом тяжелейших экономических неурядиц. А чем может помочь, например, Казахстан, если 90% этой индустрии находится под контролем московских ведомств».
Благодаря целенаправленной политике Н.А.Назарбаева, вопрос о принадлежности находящихся на территории Казахстана государственных предприятий был окончательно решен к лету 1991 года. 15 июня по итогам встречи Н.А.Назарбаева с Министром угольной промышленности СССР М.И.Щадовым, Министром металлургии СССР О.Н.Сосковцом и Министром радиопромышленности СССР В.И.Шимко было подписано Коммюнике, признавшее «целесообразным и необходимым осуществить переход предприятий под юрисдикцию Казахстана».
В выстраивании новых хозяйственных связей республики Н.А.Назарбаев ориентировался на привлечение в республику зарубежных инвестиций. С этой целью Глава республики лично встречался с руководителями крупнейших зарубежных промышленных концернов и финансово-банковских групп. Были приняты законы «Об иностранных инвестициях», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности». Немаловажной значение Н.А.Назарбаев уделял и подготовке экономических кадров нового поколения, что входило в повестку всех его встреч с представителями иностранных государств.
В то же время, курс на экономический суверенитет не означал изолированность. В рамках единого комплекса сложных внутрихозяйственных связей союзных республик, фактически, «обрекавших» их совместное сосуществование, сохранение единого экономического пространства стало вопросом выживания. В этой связи экономический курс Н.А.Назарбаева одновременно был направлен на укрепление горизонтальных вутрисоюзных экономических связей.
Однако в условиях, когда сохранялся тотальный диктат центра, не желавшего иногда даже вопреки здравому смыслу, идти на какие-либо уступки союзным республикам, без четкого разграничения полномочий между ними все начинания в реформировании экономики, по сути, были обречены если не на провал, то на длительную пробуксовку. Это обстоятельство во многом и обусловило остроту развернувшейся в Советском Союзе дискуссии вокруг проекта нового Союзного договора.
Этот вопрос Н.А.Назарбаев поднимал почти во всех своих выступлениях Н.А.Назарбаева того периода, в том числе на II сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва «О проекте нового Союзного договора», IV съезде народных депутатов СССР, внеочередной III сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва, собрании республиканского актива с участием Президента СССР М.С.Горбачева, IV Пленуме ЦК Компартии Казахстана «О позиции ЦК Компартии Казахстана к проекту Союзного договора» и др.
Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что скорейшее подписание Союзного договора – не самоцель, а первостепенное условие для развязывания многочисленных проблем, прежде всего экономических. Ведь именно по вине союзного центра и союзных ведомств на территории Казахстана возникли многочисленные очаги экологического бедствия, крупнейшие из которых – Арал и зона Семипалатинского ядерного полигона.
Естественно, что в данном вопросе Н.А.Назарбаев столкнулся с активным и очень мощным противодействием со стороны союзной бюрократии в лице функционеров центрального партаппарата, руководителей ВПК, союзных министерств и ведомств и др. Но как прагматик он прекрасно отдавал себе отчет в том, что назад пути нет.
Понимая цену вопроса, Н.А.Назарбаев инициировал в 1990 году ввиду затягивавшейся на уровне центра подготовки проекта Союзного договора разработку его казахстанского варианта. Ключевые идеи, заложенные в нем, были четко обозначены в Обращении к народу Казахстана «За единство и консолидацию», с которым Н.А.Назарбаев выступил по Казахскому телевидению 10 сентября 1990 года. «Мы начинаем строить жизнь на совершенно новой основе – Союзе суверенных государств. Суть его предельно ясна: республики получат исключительное право на владение, пользование и распоряжение всем национальным богатством, находящимся на их территории. Сюда входят земля, недра, воды, воздушное пространство и другие природные ресурсы, весь экономический и научно-технический потенциал, являющиеся материальной основой государственного суверенитета. Сам Союз основывается на началах добровольности, взаимном интересе и равноправном партнерстве республик. Разумеется, республики делегируют по своему усмотрению часть полномочий новым, созданным ими органам управления Союза. Имеются в виду те сферы деятельности, которые по своему характеру требуют единого в масштабах страны руководства: фундаментальные исследования, оборонные программы, единая энергетическая система, атомная энергетика, космические системы и т.п.».
Н.А.Назарбаев активно включился в процесс подготовки и согласования проекта Союзного договора, подписание которого было намечено на 20 августа 1991 года.
Однако 19-21 августа 1991 года в стране разразились события, перевернувшие все планы и вошедшие в историю как «августовский путч», когда так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) объявил о том, что берет всю полноту власти в свои руки. Эта попытка государственного переворота, организованная реакционной частью верхушки КПСС и союзного руководства, окончательно подтвердила политическую несостоятельность союзного центра и перспектив сохранения единого государства.
Президент Казахской ССР Н.А.Назарбаев незамедлительно выступил с обращением к народу Казахстана и заявлением к общественности Союза, в которых решительно осудил действия путчистов и подтвердил свою приверженность курсу реформ и демократии. Одновременно Н.А.Назарбаев заявил о своем выходе из КПСС.
События вокруг антиконституционного путча ГКЧП, разыгравшиеся в самый канун подписания нового Союзного договора, окончательно дискредитировали Коммунистическую партию и ускорили развал СССР. Так была поставлена точка в судьбе КПСС и советской сверхдержавы.
Распад СССР привел к суверенизации его бывших членов. Начался этап всеобщего демонтажа тоталитарного социалистического строя, освобождения общества от коммунистической идеологии. Все это потребовало принятия исторических решений, определяющих дальнейшую судьбу Казахстана.
*******
Сегодня уже общепризнанно, что без сильной и единой власти, спаянной общими целями и политической волей, добиться быстрых и решительных успехов в трансформации общества в переходный период было попросту невозможно. В этом плане существенное значение имела деятельность Н.А.Назарбаева по укреплению институтов государственного управления.
Не расшатывая «лодку» и без того сложной политической ситуации начала 1990-х годов, скрупулезно и осторожно примеряя к стране мировой политический опыт, Н.А.Назарбаев смог добиться построения эффективной системы государственной власти, основанной на ведущей роли института президентства. Первым шагом к этому стало учреждение поста Президента Казахской ССР.
В условиях эрозии союзной власти Президент Казахской ССР наделялся большими правами: он выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан на территории республики, Конституции и законов; принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, территориальной целостности республики; представлял Казахстан на международной арене.
Принятие подобных норм носило компромиссный характер между продолжающимся еще диктатом центральных ведомств и стремлением республики расширить свой суверенитет. Введение института президентства в Казахстане позволило заполнить вакуум власти, который образовывался по мере утраты КПСС своих руководящих функций. Как показали последующие события, в условиях стремительного распада единого союзного государства, введение поста президента было своевременным шагом руководства республики по становлению реальной независимости, защиты суверенитета и выводу государства из политического и экономического кризиса.
Следующим значимым шагом, явившимся логическим результатом процесса суверенизации, стало принятие 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР». Декларация стала первым основополагающим законодательным актом молодого государства, инициированным Президентом и Верховным Советом страны, с которого начался подготовительный этап дальнейшего развития государственно-правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости.
Укрепление государственного суверенитета, осуществление политических и экономических преобразований потребовали также безотлагательного изменения действовавшей тогда структуры государственной власти, перераспределения полномочий в целях формирования оптимальной модели государственного управления.
В этой связи 25 октября 1990 года Н.А.Назарбаев выступил на II сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва с предложениями по масштабной реформе государственной власти в стране: «Мы впервые собираемся провести столь радикальную реформу власти и управления в Казахстане. Впереди неизведанные пути, неизвестная во многом для всех нас работа. Но мы полны решимости взяться за нее ради улучшения жизни народа республики. Тем самым мы берем перед ним величайшую ответственность».
20 ноября 1990 года Президент Н.А.Назарбаев подписал Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР». Согласно новому закону были учреждены посты вице-президента, Премьер-министра и государственных советников; упразднен Совет Министров и образован Кабинет Министров; при Президенте был образован консультативно-совещательный орган – Совет Республики. Также были реорганизованы местные органы государственной власти в лице Советов народных депутатов. Их полномочия были значительно расширены, в том числе за счет передачи в их компетенцию вопросов формирования рыночных отношений и управления коммунальной собственностью. Это обеспечило концентрацию всех государственных возможностей для решения первоочередных проблем.
*******
В 1990-1991 годах настойчивая деятельность Н.А.Назарбаева по обеспечению суверенитета, территориальной целостности, укреплению авторитета Казахстана на международной арене заложила основу и создала благоприятные условия для обретения страной подлинной независимости.
Знаковыми событиями, ставшими своеобразными символами на этом пути, стали закрытие Семипалатинского ядерного полигона 29 августа 1991 года, полет 2 октября 1991 года в космос первого казахского космонавта Тохтара Аубакирова и первые всенародные выборы Президента Казахстана 1 декабря 1991 года, по результатам которых абсолютным большинством голосов был избран Н.А.Назарбаев.
10 декабря 1991 года состоялась инаугурация Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, избранного по итогам прошедших 1 декабря 1991 года первых всенародных выборов.
В своей инаугурационной речи Н.А.Назарбаев, подчеркнув, что «не каждому поколению выпадает на долю быть свидетелями и участниками столь грандиозных исторических перемен», очертил круг первоочередных задач, стоявших перед молодым государством: «В политике – это шаги, связанные с разделением властей. Это формирование вертикальных президентских структур, что позволит создать стройную систему управления исполнительных органов. Это объективная трансформация Верховного Совета республики в профессиональный парламент, что связано с необходимостью значительного сокращения депутатского корпуса и разбухших аппаратов местных Советов. Это поддержка политического плюрализма, наряду с безусловным запретом деятельности партий и движений, проповедующих экстремизм и национальную рознь, сепаратизм, направленный против территориальной целостности республики. Это решительные действия по укреплению правопорядка и соблюдению законности. Это сохранение межнационального согласия на основе равенства прав всех казахстанцев, приоритет политической стабильности как основополагающего принципа государственной политики.
Без этого политического фундамента – невозможно включить Казахстан в русло современной цивилизации, осуществить глубокие экономические преобразования, предусматривающие либерализацию цен, финансовое оздоровление, приватизацию, формирование рыночной инфраструктуры, равноправие всех форм собственности. Важно устранить любые бюрократические препятствия на пути коллективного и частного предпринимательства, которое должно стать одним из главных двигателей экономического возрождения».
16 декабря Казахстан обрел независимость. В принятом Верховным Советом Конституционном Законе «О государственной независимости Республики Казахстан» декларировалось, что Республика Казахстан как независимое государство обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской ССР признавалась территорией нового независимого государства и объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей отныне составляли единый народ Казахстана, на воле которого основывается государственная власть. И в подтверждение этого буквально через несколько дней после провозглашения независимости – 20 декабря 1991 года – был принят Закон «О гражданстве Республики Казахстан».
21 декабря по инициативе казахстанской стороны в г.Алма-Ате собрались руководители 11 бывших советских республик и подписали Алма-Атинскую декларацию, провозгласившую де-юре конец Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств.