Родной язык-зеркало нации

3 Шілде 2013, 13:51

Без полнокровного языка не может быть полнокровной нации. Национальное сознание формируется национальным языком. Государственный язык — такой же символ государства, как Флаг, Герб, Гимн страны. В этом своем качестве он должен объединять всех граждан страны. Всей мощью своего коммуникативного, гносеологического и экспрессивного богатства казахский язык занимает законную и достойную позицию в  мировом лингвистическом пространстве. По степени своего развития казахский язык, подобно украинскому, узбекскому и русскому языкам, — является  оставной частью общечеловеческой сокровищницы языковых форм и значений. Немало в нем и таких самобытнейших слов и выражений,  которые не имеют внешних эквивалентов и не встречаются ни в одном словаре мира, в силу чего конкретные явления, понятия и представления   языковой картины мира казахов могут быть разъяснены и истолкованы только с опорой на ресурсы казахского языка. Талантливые, образованные и граждански зрелые люди, способные к сказительству и изящной словесности, становились акынами — хранителями  народной сокровищницы мудрости и духовности. Из их среды выходили авторитетные и знаменитые ораторы-острословы, которые, невзирая на лица и  титулы, публично поднимали жизненно важные проблемы народного бытия и, глядя правителям прямо в глаза, говорили о наболевшем смело и  правдиво. Эпические сказания тюркского мира — бесценные кладези информации для глубокого  понимания и полномасштабного осмысления неразрывности  исторического и культурного единства всех современных тюркоязычных народов. С незапамятных времен, в самые трагические периоды истории эти  сказания всегда жили, вдохновляли, боролись и выживали вместе с народом. Вместе с ним сохранились до наших дней. На протяжении многих веков главный источник культурной целостности казахской  нации — ее уникальный язык. Духовный мир казахов формировался, главным образом, под влиянием традиции устной народной поэзии. Многоголосие поэтического мира на этом  гигантском пространстве, поражающем и притягивающим сейчас взоры многих, не ограничивалось воспеванием красоты и высоких чувств. Вместе с тем  этот мир являлся и жаркой кузницей поиска новых идей и форм. Быть может, поэтому для казахского поэтического творчества характерны  глубочайшие гносеологические мотивы. Отсюда вполне закономерно, что традиционная поэзия казахов является философской по определению. В казахской степи поэзия не была вотчиной одних лишь поэтов и сказителей — она была кровеносной системой всей казахской культуры. Понять и постичь казахов как этнокультурную  целостность невозможно, не имея представления об особой роли народной устно-разговорной  традиции. Разумеется, речь идет не об обывательской разговорной стихии, а о тех искрометных моментах истины, что, возникая в ходе задушевной  беседы неподдельным сгустком чистосердечия и изящества, впоследствии откладываются в памяти поколений как подлинные произведения ораторского искусства. В том и состоит своеобразие истинно казахской ментальности, что она откликается только на богатое подтекстами, философски  загруженное слово. Призывая к искренности и гармонии,  искусство во все времена выполняет роль универсального языка межнационального общения. Я глубоко убежден в следующем: пока не решена проблема беспрепятственного развития казахского языка и культуры, проведение действенной  национальной политики в нашей стране невозможно. Первейший рычаг усиления позиций нации — ее язык. Слава богу, народ наш опомнился: мы пусть поздновато, но поняли, что нет ничего дороже родного языка. Будущее Казахстана — в казахском языке. Представители нашей молодежи должны понимать: если они не будут владеть государственным языком, то не смогут работать ни в государственных  органах, ни в сфере оказания услуг населению, ни в правоохранительных органах, ни в суде. На вопросы, поступающие на государственном языке, надлежит отвечать на этом же языке. Ныне, когда имеется и время, и возможности, и государственная поддержка, для своего карьерного роста надо  изучать язык. Это совершенно нормальное и цивилизованное требование. Особые требования к казахам, принимаемым на государственную службу: они должны уметь говорить по-казахски. Иначе что же требовать от  представителей других национальностей? Что не сделано вчера, может быть сделано сегодня, что не получилось сегодня, может получиться завтра. Безусловно одно: пренебрежение родным  языком, неуважение к нему приводят к невосполнимым потерям. В национальном и языковом вопросах самое главное — не допускать национальной обособленности и самоизоляции. Засорение речи ведет к засорению мысли. Язык теряет внутреннее содержание и внешнюю форму. Родная речь — наша всеобщая мать, потому что она — мать нашей нации. Знать, ценить и уважать родной язык — сыновний долг каждого гражданина. Слово Абая — оберег для казаха. Наследие Абая — священнейшая сокровищница казахов. Абай будет вечно жить вместе с родным народом и звать его ко все новым горизонтам, на все новые вершины. Впитывайте с усердием казахский язык, ибо в нем содержится опыт, мировоззрение, характер и неповторимое бытие наших предков. В отношении к языку выражается реальное отношение к народу, на нем говорящему. Казахский язык, в нелегкие исторические эпохи не раз послуживший действенным противоядием от национальной раздробленности и разобщения, в  нашей современной жизни также должен быть использован в качестве главного рычага всеобъемлющей национальной консолидации. Прежде всего казах с казахом должен разговаривать на родном языке Родной язык — тот неизменный ориентир и стимул, что из века в век, от эпохи к эпохе благополучно привел нас в день сегодняшний. Что есть в этом мире дороже для казаха, чем его родной язык — в словесном состязании поражающий как алмазный клинок, обжигающий мыслью как  расплавленный свинец, одновременно и оружие, и щит, и древний, и вечно молодой, пламенный и игривый, пригодный на все случаи жизни?! Для нас не существует исторического наследия, более значимого, чем родной язык. Следовательно, он требует от нас не службы, а самого  самоотверженного служения. Если в каждой стране каждый живущий там казах основательно освоит язык этой страны, это — благополезное знание. Если он разговаривает на  иностранном языке — еще лучше. Но если казах говорит на десяти иностранных языках, но свой родной язык душит и хоронит, это — непростительный грех. История и язык — имеют один корень. Хорошее художественное произведение — друг души. Оно побуждает сопереживать полюбившимся персонажам — радоваться, горевать, размышлять  вместе с ними. Менталитет — не неизменная данность. Он эволюционирует как и все остальное в мире. Эволюция образа мысли — перманентный, длительный и  небезболезненный процесс. Увы, в нас до сих пор не изжито вековечное двоедушие, с которым мы то проявляем чудеса храбрости, то выказываем трусость. Мы не можем  распознать и навсегда отвергнуть дурное, мы не можем прочувствовать и навсегда принять хорошее. Мы должны быть во всеоружии и всерешимости, чтобы двадцать первый век стал для казахов настоящим веком благоденствия, и они по всем  параметрам были вхожи в разряд высокоразвитых наций мира. Мы должны уметь своевременно различать тех, кто чинит помехи, затевает раздоры и в борьбе за власть забывает о непреходящих национальных интересах и ценностях. Деятель, по-настоящему болеющий за народ, указывает ему путь к вершине, а не в пропасть. В ономастическом пространстве страны необходимо изменить как оскорбительные для народа напоминания о колониальных временах, так и  нелепые названия, нарушающие законы, нормы и гармонию языка. Тем, кто придя извне, пытается вносить “исправления” в наше мировоззрение и традиции, формирующие наш национальный характер, мы говорим  прямо и открыто: для вас хода нет! На пути служения национальным интересам каждый должен подстегивать не другого, а самого себя. Национальное достоинство — великое понятие. Наша эпоха — время соревноваться не в росте, а в уме. Пока с нами сила рук и ясность ума — своего мы добьемся бесспорно. И наследие, и грезы, и борьба, и судьбы, и слава, и память великих — все это пример для потомков. Следуя идеалам, растут поколения. Чистота внутреннего мира человека и искренность его религиозных чувств находятся в тесной взаимосвязи и всегда идут рядом. Религиозная гармония — гарант стабильности в стране: религиозные распри неизбежно приводят к национальному раздору. Одинаково важно остерегаться двух крайностей — религиозного фанатизма и абсолютного безбожия. Религия — материя тонкая как лезвие: здесь ошибки смертельно опасны. В любом деле самое главное — умение разъяснять и убеждать. Из этого нужно исходить и в борьбе с экстремизмом. Мировой опыт доказывает, что  ставка в этой борьбе исключительно на силовые методы только распаляет экстремистские настроения. Для всех нас существует только один путь к Всевышнему. Поэтому давно назрело время для более активного межконфессионального диалога. Религия — уникальный общечеловеческий феномен, который во все времена сохранял и распространял идею гуманизма и гармонии в мире. В человеческом сознании всегда тесно и глубоко переплетены религиозные и национальные чувства. Религиозный фанатизм возникает не от избытка религиозного чувства, а от недостатка подлинной религиозной культуры. Для меня утешением служат слова: “Чтобы быть ближе к Богу, человеку нужно проделать к нему путь длиною в целую жизнь”. Если все время уничижать себя, то найдется ли тот, кто придет нас возвысить? У нас нет права забывать свои обеты или сбиваться с пути.

Без полнокровного языка не может быть полнокровной нации.

Национальное сознание формируется национальным языком.

Государственный язык — такой же символ государства, как Флаг, Герб, Гимн страны. В этом своем качестве он должен объединять всех граждан страны.

Всей мощью своего коммуникативного, гносеологического и экспрессивного богатства казахский язык занимает законную и достойную позицию в  мировом лингвистическом пространстве. По степени своего развития казахский язык, подобно украинскому, узбекскому и русскому языкам, — является  оставной частью общечеловеческой сокровищницы языковых форм и значений. Немало в нем и таких самобытнейших слов и выражений,  которые не имеют внешних эквивалентов и не встречаются ни в одном словаре мира, в силу чего конкретные явления, понятия и представления   языковой картины мира казахов могут быть разъяснены и истолкованы только с опорой на ресурсы казахского языка.

Талантливые, образованные и граждански зрелые люди, способные к сказительству и изящной словесности, становились акынами — хранителями  народной сокровищницы мудрости и духовности. Из их среды выходили авторитетные и знаменитые ораторы-острословы, которые, невзирая на лица и  титулы, публично поднимали жизненно важные проблемы народного бытия и, глядя правителям прямо в глаза, говорили о наболевшем смело и  правдиво.

Эпические сказания тюркского мира — бесценные кладези информации для глубокого  понимания и полномасштабного осмысления неразрывности  исторического и культурного единства всех современных тюркоязычных народов. С незапамятных времен, в самые трагические периоды истории эти  сказания всегда жили, вдохновляли, боролись и выживали вместе с народом. Вместе с ним сохранились до наших дней.

На протяжении многих веков главный источник культурной целостности казахской  нации — ее уникальный язык.

Духовный мир казахов формировался, главным образом, под влиянием традиции устной народной поэзии. Многоголосие поэтического мира на этом  гигантском пространстве, поражающем и притягивающим сейчас взоры многих, не ограничивалось воспеванием красоты и высоких чувств. Вместе с тем  этот мир являлся и жаркой кузницей поиска новых идей и форм. Быть может, поэтому для казахского поэтического творчества характерны  глубочайшие гносеологические мотивы. Отсюда вполне закономерно, что традиционная поэзия казахов является философской по определению.

В казахской степи поэзия не была вотчиной одних лишь поэтов и сказителей — она была кровеносной системой всей казахской культуры.

Понять и постичь казахов как этнокультурную  целостность невозможно, не имея представления об особой роли народной устно-разговорной  традиции. Разумеется, речь идет не об обывательской разговорной стихии, а о тех искрометных моментах истины, что, возникая в ходе задушевной  беседы неподдельным сгустком чистосердечия и изящества, впоследствии откладываются в памяти поколений как подлинные произведения ораторского искусства. В том и состоит своеобразие истинно казахской ментальности, что она откликается только на богатое подтекстами, философски  загруженное слово.

Призывая к искренности и гармонии,  искусство во все времена выполняет роль универсального языка межнационального общения.

Я глубоко убежден в следующем: пока не решена проблема беспрепятственного развития казахского языка и культуры, проведение действенной  национальной политики в нашей стране невозможно.

Первейший рычаг усиления позиций нации — ее язык.

Слава богу, народ наш опомнился: мы пусть поздновато, но поняли, что нет ничего дороже родного языка.

Будущее Казахстана — в казахском языке.

Представители нашей молодежи должны понимать: если они не будут владеть государственным языком, то не смогут работать ни в государственных  органах, ни в сфере оказания услуг населению, ни в правоохранительных органах, ни в суде. На вопросы, поступающие на государственном языке, надлежит отвечать на этом же языке. Ныне, когда имеется и время, и возможности, и государственная поддержка, для своего карьерного роста надо  изучать язык. Это совершенно нормальное и цивилизованное требование.

Особые требования к казахам, принимаемым на государственную службу: они должны уметь говорить по-казахски. Иначе что же требовать от  представителей других национальностей?

Что не сделано вчера, может быть сделано сегодня, что не получилось сегодня, может получиться завтра. Безусловно одно: пренебрежение родным  языком, неуважение к нему приводят к невосполнимым потерям.

В национальном и языковом вопросах самое главное — не допускать национальной обособленности и самоизоляции.

Засорение речи ведет к засорению мысли. Язык теряет внутреннее содержание и внешнюю форму.

Родная речь — наша всеобщая мать, потому что она — мать нашей нации.

Знать, ценить и уважать родной язык — сыновний долг каждого гражданина.

Слово Абая — оберег для казаха.

Наследие Абая — священнейшая сокровищница казахов. Абай будет вечно жить вместе с родным народом и звать его ко все новым горизонтам, на все новые вершины.

Впитывайте с усердием казахский язык, ибо в нем содержится опыт, мировоззрение, характер и неповторимое бытие наших предков.

В отношении к языку выражается реальное отношение к народу, на нем говорящему.

Казахский язык, в нелегкие исторические эпохи не раз послуживший действенным противоядием от национальной раздробленности и разобщения, в  нашей современной жизни также должен быть использован в качестве главного рычага всеобъемлющей национальной консолидации.

Прежде всего казах с казахом должен разговаривать на родном языке

Родной язык — тот неизменный ориентир и стимул, что из века в век, от эпохи к эпохе благополучно привел нас в день сегодняшний.

Что есть в этом мире дороже для казаха, чем его родной язык — в словесном состязании поражающий как алмазный клинок, обжигающий мыслью как  расплавленный свинец, одновременно и оружие, и щит, и древний, и вечно молодой, пламенный и игривый, пригодный на все случаи жизни?!

Для нас не существует исторического наследия, более значимого, чем родной язык. Следовательно, он требует от нас не службы, а самого  самоотверженного служения.

Если в каждой стране каждый живущий там казах основательно освоит язык этой страны, это — благополезное знание. Если он разговаривает на  иностранном языке — еще лучше. Но если казах говорит на десяти иностранных языках, но свой родной язык душит и хоронит, это — непростительный грех.

История и язык — имеют один корень.

Хорошее художественное произведение — друг души. Оно побуждает сопереживать полюбившимся персонажам — радоваться, горевать, размышлять  вместе с ними.

Менталитет — не неизменная данность. Он эволюционирует как и все остальное в мире. Эволюция образа мысли — перманентный, длительный и  небезболезненный процесс.

Увы, в нас до сих пор не изжито вековечное двоедушие, с которым мы то проявляем чудеса храбрости, то выказываем трусость. Мы не можем  распознать и навсегда отвергнуть дурное, мы не можем прочувствовать и навсегда принять хорошее.

Мы должны быть во всеоружии и всерешимости, чтобы двадцать первый век стал для казахов настоящим веком благоденствия, и они по всем  параметрам были вхожи в разряд высокоразвитых наций мира.

Мы должны уметь своевременно различать тех, кто чинит помехи, затевает раздоры и в борьбе за власть забывает о непреходящих национальных интересах и ценностях.

Деятель, по-настоящему болеющий за народ, указывает ему путь к вершине, а не в пропасть.

В ономастическом пространстве страны необходимо изменить как оскорбительные для народа напоминания о колониальных временах, так и  нелепые названия, нарушающие законы, нормы и гармонию языка.

Тем, кто придя извне, пытается вносить “исправления” в наше мировоззрение и традиции, формирующие наш национальный характер, мы говорим  прямо и открыто: для вас хода нет!

На пути служения национальным интересам каждый должен подстегивать не другого, а самого себя.

Национальное достоинство — великое понятие.

Наша эпоха — время соревноваться не в росте, а в уме.

Пока с нами сила рук и ясность ума — своего мы добьемся бесспорно.

И наследие, и грезы, и борьба, и судьбы, и слава, и память великих — все это пример для потомков. Следуя идеалам, растут поколения.

Чистота внутреннего мира человека и искренность его религиозных чувств находятся в тесной взаимосвязи и всегда идут рядом.

Религиозная гармония — гарант стабильности в стране: религиозные распри неизбежно приводят к национальному раздору.

Одинаково важно остерегаться двух крайностей — религиозного фанатизма и абсолютного безбожия.

Религия — материя тонкая как лезвие: здесь ошибки смертельно опасны.

В любом деле самое главное — умение разъяснять и убеждать. Из этого нужно исходить и в борьбе с экстремизмом. Мировой опыт доказывает, что  ставка в этой борьбе исключительно на силовые методы только распаляет экстремистские настроения.

Для всех нас существует только один путь к Всевышнему. Поэтому давно назрело время для более активного межконфессионального диалога.

Религия — уникальный общечеловеческий феномен, который во все времена сохранял и распространял идею гуманизма и гармонии в мире.

В человеческом сознании всегда тесно и глубоко переплетены религиозные и национальные чувства.

Религиозный фанатизм возникает не от избытка религиозного чувства, а от недостатка подлинной религиозной культуры.

Для меня утешением служат слова: “Чтобы быть ближе к Богу, человеку нужно проделать к нему путь длиною в целую жизнь”.

Если все время уничижать себя, то найдется ли тот, кто придет нас возвысить?

У нас нет права забывать свои обеты или сбиваться с пути.

Бөлісу: