3 Шілде 2013, 13:51
Без полнокровного языка не может быть полнокровной нации.
Национальное сознание формируется национальным языком.
Государственный язык — такой же символ государства, как Флаг, Герб, Гимн страны. В этом своем качестве он должен объединять всех граждан страны.
Всей мощью своего коммуникативного, гносеологического и экспрессивного богатства казахский язык занимает законную и достойную позицию в мировом лингвистическом пространстве. По степени своего развития казахский язык, подобно украинскому, узбекскому и русскому языкам, — является оставной частью общечеловеческой сокровищницы языковых форм и значений. Немало в нем и таких самобытнейших слов и выражений, которые не имеют внешних эквивалентов и не встречаются ни в одном словаре мира, в силу чего конкретные явления, понятия и представления языковой картины мира казахов могут быть разъяснены и истолкованы только с опорой на ресурсы казахского языка.
Талантливые, образованные и граждански зрелые люди, способные к сказительству и изящной словесности, становились акынами — хранителями народной сокровищницы мудрости и духовности. Из их среды выходили авторитетные и знаменитые ораторы-острословы, которые, невзирая на лица и титулы, публично поднимали жизненно важные проблемы народного бытия и, глядя правителям прямо в глаза, говорили о наболевшем смело и правдиво.
Эпические сказания тюркского мира — бесценные кладези информации для глубокого понимания и полномасштабного осмысления неразрывности исторического и культурного единства всех современных тюркоязычных народов. С незапамятных времен, в самые трагические периоды истории эти сказания всегда жили, вдохновляли, боролись и выживали вместе с народом. Вместе с ним сохранились до наших дней.
На протяжении многих веков главный источник культурной целостности казахской нации — ее уникальный язык.
Духовный мир казахов формировался, главным образом, под влиянием традиции устной народной поэзии. Многоголосие поэтического мира на этом гигантском пространстве, поражающем и притягивающим сейчас взоры многих, не ограничивалось воспеванием красоты и высоких чувств. Вместе с тем этот мир являлся и жаркой кузницей поиска новых идей и форм. Быть может, поэтому для казахского поэтического творчества характерны глубочайшие гносеологические мотивы. Отсюда вполне закономерно, что традиционная поэзия казахов является философской по определению.
В казахской степи поэзия не была вотчиной одних лишь поэтов и сказителей — она была кровеносной системой всей казахской культуры.
Понять и постичь казахов как этнокультурную целостность невозможно, не имея представления об особой роли народной устно-разговорной традиции. Разумеется, речь идет не об обывательской разговорной стихии, а о тех искрометных моментах истины, что, возникая в ходе задушевной беседы неподдельным сгустком чистосердечия и изящества, впоследствии откладываются в памяти поколений как подлинные произведения ораторского искусства. В том и состоит своеобразие истинно казахской ментальности, что она откликается только на богатое подтекстами, философски загруженное слово.
Призывая к искренности и гармонии, искусство во все времена выполняет роль универсального языка межнационального общения.
Я глубоко убежден в следующем: пока не решена проблема беспрепятственного развития казахского языка и культуры, проведение действенной национальной политики в нашей стране невозможно.
Первейший рычаг усиления позиций нации — ее язык.
Слава богу, народ наш опомнился: мы пусть поздновато, но поняли, что нет ничего дороже родного языка.
Будущее Казахстана — в казахском языке.
Представители нашей молодежи должны понимать: если они не будут владеть государственным языком, то не смогут работать ни в государственных органах, ни в сфере оказания услуг населению, ни в правоохранительных органах, ни в суде. На вопросы, поступающие на государственном языке, надлежит отвечать на этом же языке. Ныне, когда имеется и время, и возможности, и государственная поддержка, для своего карьерного роста надо изучать язык. Это совершенно нормальное и цивилизованное требование.
Особые требования к казахам, принимаемым на государственную службу: они должны уметь говорить по-казахски. Иначе что же требовать от представителей других национальностей?
Что не сделано вчера, может быть сделано сегодня, что не получилось сегодня, может получиться завтра. Безусловно одно: пренебрежение родным языком, неуважение к нему приводят к невосполнимым потерям.
В национальном и языковом вопросах самое главное — не допускать национальной обособленности и самоизоляции.
Засорение речи ведет к засорению мысли. Язык теряет внутреннее содержание и внешнюю форму.
Родная речь — наша всеобщая мать, потому что она — мать нашей нации.
Знать, ценить и уважать родной язык — сыновний долг каждого гражданина.
Слово Абая — оберег для казаха.
Наследие Абая — священнейшая сокровищница казахов. Абай будет вечно жить вместе с родным народом и звать его ко все новым горизонтам, на все новые вершины.
Впитывайте с усердием казахский язык, ибо в нем содержится опыт, мировоззрение, характер и неповторимое бытие наших предков.
В отношении к языку выражается реальное отношение к народу, на нем говорящему.
Казахский язык, в нелегкие исторические эпохи не раз послуживший действенным противоядием от национальной раздробленности и разобщения, в нашей современной жизни также должен быть использован в качестве главного рычага всеобъемлющей национальной консолидации.
Прежде всего казах с казахом должен разговаривать на родном языке
Родной язык — тот неизменный ориентир и стимул, что из века в век, от эпохи к эпохе благополучно привел нас в день сегодняшний.
Что есть в этом мире дороже для казаха, чем его родной язык — в словесном состязании поражающий как алмазный клинок, обжигающий мыслью как расплавленный свинец, одновременно и оружие, и щит, и древний, и вечно молодой, пламенный и игривый, пригодный на все случаи жизни?!
Для нас не существует исторического наследия, более значимого, чем родной язык. Следовательно, он требует от нас не службы, а самого самоотверженного служения.
Если в каждой стране каждый живущий там казах основательно освоит язык этой страны, это — благополезное знание. Если он разговаривает на иностранном языке — еще лучше. Но если казах говорит на десяти иностранных языках, но свой родной язык душит и хоронит, это — непростительный грех.
История и язык — имеют один корень.
Хорошее художественное произведение — друг души. Оно побуждает сопереживать полюбившимся персонажам — радоваться, горевать, размышлять вместе с ними.
Менталитет — не неизменная данность. Он эволюционирует как и все остальное в мире. Эволюция образа мысли — перманентный, длительный и небезболезненный процесс.
Увы, в нас до сих пор не изжито вековечное двоедушие, с которым мы то проявляем чудеса храбрости, то выказываем трусость. Мы не можем распознать и навсегда отвергнуть дурное, мы не можем прочувствовать и навсегда принять хорошее.
Мы должны быть во всеоружии и всерешимости, чтобы двадцать первый век стал для казахов настоящим веком благоденствия, и они по всем параметрам были вхожи в разряд высокоразвитых наций мира.
Мы должны уметь своевременно различать тех, кто чинит помехи, затевает раздоры и в борьбе за власть забывает о непреходящих национальных интересах и ценностях.
Деятель, по-настоящему болеющий за народ, указывает ему путь к вершине, а не в пропасть.
В ономастическом пространстве страны необходимо изменить как оскорбительные для народа напоминания о колониальных временах, так и нелепые названия, нарушающие законы, нормы и гармонию языка.
Тем, кто придя извне, пытается вносить “исправления” в наше мировоззрение и традиции, формирующие наш национальный характер, мы говорим прямо и открыто: для вас хода нет!
На пути служения национальным интересам каждый должен подстегивать не другого, а самого себя.
Национальное достоинство — великое понятие.
Наша эпоха — время соревноваться не в росте, а в уме.
Пока с нами сила рук и ясность ума — своего мы добьемся бесспорно.
И наследие, и грезы, и борьба, и судьбы, и слава, и память великих — все это пример для потомков. Следуя идеалам, растут поколения.
Чистота внутреннего мира человека и искренность его религиозных чувств находятся в тесной взаимосвязи и всегда идут рядом.
Религиозная гармония — гарант стабильности в стране: религиозные распри неизбежно приводят к национальному раздору.
Одинаково важно остерегаться двух крайностей — религиозного фанатизма и абсолютного безбожия.
Религия — материя тонкая как лезвие: здесь ошибки смертельно опасны.
В любом деле самое главное — умение разъяснять и убеждать. Из этого нужно исходить и в борьбе с экстремизмом. Мировой опыт доказывает, что ставка в этой борьбе исключительно на силовые методы только распаляет экстремистские настроения.
Для всех нас существует только один путь к Всевышнему. Поэтому давно назрело время для более активного межконфессионального диалога.
Религия — уникальный общечеловеческий феномен, который во все времена сохранял и распространял идею гуманизма и гармонии в мире.
В человеческом сознании всегда тесно и глубоко переплетены религиозные и национальные чувства.
Религиозный фанатизм возникает не от избытка религиозного чувства, а от недостатка подлинной религиозной культуры.
Для меня утешением служат слова: “Чтобы быть ближе к Богу, человеку нужно проделать к нему путь длиною в целую жизнь”.
Если все время уничижать себя, то найдется ли тот, кто придет нас возвысить?
У нас нет права забывать свои обеты или сбиваться с пути.