Г. Отепова: Наша задача - создать целостную национальную историческую культуру

1 Шілде 2013, 16:01

По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры истории Казахстана и зарубежных стран Павлодарского государственного педагогического института Гульфиры Отеповой, казахстанскому обществу предстоит осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую культуру, передает корреспондент BNews.kz.  «Расширенное заседание межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан под председательством Государственного секретаря М. Тажина положило начало новому этапу в развитии отечественной исторической науки, дало импульс и вдохновение для дальнейших научных изысканий и открытий. Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую культуру», - сказала Г. Отепова. «Во-первых, для дальнейшего развития исторической науки Казахстана в первую очередь необходимо преодолеть фрагментарность исторических исследований, важно обновить их качество и методологию. Исторические исследования должны носить системный, комплексный характер. Во-вторых, мы до сих пор находимся в тисках советской методологической школы, исследования носят узкий, местнический характер. В основном в исследованиях доминируют старые описательные методы, нет доказательной базы, сравнительного анализа. Сегодня необходимо переосмыслить многие этапы развития Казахстана», - отметила историк. Как считает профессор, в современном обществе публикация и изучение исторических источников оказывают все большее влияние не только на профессионалов-историков, на их исследования, но и непосредственно воздействуют на умы и сердца читателей, формируют общественное сознание, помогают самоопределиться в многоообразном мире. Разработка вопросов источниковедческого анализа имеет важное значение для гуманитарного знания в целом для общества. Только читая и изучая исторические источники человек может научиться мыслить самостоятельно, анализировать, делать выводы. Через знание и изучение источников человек использует накопленный опыт истории для решения собственных жизненных проблем. «Свобода исторической науки должна базироваться на основе первоисточников. Для объективного написания истории, адресного ее изучения необходимо собирать, систематизировать и классифицировать источники по истории Казахстана. Необходимо вводить в научный оборот важнейшие документы нашего прошлого и настоящего, а также памятники материальной культуры. В этом направлении кафедра истории Казахстана ПГПИ в рамках научного проекта, финансируемого МОН РК, начала большую работу по сбору и систематизации законодательных источников Российской империи по истории колониального периода Казахстана. В данный момент совместно с коллегами из Алтайской государственной педагогической академии подготовлен к публикации сборник источников по истории Казахстана и юга Западной Сибири», - отметила Г. Отепова. Роман АЛЕКСАНДРОВ

По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры истории Казахстана и зарубежных стран Павлодарского государственного педагогического института Гульфиры Отеповой, казахстанскому обществу предстоит осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую культуру, передает корреспондент BNews.kz

«Расширенное заседание межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан под председательством Государственного секретаря М. Тажина положило начало новому этапу в развитии отечественной исторической науки, дало импульс и вдохновение для дальнейших научных изысканий и открытий. Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую культуру», - сказала Г. Отепова.

«Во-первых, для дальнейшего развития исторической науки Казахстана в первую очередь необходимо преодолеть фрагментарность исторических исследований, важно обновить их качество и методологию. Исторические исследования должны носить системный, комплексный характер. Во-вторых, мы до сих пор находимся в тисках советской методологической школы, исследования носят узкий, местнический характер. В основном в исследованиях доминируют старые описательные методы, нет доказательной базы, сравнительного анализа. Сегодня необходимо переосмыслить многие этапы развития Казахстана», - отметила историк.

Как считает профессор, в современном обществе публикация и изучение исторических источников оказывают все большее влияние не только на профессионалов-историков, на их исследования, но и непосредственно воздействуют на умы и сердца читателей, формируют общественное сознание, помогают самоопределиться в многоообразном мире. Разработка вопросов источниковедческого анализа имеет важное значение для гуманитарного знания в целом для общества. Только читая и изучая исторические источники человек может научиться мыслить самостоятельно, анализировать, делать выводы. Через знание и изучение источников человек использует накопленный опыт истории для решения собственных жизненных проблем.

«Свобода исторической науки должна базироваться на основе первоисточников. Для объективного написания истории, адресного ее изучения необходимо собирать, систематизировать и классифицировать источники по истории Казахстана. Необходимо вводить в научный оборот

важнейшие документы нашего прошлого и настоящего, а также памятники материальной культуры. В этом направлении кафедра истории Казахстана ПГПИ в рамках научного проекта, финансируемого МОН РК, начала большую работу по сбору и систематизации законодательных источников Российской империи по истории колониального периода Казахстана. В данный момент совместно с коллегами из Алтайской государственной педагогической академии подготовлен к публикации сборник источников по истории Казахстана и юга Западной Сибири», - отметила Г. Отепова.

Роман АЛЕКСАНДРОВ
Бөлісу: