Г.Сулейменова: Казахстан имеет все предпосылки для вхождения в число 30 развитых государств

29 Маусым 2013, 15:32

Казахстан имеет все предпосылки для вхождения в число 30 развитых государств. Об этом в эксклюзивном интервью BNews.kz сказала директор института дополнительного образования государственных служащих Академии государственного управления при Президенте РК, доктор экономических наук Гулимжан Сулейменова. Недавно в Москве был презентован доклад «Перспектива - 2050: новая политико-экономическая карта мира», подготовленный по итогам нового международного экспертного исследования. В нем приняли участие 303 эксперта из 63 стран мира. В экспертный пул вошли экономисты и финансовые аналитики, владельцы и топ-менеджеры компаний, журналисты, пишущие на экономические и политические темы, ученые в области естественных, гуманитарных и общественных наук, политики и чиновники. Среди них – и директор института дополнительного образования государственных служащих Академии государственного управления при Президенте РК, доктор экономических наук Гулимжан Сулейменова. - Гулимжан Кеншиликовна, как известно, в настоящее время многие мировые институты презентуют аналитические обзоры по различным тематикам. Как Вы считаете, чем обусловлена необходимость проведения данного исследования? - На мой взгляд, данное исследование – это определение прогноза развития мира на основе экспертного опроса. Есть исследования, основанные на количественном и качественном анализе базы данных, и есть исследования, базирующиеся на экспертных опросах. Сравнение этих двух методов определяет, насколько верны выводы тех или иных исследований. Если мы хотим сверять свои шаги с определенными траекториями развития, если мы хотим определять прогнозы на перспективу, то экспертный опрос – это один из таких путей. Следует добавить, что фонд «Посткризисный мир», инициировавший проведение исследования «Перспектива – 2050, новая политико-экономическая карта мира», проводит такую работу с 2009 года. Причем каждый год берутся разные темы: ««ПостСССР: оценка антикризисных действий правительств», «Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений», «Модели посткризисного развития: глобальная война или новый консенсус», «Реконструкция Европы. Конкуренция. Безопасность. Экспансия», «Мирный атом XXI: геополитика, безопасность, новая энергетика». - Немногие страны имеют стратегический курс на долгосрочную перспективу. В то же время, около 60% экспертов считают, что долгосрочное государственное планирование может эффективно влиять на развитие страны и нации. Наверняка, казахстанским экспертам было легче отвечать на вопросы относительно видения будущего мира в перспективе до 2050 года, ведь в январе нынешнего года страна уже взяла курс развития страны, который равняется на мировые тренды. - Действительно, эксперты правы, так как стратегический курс помогает государству достичь поставленных задач в долгосрочной перспективе. Стратегия «Казахстан-2050» является концептуальным документом, определяющим приоритетные направления развития и задачи. Вместе с тем, достижение поставленных задач требует учета влияния внешних факторов, так как существуют различные вызовы и риски. В данном случае, конечно, нам было легче отвечать на вопросы. - По мнению казахстанского эксперта, политического обозревателя Politcom.ru Сергея Раисова, приведенного в исследовании, 2013 год можно назвать «годом шараханья, когда нет ничего устойчивого, а мировые лидеры не в состоянии справиться с проблемами и работают как пожарная команда». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? - Не в полной мере. Да, ведутся различные переговорные процессы между различными государствами, поиск идей, методов выхода из кризиса, но я бы не назвала их «шараханьем». «Арабская весна» вносит некоторую нестабильность, неопределенность. Но, тем не менее, ведущие страны мира всегда готовы к переговорам, к определению перспектив развития. В мире более 200 государств, за всех предсказать, всех поставить на одни рельсы невозможно. Тем более, что другие эксперты отмечают, что если раньше говорили о глобализации, то сейчас идет тренд сохранения идентичности и некоторые страны, которые следуют этому тренду, сейчас более успешны. Думаю, и Казахстан, который придерживается политики трилингвизма, межэтнической толерантности, является одним из успешных примеров данной ситуации. - Авторы исследования пришли к выводу, что эксперты СНГ «менее всего ощущают мировой беспорядок», привыкнув за последние десятилетия к динамичному изменению ситуации в бывших советских государствах, они воспринимают это в порядке вещей». Вы согласны с этим? - Страны СНГ за последние два десятилетия провели коренные реформы в политической, экономической, социальной и других сферах. Результаты и последствия реформ различаются. Возможно поэтому эксперты из стран СНГ (115 из 303) более спокойно воспринимают происходящие в мире перемены. Другие страны не переживали таких явлений и не строили все с нуля, как это делали страны, ставшие суверенными после распада СССР. - Насколько обосновано, по Вашему мнению, разделение экспертов на три группы стран: из развитых, развивающихся и отдельно – из постсоветских стран? Чаще всего наши страны относят именно ко второй категории. - Полагаю, что это определено методологией исследования. Данный подход позволил авторам отчета провести сравнительный анализ и получить достаточно интересные результаты. Выделение экспертов из стран СНГ в отдельную категорию, возможно, связано с тем, что они имеют общую идентичность, связанную с бывшим СССР. В то же время, вы правы. В соответствии с классификацией Всемирного экономического форума, Международного валютного фонда Казахстан и другие страны СНГ относятся к категории развивающихся стран. Хотя, Россия по отдельным критериям относится к группе стран с динамично развивающейся экономикой. - Глава государства в «Стратегии 2050» взял курс о вхождении Казахстана в клуб 30-ти наиболее развитых государств мира. В какой группе стран мы можем оказаться к 2050 году, и при каких условиях? - Казахстан имеет все предпосылки для вхождения в клуб 30 развитых государств. Наша страна имеет достаточно высокий уровень человеческих и природных ресурсов, характеризуется стабильной политической ситуацией, государственная экономическая политика ориентирована на инновационный путь развития. Опыт Южной Кореи является ярким примером того, что и Казахстан при последовательном решении задач, определенных в Стратегии «Казахстан-2050», сможет войти в число экономически развитых стран. - В этой связи не могу не задать вопрос, как Вы считаете, насколько эффективно в настоящее время реализуется президентская программа индустриально-инновационного развития РК на 2010-2015 годы? - Программа содержит масштабные задачи по индустриализации отечественной экономики, которая должна реализовываться форсированными темпами и носить инновационный характер. В связи с тем, что программа принята достаточно недавно, эффект от внедрения всех мероприятий нужно ожидать в ближайшем будущем. - Каждый пятый эксперт обратил внимание на снижение доли трудоспособного населения в демографической структуре. Преобладает мнение аналитиков о том, что дефицит трудовых ресурсов входит в противоречие с необходимостью ограничить рост населения. Как известно, в нашей стране недавно была проведена модернизация пенсионной системы. Какова Ваша оценка происходящего? - На сегодняшний день наблюдается рост численности населения планеты. При этом наблюдается сдвиг в демографической структуре, вызванный спадом рождаемости и ростом продолжительности жизни. В определенной перспективе это найдет отражение на снижении численности трудоспособного и экономически активного населения, что, конечно же, приведет к дефициту трудовых ресурсов, изменению соотношения между численностью занятого населения и численностью пенсионеров. С экономической точки зрения снижение доли трудоспособного населения и рост числа населения пенсионного возраста требует выработки совершенно новых подходов и в социальной сфере, прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения населения. С данной ситуацией сталкиваются многие государства. На мой взгляд, в Казахстане необходимость начала новой волны реформы в пенсионной системе были вызваны вышеназванными обстоятельствами. Между тем, проблема заключалась в продвижении реформы, которая не была поддержана целевой группой, а именно женщинами. Глава государства справедливо отметил, что концепция реформы требует тщательной доработки. - Один из индикаторов развития до 2050 года – вопрос идеологии. Как показал опрос экспертов, скорее всего, к этому времени мир будет жить под «зеленым знаменем». Глава государства взял курс на переход к зеленой энергетике, чтобы к 2050 году не менее 50% вырабатываемой в стране электроэнергии основывалась на альтернативных источниках. Насколько в нашей угольной стране это достижимо к этому времени? - Казахстан богат природным ресурсами, но они исчерпаемые. Мы должны заботиться о будущем. В этих условиях идея «зеленой экономики» насущной и востребованной. Ведущие производители различной продукции должны ориентироваться на применение модернизированных и принципиально новых технологий с высокими показателями ресурсосбережения и не оказывающих негативного влияния на человека и окружающую среду. Будем верить, что на выставке «ЭКСПО-2017» будут представлены новые технические и технологические достижения. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения высокой себестоимости альтернативной энергетики в настоящее время, то нужно обратить внимание на то, что внедрение нового продукта всегда сопряжено с высоким уровнем издержек. И действительно, на первоначальном этапе себестоимость данных продуктов всегда высокая. Но расширение сферы применения данного продукта приводит к снижению себестоимости и потому вполне возможно, что мы не к 2050 году, а уже раньше, к 2030 году сможем достичь цели, обозначенной Президентом страны по переходу к развитию возобновляемых источников энергии. - Спасибо Вам за интересную беседу. Мы желаем Вам успехов в Вашем деле!

Казахстан имеет все предпосылки для вхождения в число 30 развитых государств. Об этом в эксклюзивном интервью BNews.kz сказала директор института дополнительного образования государственных служащих Академии государственного управления при Президенте РК, доктор экономических наук Гулимжан Сулейменова.

Недавно в Москве был презентован доклад «Перспектива - 2050: новая политико-экономическая карта мира», подготовленный по итогам нового международного экспертного исследования. В нем приняли участие 303 эксперта из 63 стран мира. В экспертный пул вошли экономисты и финансовые аналитики, владельцы и топ-менеджеры компаний, журналисты, пишущие на экономические и политические темы, ученые в области естественных, гуманитарных и общественных наук, политики и чиновники.

Среди них – и директор института дополнительного образования государственных служащих Академии государственного управления при Президенте РК, доктор экономических наук Гулимжан Сулейменова.

- Гулимжан Кеншиликовна, как известно, в настоящее время многие мировые институты презентуют аналитические обзоры по различным тематикам. Как Вы считаете, чем обусловлена необходимость проведения данного исследования?

- На мой взгляд, данное исследование – это определение прогноза развития мира на основе экспертного опроса. Есть исследования, основанные на количественном и качественном анализе базы данных, и есть исследования, базирующиеся на экспертных опросах. Сравнение этих двух методов определяет, насколько верны выводы тех или иных исследований.

Если мы хотим сверять свои шаги с определенными траекториями развития, если мы хотим определять прогнозы на перспективу, то экспертный опрос – это один из таких путей.

Следует добавить, что фонд «Посткризисный мир», инициировавший проведение исследования «Перспектива – 2050, новая политико-экономическая карта мира», проводит такую работу с 2009 года. Причем каждый год берутся разные темы: ««ПостСССР: оценка антикризисных действий правительств», «Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений», «Модели посткризисного развития: глобальная война или новый консенсус», «Реконструкция Европы. Конкуренция. Безопасность. Экспансия», «Мирный атом XXI: геополитика, безопасность, новая энергетика».

- Немногие страны имеют стратегический курс на долгосрочную перспективу. В то же время, около 60% экспертов считают, что долгосрочное государственное планирование может эффективно влиять на развитие страны и нации. Наверняка, казахстанским экспертам было легче отвечать на вопросы относительно видения будущего мира в перспективе до 2050 года, ведь в январе нынешнего года страна уже взяла курс развития страны, который равняется на мировые тренды.

- Действительно, эксперты правы, так как стратегический курс помогает государству достичь поставленных задач в долгосрочной перспективе. Стратегия «Казахстан-2050» является концептуальным документом, определяющим приоритетные направления развития и задачи. Вместе с тем, достижение поставленных задач требует учета влияния внешних факторов, так как существуют различные вызовы и риски.

В данном случае, конечно, нам было легче отвечать на вопросы.

- По мнению казахстанского эксперта, политического обозревателя Politcom.ru Сергея Раисова, приведенного в исследовании, 2013 год можно назвать «годом шараханья, когда нет ничего устойчивого, а мировые лидеры не в состоянии справиться с проблемами и работают как пожарная команда». Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

- Не в полной мере. Да, ведутся различные переговорные процессы между различными государствами, поиск идей, методов выхода из кризиса, но я бы не назвала их «шараханьем». «Арабская весна» вносит некоторую нестабильность, неопределенность. Но, тем не менее, ведущие страны мира всегда готовы к переговорам, к определению перспектив развития. В мире более 200 государств, за всех предсказать, всех поставить на одни рельсы невозможно. Тем более, что другие эксперты отмечают, что если раньше говорили о глобализации, то сейчас идет тренд сохранения идентичности и некоторые страны, которые следуют этому тренду, сейчас более успешны. Думаю, и Казахстан, который придерживается политики трилингвизма, межэтнической толерантности, является одним из успешных примеров данной ситуации.

- Авторы исследования пришли к выводу, что эксперты СНГ «менее всего ощущают мировой беспорядок», привыкнув за последние десятилетия к динамичному изменению ситуации в бывших советских государствах, они воспринимают это в порядке вещей». Вы согласны с этим?

- Страны СНГ за последние два десятилетия провели коренные реформы в политической, экономической, социальной и других сферах. Результаты и последствия реформ различаются. Возможно поэтому эксперты из стран СНГ (115 из 303) более спокойно воспринимают происходящие в мире перемены. Другие страны не переживали таких явлений и не строили все с нуля, как это делали страны, ставшие суверенными после распада СССР.

- Насколько обосновано, по Вашему мнению, разделение экспертов на три группы стран: из развитых, развивающихся и отдельно – из постсоветских стран? Чаще всего наши страны относят именно ко второй категории.

- Полагаю, что это определено методологией исследования. Данный подход позволил авторам отчета провести сравнительный анализ и получить достаточно интересные результаты. Выделение экспертов из стран СНГ в отдельную категорию, возможно, связано с тем, что они имеют общую идентичность, связанную с бывшим СССР.

В то же время, вы правы. В соответствии с классификацией Всемирного экономического форума, Международного валютного фонда Казахстан и другие страны СНГ относятся к категории развивающихся стран. Хотя, Россия по отдельным критериям относится к группе стран с динамично развивающейся экономикой.

- Глава государства в «Стратегии 2050» взял курс о вхождении Казахстана в клуб 30-ти наиболее развитых государств мира. В какой группе стран мы можем оказаться к 2050 году, и при каких условиях?

- Казахстан имеет все предпосылки для вхождения в клуб 30 развитых государств. Наша страна имеет достаточно высокий уровень человеческих и природных ресурсов, характеризуется стабильной политической ситуацией, государственная экономическая политика ориентирована на инновационный путь развития.

Опыт Южной Кореи является ярким примером того, что и Казахстан при последовательном решении задач, определенных в Стратегии «Казахстан-2050», сможет войти в число экономически развитых стран.

- В этой связи не могу не задать вопрос, как Вы считаете, насколько эффективно в настоящее время реализуется президентская программа индустриально-инновационного развития РК на 2010-2015 годы?

- Программа содержит масштабные задачи по индустриализации отечественной экономики, которая должна реализовываться форсированными темпами и носить инновационный характер. В связи с тем, что программа принята достаточно недавно, эффект от внедрения всех мероприятий нужно ожидать в ближайшем будущем.

- Каждый пятый эксперт обратил внимание на снижение доли трудоспособного населения в демографической структуре. Преобладает мнение аналитиков о том, что дефицит трудовых ресурсов входит в противоречие с необходимостью ограничить рост населения. Как известно, в нашей стране недавно была проведена модернизация пенсионной системы. Какова Ваша оценка происходящего?

- На сегодняшний день наблюдается рост численности населения планеты. При этом наблюдается сдвиг в демографической структуре, вызванный спадом рождаемости и ростом продолжительности жизни. В определенной перспективе это найдет отражение на снижении численности трудоспособного и экономически активного населения, что, конечно же, приведет к дефициту трудовых ресурсов, изменению соотношения между численностью занятого населения и численностью пенсионеров. С экономической точки зрения снижение доли трудоспособного населения и рост числа населения пенсионного возраста требует выработки совершенно новых подходов и в социальной сфере, прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения населения. С данной ситуацией сталкиваются многие государства.

На мой взгляд, в Казахстане необходимость начала новой волны реформы в пенсионной системе были вызваны вышеназванными обстоятельствами. Между тем, проблема заключалась в продвижении реформы, которая не была поддержана целевой группой, а именно женщинами. Глава государства справедливо отметил, что концепция реформы требует тщательной доработки.

- Один из индикаторов развития до 2050 года – вопрос идеологии. Как показал опрос экспертов, скорее всего, к этому времени мир будет жить под «зеленым знаменем». Глава государства взял курс на переход к зеленой энергетике, чтобы к 2050 году не менее 50% вырабатываемой в стране электроэнергии основывалась на альтернативных источниках. Насколько в нашей угольной стране это достижимо к этому времени?

- Казахстан богат природным ресурсами, но они исчерпаемые. Мы должны заботиться о будущем. В этих условиях идея «зеленой экономики» насущной и востребованной. Ведущие производители различной продукции должны ориентироваться на применение модернизированных и принципиально новых технологий с высокими показателями ресурсосбережения и не оказывающих негативного влияния на человека и окружающую среду.

Будем верить, что на выставке «ЭКСПО-2017» будут представлены новые технические и технологические достижения.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения высокой себестоимости альтернативной энергетики в настоящее время, то нужно обратить внимание на то, что внедрение нового продукта всегда сопряжено с высоким уровнем издержек. И действительно, на первоначальном этапе себестоимость данных продуктов всегда высокая. Но расширение сферы применения данного продукта приводит к снижению себестоимости и потому вполне возможно, что мы не к 2050 году, а уже раньше, к 2030 году сможем достичь цели, обозначенной Президентом страны по переходу к развитию возобновляемых источников энергии.

- Спасибо Вам за интересную беседу. Мы желаем Вам успехов в Вашем деле!

Бөлісу: