В культуре народов Алтая. В культуре индейцев

28 Маусым 2013, 04:25

В культуре народов Алтая Беркут имел очень важное значение в шаманском облачении древних алтайцев и считался его помощником — об этом, в частности, свидетельствуют петроглифы из памятников наскального искусства Бага-Ойгура, Чанкыр-Кель, Средней Катуни, Караколе. Фигуры летящих птиц, орла и беркута, изображались на тыльной стороне шапки — одном из важнейших атрибутов костюма шамана. Плечи украшали пучки перьев беркута, совы и филина, символизируя двух беркутов или двух соколов — считалось, что эти птицы должны повсюду сопровождать этого посредника между людьми и духами. К беркуту обращался шаман в своих призывах — «с луновидными крыльями, чёрный мой беркут». В устном творчестве народов Алтая беркут проявляется в двух эпосах — «Когутэй» и «Алтай-Бучай». Последний повествует о двух беркутах, превратившихся в воробьёв, и коне, обернувшемся орлом. Все трое спасают от смерти богатыря Алтай-Бучая и помогают совершить возмездие. В этом же произведении приводится доказательство, что алтайцы так же, как и степные кочевники, использовали этого орла в качестве ловчей птицы на охоте: В культуре индейцев Во многих культурах североамериканских индейцев беркут и белоголовый орлан считаются священными птицами, духовными посланниками богов. Перья, кости и когти, используемые в религиозных обрядах и церемониях, имеют сакральное значение и по значимости сопоставимы с распятием и священным писанием в христианстве. В племени Лакота (Сиу) их преподносят человеку в качестве дани уважения, признания его больших достижений. В былые времена примерами таких достижений у этих народов могли служить храбрость во время битвы или боевое прикосновение до врага (но не убийство) при помощи рук, лука, копья, трещотки или плети. Первый удачливый воин получал право прикрепить перо беркута на затылок опахалом вверх, второй воин, дотронувшийся до того же врага, прикреплял перо наискосок под углом в левую сторону, третий приобретал привилегию носить перо в горизонтальном положении, а четвёртый опахалом вниз. Аналогичный знак уважения имелся у народа Оджибве: воин, снявший скальп с врага, награждался двумя перьями на голову, а захвативший в плен — пятью. Перья идут на изготовление национальных головных уборов, вееров и турнюров. Особую ценность представляют перья молодого беркута — светлые с тёмной полоской по краю. Когти хищников нередко используются как амулеты либо служат аксессуаром во время танцевальных номеров пау-вау. Из костей крыла изготавливают церемониальные свистки, а в древности врачеватели высасывали болезнь из организма с помощью трубчатых костей. В племени Пауни беркут и белоголовый орлан символизируют плодовитость, поскольку строят гнёзда высоко над землёй и отчаянно защищают потомство. Индейцы Квакиутл разбрасывали пух птиц, приветствуя дорогих гостей. Некоторые племена, в частности Кроу и Шошоны, прикрепляли чучело беркута над входом в жилище, считая его «хозяином всех воздушных существ» и «хранителем, защищающим человека от злых духов». Индейцы полагали, что орёл, часто употребляемый с эпитетом буревестник, ближе других приближается к солнцу и является посланником, передававшим сообщения между духами и человеком. Википедия

В культуре народов Алтая

Беркут имел очень важное значение в шаманском облачении древних алтайцев и считался его помощником — об этом, в частности, свидетельствуют петроглифы из памятников наскального искусства Бага-Ойгура, Чанкыр-Кель, Средней Катуни, Караколе. Фигуры летящих птиц, орла и беркута, изображались на тыльной стороне шапки — одном из важнейших атрибутов костюма шамана. Плечи украшали пучки перьев беркута, совы и филина, символизируя двух беркутов или двух соколов — считалось, что эти птицы должны повсюду сопровождать этого посредника между людьми и духами. К беркуту обращался шаман в своих призывах — «с луновидными крыльями, чёрный мой беркут».

В устном творчестве народов Алтая беркут проявляется в двух эпосах — «Когутэй» и «Алтай-Бучай». Последний повествует о двух беркутах, превратившихся в воробьёв, и коне, обернувшемся орлом. Все трое спасают от смерти богатыря Алтай-Бучая и помогают совершить возмездие. В этом же произведении приводится доказательство, что алтайцы так же, как и степные кочевники, использовали этого орла в качестве ловчей птицы на охоте:

В культуре индейцев

Во многих культурах североамериканских индейцев беркут и белоголовый орлан считаются священными птицами, духовными посланниками богов. Перья, кости и когти, используемые в религиозных обрядах и церемониях, имеют сакральное значение и по значимости сопоставимы с распятием и священным писанием в христианстве. В племени Лакота (Сиу) их преподносят человеку в качестве дани уважения, признания его больших достижений. В былые времена примерами таких достижений у этих народов могли служить храбрость во время битвы или боевое прикосновение до врага (но не убийство) при помощи рук, лука, копья, трещотки или плети. Первый удачливый воин получал право прикрепить перо беркута на затылок опахалом вверх, второй воин, дотронувшийся до того же врага, прикреплял перо наискосок под углом в левую сторону, третий приобретал привилегию носить перо в горизонтальном положении, а четвёртый опахалом вниз. Аналогичный знак уважения имелся у народа Оджибве: воин, снявший скальп с врага, награждался двумя перьями на голову, а захвативший в плен — пятью.

Перья идут на изготовление национальных головных уборов, вееров и турнюров. Особую ценность представляют перья молодого беркута — светлые с тёмной полоской по краю. Когти хищников нередко используются как амулеты либо служат аксессуаром во время танцевальных номеров пау-вау. Из костей крыла изготавливают церемониальные свистки, а в древности врачеватели высасывали болезнь из организма с помощью трубчатых костей. В племени Пауни беркут и белоголовый орлан символизируют плодовитость, поскольку строят гнёзда высоко над землёй и отчаянно защищают потомство. Индейцы Квакиутл разбрасывали пух птиц, приветствуя дорогих гостей. Некоторые племена, в частности Кроу и Шошоны, прикрепляли чучело беркута над входом в жилище, считая его «хозяином всех воздушных существ» и «хранителем, защищающим человека от злых духов». Индейцы полагали, что орёл, часто употребляемый с эпитетом буревестник, ближе других приближается к солнцу и является посланником, передававшим сообщения между духами и человеком.

Википедия

Бөлісу: