Вопрос, который поднял Госсекретарь М.Тажин по истории, давно назрел. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту BNews.kz рассказала ассистент-профессор Международного университета информационных технологий, кандидат исторических наук, доцент Ляззат Тунгатарова.
«Прежде всего, надо отметить, что выступление господина Тажина, было посвящено очень актуальному и давно назревшему вопросу - объективному и серьезному изучению нашей истории. На мой взгляд, начинать необходимо со средней школы, а точнее с качественного повышения школьного образования в целом. Имея почти 20-летний стаж преподавания в вузе, могу утверждать, что уровень школьного образования падает, и многие нынешние выпускники не знают того, что прежде знали даже «троечники». Если наше общество не задумается о серьезности этой проблемы, мы можем просто «провалить» свое будущее»,- сказала Ляззат Тунгатарова.
По ее словам, остается надеяться, что обращение к изучению и преподаванию истории Казахстана, будет одним из первых шагов в этом направлении. В качестве примера того, что вчерашние еще школьники в недостаточном объеме знают историю, доцент Ляззат Тунгатарова привела Лавра Георгиевича Корнилова главнокомандующего Российской армией, который был рожден в г. Каркаралинске, Карагандинской области. Однако, по мнению историка, казахстанские школьники с трудом смогут узнать его личность и уж тем более рассказать его историческое значение.
«Какое отношение имеет этот человек к теме нашего разговора, будет понятно немного ниже и связано оно непосредственно с очень важным, и, на мой взгляд, противоречивым, фактом нашей истории: я имею в виду историю вхождения Казахстана в состав Российской империи. Если уж мы касаемся вопроса объективности в истории, и, в частности, в истории Казахстана, то, наверное, этот факт один из наиболее искажаемых в курсе средней школы. Некоторые авторы, а за ними и школьные учителя, преподносят историю Казахстана после 1731 года (дата обращения хана Абулхаира о российском подданстве) как историю колониального порабощения. Хотя в случае с Казахстаном, говорить о колониализме и проводить прямые аналогии с колониальной политикой Франции или Великобритании, как минимум некорректно: достаточно отметить, что присоединение Казахстана к России было инициировано казахской элитой», - подчеркнула Л.Тунгатарова.
По ее словам, возможно, что этому шагу предшествовала определенная политическая борьба внутри местной элиты, «но решение о прошении российского подданства казахским ханом Абулхаиром было принято по тем же причинам, что и несколькими десятилетиями позже грузинским царем Георгием и в 1654 г. Богданом Хмельницким от имени украинского народа».
«Понятно, что при всем различии исторических обстоятельств, основной причиной подобного обращения во всех случаях была угроза национальной безопасности. Вполне понятно, что у российской стороны были свои внешнеполитические резоны согласиться на данные просьбы. Последствия этих исторических решений в каждом конкретном случае достаточно неоднозначны. Но для Казахстана присоединение к России имело прогрессивное значение»,- отмечает эксперт Л.Тунгатарова.
По мнению Ляззат Тунгатаровой, надо стараться находить объективные причины, а не искать виноватых.
«Если мы пойдем по пути объективности, то тогда станет понятно, что, например, история кочевых американских индейцев, которые, казалось бы, в данном случае, не имеют к нам никакого отношения это, тем не менее, история кочевой цивилизации, ставшей объектом колонизации. Мне по ходу моей научной деятельности неоднократно приходилось бывать в США, и я видела резервации, в которых индейцам была предоставлена возможность жить в соответствии со своими национальными традициями, жить так, как жили их предки - власти США предоставили им такую возможность, сразу после того, как колонизировали их территорию. Так вот, после таких печальных экскурсий, хочется внести ясность в вопрос - был ли Казахстан чьей-то колонией. Насаждение такого колониального комплекса не совсем понятно - разве не лучше воспитывать нашу молодежь в духе гордости своими предками, которые были гордыми воинами и которых никто не сумел поработить?»,- отмечает Л.Тунгатарова.
При этом кандидат исторических наук, доцент Ляззат Тунгатарова поддерживает выступление Госсекретаря Марата Тажина.
«Я согласна с точкой зрения Госекретаря о том, что «мы должны выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана с всемирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации», - подчеркнула Л.Тунгатарова.
Преподаватель Международного университета информационных технологий отмечает необходимость максимально объективно отнестись к освещению этого периода, потому что это тот самый случай, когда история - это не просто чья-то трактовка каких-то исторических событий, а «состарившаяся современность», которая, по словам В. Ключевского, «наказывает за незнание уроков».
«В нашем случае, историческая субъективность может исподволь привести к разрушению нашей стабильности, полиэтнического согласия, экономического процветания. Если мы будем растить поколения казахстанцев убежденных в том, что их предки были когда-то «колонизированы» Россией, насколько прочным может оказаться Таможенный союз?», - сказала Л.Тунгатарова.
Саяжан КАУКЕНОВА
Вопрос, который поднял Госсекретарь М.Тажин по истории, давно назрел. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту BNews.kz рассказала ассистент-профессор Международного университета информационных технологий, кандидат исторических наук, доцент Ляззат Тунгатарова.
«Прежде всего, надо отметить, что выступление господина Тажина, было посвящено очень актуальному и давно назревшему вопросу - объективному и серьезному изучению нашей истории. На мой взгляд, начинать необходимо со средней школы, а точнее с качественного повышения школьного образования в целом. Имея почти 20-летний стаж преподавания в вузе, могу утверждать, что уровень школьного образования падает, и многие нынешние выпускники не знают того, что прежде знали даже «троечники». Если наше общество не задумается о серьезности этой проблемы, мы можем просто «провалить» свое будущее»,- сказала Ляззат Тунгатарова.
По ее словам, остается надеяться, что обращение к изучению и преподаванию истории Казахстана, будет одним из первых шагов в этом направлении. В качестве примера того, что вчерашние еще школьники в недостаточном объеме знают историю, доцент Ляззат Тунгатарова привела Лавра Георгиевича Корнилова главнокомандующего Российской армией, который был рожден в г. Каркаралинске, Карагандинской области. Однако, по мнению историка, казахстанские школьники с трудом смогут узнать его личность и уж тем более рассказать его историческое значение.
«Какое отношение имеет этот человек к теме нашего разговора, будет понятно немного ниже и связано оно непосредственно с очень важным, и, на мой взгляд, противоречивым, фактом нашей истории: я имею в виду историю вхождения Казахстана в состав Российской империи. Если уж мы касаемся вопроса объективности в истории, и, в частности, в истории Казахстана, то, наверное, этот факт один из наиболее искажаемых в курсе средней школы. Некоторые авторы, а за ними и школьные учителя, преподносят историю Казахстана после 1731 года (дата обращения хана Абулхаира о российском подданстве) как историю колониального порабощения. Хотя в случае с Казахстаном, говорить о колониализме и проводить прямые аналогии с колониальной политикой Франции или Великобритании, как минимум некорректно: достаточно отметить, что присоединение Казахстана к России было инициировано казахской элитой», - подчеркнула Л.Тунгатарова.
По ее словам, возможно, что этому шагу предшествовала определенная политическая борьба внутри местной элиты, «но решение о прошении российского подданства казахским ханом Абулхаиром было принято по тем же причинам, что и несколькими десятилетиями позже грузинским царем Георгием и в 1654 г. Богданом Хмельницким от имени украинского народа».
«Понятно, что при всем различии исторических обстоятельств, основной причиной подобного обращения во всех случаях была угроза национальной безопасности. Вполне понятно, что у российской стороны были свои внешнеполитические резоны согласиться на данные просьбы. Последствия этих исторических решений в каждом конкретном случае достаточно неоднозначны. Но для Казахстана присоединение к России имело прогрессивное значение»,- отмечает эксперт Л.Тунгатарова.
По мнению Ляззат Тунгатаровой, надо стараться находить объективные причины, а не искать виноватых.
«Если мы пойдем по пути объективности, то тогда станет понятно, что, например, история кочевых американских индейцев, которые, казалось бы, в данном случае, не имеют к нам никакого отношения это, тем не менее, история кочевой цивилизации, ставшей объектом колонизации. Мне по ходу моей научной деятельности неоднократно приходилось бывать в США, и я видела резервации, в которых индейцам была предоставлена возможность жить в соответствии со своими национальными традициями, жить так, как жили их предки - власти США предоставили им такую возможность, сразу после того, как колонизировали их территорию. Так вот, после таких печальных экскурсий, хочется внести ясность в вопрос - был ли Казахстан чьей-то колонией. Насаждение такого колониального комплекса не совсем понятно - разве не лучше воспитывать нашу молодежь в духе гордости своими предками, которые были гордыми воинами и которых никто не сумел поработить?»,- отмечает Л.Тунгатарова.
При этом кандидат исторических наук, доцент Ляззат Тунгатарова поддерживает выступление Госсекретаря Марата Тажина.
«Я согласна с точкой зрения Госекретаря о том, что «мы должны выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана с всемирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации», - подчеркнула Л.Тунгатарова.
Преподаватель Международного университета информационных технологий отмечает необходимость максимально объективно отнестись к освещению этого периода, потому что это тот самый случай, когда история - это не просто чья-то трактовка каких-то исторических событий, а «состарившаяся современность», которая, по словам В. Ключевского, «наказывает за незнание уроков».
«В нашем случае, историческая субъективность может исподволь привести к разрушению нашей стабильности, полиэтнического согласия, экономического процветания. Если мы будем растить поколения казахстанцев убежденных в том, что их предки были когда-то «колонизированы» Россией, насколько прочным может оказаться Таможенный союз?», - сказала Л.Тунгатарова.
Саяжан КАУКЕНОВА