К.Баталов: Необходимо изменить историческое сознание ученых и народа в целом

26 Маусым 2013, 17:44

Намеченный вектор развития исторической науки и образования, данный на форуме историков Казахстана в Астане, способен изменить историческое сознание ученых и народа в целом, считает доцент кафедры истории Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Кайрат Баталов.  «Проведенный в Астане форум историков страны позволяет говорить сегодня об актуальности исторического знания. Поднятые там проблемы до сего времени не нашли своего решения. Намеченный вектор развития исторической науки и образования способен изменить историческое сознание ученых и народа в целом», - сказал К. Баталов. «Затронутые проблемы объективности анализа исторического процесса имеют серьезное основание. Специалистов, занимающихся этой наукой, в Казахстане можно пересчитать по пальцам, и говорить о появлении научных школ в этом направлении еще рано. Снятие идеологических барьеров должно было разнообразить инструментарий историка, но этого не произошло. Плюрализм породил лишь появление совершенно разных, порой противоречивых оценок актуальных проблем истории Казахстана», - отметил он. По словам историка, доминирование описательных методов позволило простому обывателю сделать вывод, что историком можно стать, не обучаясь. В результате появляются странные работы по истории с совершенно разными выводами или работы, восхваляющие своих предков, а опосредованно и себя. «Хорошо, что в руководящих кругах осознают необходимость системного изучения исторического пути народа к независимости, обоснования состоятельности казахстанской государственности», - говорит Баталов. «М. Тажин подчеркнул важность изменения отношения к истории в организациях образования, связав его с формированием исторического сознания и патриотизма среди молодых граждан страны. Актуальность вопроса обусловлена возрастающей радикализацией и идейной поляризацией общества в условиях глобального экономического кризиса», - подчеркнул доцент кафедры истории. По мнению К. Баталова, значение специальности история среди молодого поколения сегодня падает: «Удручает тот факт, что в Программе развития образования РК на 2011-2020 годы предусмотрено перенесение предмета «История Казахстана», который изучается всеми студентами неисторических специальностей, в старшие классы среднего образования. Особую озабоченность вызывает подготовка специалистов-историков в стране, сокращение базовых дисциплин, обеспечивающих основательность и фундаментальность подготовки. В типовом учебном плане предусмотрено освоение новой и новейшей истории стран Запада и Востока в объеме 45 часов – ранее было предусмотрено 540 часов. На изучение древней и средневековой истории Казахстана приходится лишь 45 часов аудиторных занятий, что, конечно, не обеспечивает качественной, основательной подготовки специалиста-историка». К. Баталов надеется, что выступление Государственного секретаря М. Тажина станет началом решения обозначенных проблем. Роман АЛЕКСАНДРОВ BNews.kz

Намеченный вектор развития исторической науки и образования, данный на форуме историков Казахстана в Астане, способен изменить историческое сознание ученых и народа в целом, считает доцент кафедры истории Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Кайрат Баталов. 

«Проведенный в Астане форум историков страны позволяет говорить сегодня об актуальности исторического знания. Поднятые там проблемы до сего времени не нашли своего решения. Намеченный вектор развития исторической науки и образования способен изменить историческое сознание ученых и народа в целом», - сказал К. Баталов.

«Затронутые проблемы объективности анализа исторического процесса имеют серьезное основание. Специалистов, занимающихся этой наукой, в Казахстане можно пересчитать по пальцам, и говорить о появлении научных школ в этом направлении еще рано. Снятие идеологических барьеров должно было разнообразить инструментарий историка, но этого не произошло. Плюрализм породил лишь появление совершенно разных, порой противоречивых оценок актуальных проблем истории Казахстана», - отметил он.

По словам историка, доминирование описательных методов позволило простому обывателю сделать вывод, что историком можно стать, не обучаясь. В результате появляются странные работы по истории с совершенно разными выводами или работы, восхваляющие своих предков, а опосредованно и себя.

«Хорошо, что в руководящих кругах осознают необходимость системного изучения исторического пути народа к независимости, обоснования состоятельности казахстанской государственности», - говорит Баталов.

«М. Тажин подчеркнул важность изменения отношения к истории в организациях образования, связав его с формированием исторического сознания и патриотизма среди молодых граждан страны. Актуальность вопроса обусловлена возрастающей радикализацией и идейной поляризацией общества в условиях глобального экономического кризиса», - подчеркнул доцент кафедры истории.

По мнению К. Баталова, значение специальности история среди молодого поколения сегодня падает: «Удручает тот факт, что в Программе развития образования РК на 2011-2020 годы предусмотрено перенесение предмета «История Казахстана», который изучается всеми студентами неисторических специальностей, в старшие классы среднего образования. Особую озабоченность вызывает подготовка специалистов-историков в стране, сокращение базовых дисциплин, обеспечивающих основательность и фундаментальность подготовки. В типовом учебном плане предусмотрено освоение новой и новейшей истории стран Запада и Востока в объеме 45 часов – ранее было предусмотрено 540 часов. На изучение древней и средневековой истории Казахстана приходится лишь 45 часов аудиторных занятий, что, конечно, не обеспечивает качественной, основательной подготовки специалиста-историка».

К. Баталов надеется, что выступление Государственного секретаря М. Тажина станет началом решения обозначенных проблем.

Роман АЛЕКСАНДРОВ

BNews.kz

Бөлісу: