В труднейшую пору блокады Ленинграда его защитники постоянно ощущали поддержку

26 Маусым 2013, 12:48

В труднейшую пору блокады Ленинграда его защитники постоянно ощущали поддержку со стороны народов всего Советского государства. В тяжелые сентябрьские дни 1941 г. казахский народный поэт Жамбыл обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания всех трудящихся нашей многонациональной страны. Песня акына явилась подлинным гимном дружбы. «Устами мудрого казахского певца, — писала «Ленинградская правда» осенью 1941 г., — вся великая страна говорила: «Я с вами, ленинградцы!» Но, несмотря на стойкость и мужество, проявленные тысячами советских солдат и офицеров, война вначале развивалась трагически. Однако поражения 1941 г, были обусловлены не только силой противника, но и просчетами Советского руководства. СССР вступил в войну без союзников, а антифашистскую коалицию начал создавать лишь в ходе агрессии. К началу военных действий не были завершены отмобилизование, реорганизация и перевооружение армии, а уровень ее боевой подготовки и дисциплины после репрессий 1937-1938 гг. был низким. В армии утвердился дух слепого повиновения, а некомпетентность Сталина, руководившего военными делами, еще более усугубляла положение. Крупной ошибкой было неверное определение срока начала войны. Сталин не допускал мысли о начале войны с Германией до разгрома Англии и завершения подготовки к военным действиям в специфических условиях Советского Союза с его пространствами, бездорожьем и суровым климатом. К тому же Сталин и высшее военное командование ошибочно определяли направления главного удара противника, способы его действий, а в связи с этим и дислокацию собственных войск и баз снабжения. Вместе взятое это привело к тому, что советские войска потерпели ряд поражений, понесли крупные потери в живой силе и технике. С первых дней войны на территории оккупированных врагом районов СССР возникло партизанское движение, которое благодаря массовости, организованности, подчинению своих планов задачам командования Советской Армии приобрело стратегическое значение. Участвовали в нем и казахстанцы: в Ленинградской области более 220 казахстанцев, на Смоленщине — свыше 270, на Украине, в Белоруссии — около 3000. Около 300 казахстанцев были участниками движения Сопротивления. Широкую известность в республике получили имена И. С. Арыскина, А. Жумагалиева, К. Г. Омарова, 3. У. Хусанова, смело действовавших при проведении диверсий на дорогах, в засадах и налетах на гарнизоны захватчиков, при отражении их карательных операций. Большую работу среди партизан и населения вели политработники-казахстанцы Г. Акмолинский, Т. Жангельдин, Ж. Саин, В. Уразбаев и др. Отрядами и соединениями партизан командовали Г. Ахмсдьяров, К. Кайсенов, Н. А. Морогов, С. А. Олексенко, С. О. Тулешев, В. И. Шаруда. Партизанским командирам А. С. Егорову, Н. В. Зебницкому и Ф. Ф. Озмителю (посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза.

В труднейшую пору блокады Ленинграда его защитники постоянно ощущали поддержку со стороны народов всего Советского государства. В тяжелые сентябрьские дни 1941 г. казахский народный поэт Жамбыл обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания всех трудящихся нашей многонациональной страны. Песня акына явилась подлинным гимном дружбы. «Устами мудрого казахского певца, — писала «Ленинградская правда» осенью 1941 г., — вся великая страна говорила: «Я с вами, ленинградцы!»

Но, несмотря на стойкость и мужество, проявленные тысячами советских солдат и офицеров, война вначале развивалась трагически. Однако поражения 1941 г, были обусловлены не только силой противника, но и просчетами Советского руководства. СССР вступил в войну без союзников, а антифашистскую коалицию начал создавать лишь в ходе агрессии. К началу военных действий не были завершены отмобилизование, реорганизация и перевооружение армии, а уровень ее боевой подготовки и дисциплины после репрессий 1937-1938 гг. был низким. В армии утвердился дух слепого повиновения, а некомпетентность Сталина, руководившего военными делами, еще более усугубляла положение. Крупной ошибкой было неверное определение срока начала войны. Сталин не допускал мысли о начале войны с Германией до разгрома Англии и завершения подготовки к военным действиям в специфических условиях Советского Союза с его пространствами, бездорожьем и суровым климатом. К тому же Сталин и высшее военное командование ошибочно определяли направления главного удара противника, способы его действий, а в связи с этим и дислокацию собственных войск и баз снабжения.

Вместе взятое это привело к тому, что советские войска потерпели ряд поражений, понесли крупные потери в живой силе и технике. С первых дней войны на территории оккупированных врагом районов СССР возникло партизанское движение, которое благодаря массовости, организованности, подчинению своих планов задачам командования Советской Армии приобрело стратегическое значение. Участвовали в нем и казахстанцы: в Ленинградской области более 220 казахстанцев, на Смоленщине — свыше 270, на Украине, в Белоруссии — около 3000. Около 300 казахстанцев были участниками движения Сопротивления.

Широкую известность в республике получили имена И. С. Арыскина, А. Жумагалиева, К. Г. Омарова, 3. У. Хусанова, смело действовавших при проведении диверсий на дорогах, в засадах и налетах на гарнизоны захватчиков, при отражении их карательных операций. Большую работу среди партизан и населения вели политработники-казахстанцы Г. Акмолинский, Т. Жангельдин, Ж. Саин, В. Уразбаев и др. Отрядами и соединениями партизан командовали Г. Ахмсдьяров, К. Кайсенов, Н. А. Морогов, С. А. Олексенко, С. О. Тулешев, В. И. Шаруда. Партизанским командирам А. С. Егорову, Н. В. Зебницкому и Ф. Ф. Озмителю (посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза.

Бөлісу: