Налоговая система

25 Маусым 2013, 05:12

В государстве Караханидов существовала четкая и отлаженная система сбора налогов и других фиксированных сборов. В центральном аппарате и ордах илек-ханов были специальные чиновники - мустауфи, отвечавшие за сбор налогов. С оседлого населения взимался харадж, достигавший одной десятой урожая. Ремесленники и купцы обязаны были выплачивать пошлины и сборы за право торговать. Особенностью налоговой системы государства Караханидов был институт икта. Так назывались районы, право сбора налогов, с которых государство передавало частным лицам, именовавшимся ик-тадарами или мукта. При этом иктадарам не разрешалось увеличивать сумму налогов или каким-либо образом притеснять население икты. Эти условные пожалования давались членам правящей династии, чиновникам-военноначальникам. Наиболее распространенной формой икты была иктат-и-хашам - военная икта, дававшаяся иктадарам на условиях несения военной службы. Кара-китаи упразднили институт «икта», но усилили налоговый гнет. Все население Жетису было обложено новым налогом - по одному динару с дома. Сбором налогов занимались наместники гурхана. В середине XII века налоговая политика еще более ужесточилась, кара-китаи перешли к фактическому грабежу подвластного населения, кочевые общины насильно переводились на оседлость, чтобы увеличить сбор поземельного налога «харадж». Эта политика вызвала недовольство местного населения, что послужило основной причиной ослабления и упадка государства кара-китаев. Право. В развитии права Казахстана X век стал особой, рубежной датой. С принятием ислама в Жетису и Южный Казахстан проникает и утверждается новая правовая система - мусульманская или шариат. Шариат - это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения. Основными источниками права являлись Коран и Сунна - священное предание, изложенное в хадисах - рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Кроме того, к числу источников мусульманского права - фикх относятся иджма - согласованное заключение правоведов по тожованию норм права и кияс - суждение в области права по аналогии. Шариат предусматривал четыре типа прав: 1. права бога, которые должен уважать каждый; 2. права личности; 3. права окружающих людей; 4. права всех творений божьих. Эти права и вытекающие из них обязанности и являются основой ислама. Особенностью шариата бьла детальная регламентация всех норм права, разработка системы уголовного и гражданского права и процесса. В мусульманском праве сущесгвовало несколько правовых школ или мазхабов. В Казахстане в средние века, распространяется ханифитский мазхаб характеризующийся применением в правовых вопросах свободного индивидуального сужденияром и суждения по аналогии кияс. Кроме того, наряду с шариатом ханифитские правоведы допускали использование адата, обычного права - точнее тех его норм, которые не противоречили исламу. Высшим авторитетом в области фикха считался муфтий - ученый богослов и правовед, дающий заключение по вопросам применения шариата - фетву. Судебной деятельностью занимались назначенные светскими властями судьи кади или кази. В целом, проникновение мусульманского права, как более развитого по сравнению с обычным правом сыграло, несомненно, положительную роль. Заметим, что этот период был временем исламского Ренессанса, бурного развития культуры и науки, в том числе юриспруденции, когда ислам понимался не только как совокупность религиозных идей и действий, но в первую очередь, как философская система, включающая в себя и философию права. Другими словами, право впервые становится наукой. Как мы видим, государство и право в Жетису в X - XII веках претерпело значительные изменения, синтез центрально-азиатских традиций и переднеазиатских инноваций приводит к возникновению новой, тюрко-мусульманской государственно-правовой системы.

В государстве Караханидов существовала четкая и отлаженная система сбора налогов и других фиксированных сборов. В центральном аппарате и ордах илек-ханов были специальные чиновники - мустауфи, отвечавшие за сбор налогов. С оседлого населения взимался харадж, достигавший одной десятой урожая. Ремесленники и купцы обязаны были выплачивать пошлины и сборы за право торговать.

Особенностью налоговой системы государства Караханидов был институт икта. Так назывались районы, право сбора налогов, с которых государство передавало частным лицам, именовавшимся ик-тадарами или мукта. При этом иктадарам не разрешалось увеличивать сумму налогов или каким-либо образом притеснять население икты. Эти условные пожалования давались членам правящей династии, чиновникам-военноначальникам. Наиболее распространенной формой икты была иктат-и-хашам - военная икта, дававшаяся иктадарам на условиях несения военной службы.

Кара-китаи упразднили институт «икта», но усилили налоговый гнет. Все население Жетису было обложено новым налогом - по одному динару с дома. Сбором налогов занимались наместники гурхана. В середине XII века налоговая политика еще более ужесточилась, кара-китаи перешли к фактическому грабежу подвластного населения, кочевые общины насильно переводились на оседлость, чтобы увеличить сбор поземельного налога «харадж». Эта политика вызвала недовольство местного населения, что послужило основной причиной ослабления и упадка государства кара-китаев.

Право. В развитии права Казахстана X век стал особой, рубежной датой. С принятием ислама в Жетису и Южный Казахстан проникает и утверждается новая правовая система - мусульманская или шариат.

Шариат - это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения. Основными источниками права являлись Коран и Сунна - священное предание, изложенное в хадисах - рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Кроме того, к числу источников мусульманского права - фикх относятся иджма - согласованное заключение правоведов по тожованию норм права и кияс - суждение в области права по аналогии. Шариат предусматривал четыре типа прав:
1. права бога, которые должен уважать каждый;
2. права личности;
3. права окружающих людей;
4. права всех творений божьих.

Эти права и вытекающие из них обязанности и являются основой ислама. Особенностью шариата бьла детальная регламентация всех норм права, разработка системы уголовного и гражданского права и процесса. В мусульманском праве сущесгвовало несколько правовых школ или мазхабов. В Казахстане в средние века, распространяется ханифитский мазхаб характеризующийся применением в правовых вопросах свободного индивидуального сужденияром и суждения по аналогии кияс. Кроме того, наряду с шариатом ханифитские правоведы допускали использование адата, обычного права - точнее тех его норм, которые не противоречили исламу.

Высшим авторитетом в области фикха считался муфтий - ученый богослов и правовед, дающий заключение по вопросам применения шариата - фетву. Судебной деятельностью занимались назначенные светскими властями судьи кади или кази.

В целом, проникновение мусульманского права, как более развитого по сравнению с обычным правом сыграло, несомненно, положительную роль. Заметим, что этот период был временем исламского Ренессанса, бурного развития культуры и науки, в том числе юриспруденции, когда ислам понимался не только как совокупность религиозных идей и действий, но в первую очередь, как философская система, включающая в себя и философию права. Другими словами, право впервые становится наукой.

Как мы видим, государство и право в Жетису в X - XII веках претерпело значительные изменения, синтез центрально-азиатских традиций и переднеазиатских инноваций приводит к возникновению новой, тюрко-мусульманской государственно-правовой системы.

Бөлісу: