Мавзолей Бабаджи-Хатун

25 Маусым 2013, 04:11

Рядом с мавзолеем Айша -Биби стоит другой замечательный памятник архитектуры средневекового Казахстана -мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба (Тенгри). От мавзолея Айша-Биби он отличается строгой простотой форм, ограниченностью декора и высоким качеством строительных работ, что обусловило его многовековую сохранность. Он является лучшим памятником своего времени, служившим образцом для подражания в последующие периоды развития средневекового зодчества. Мавзолей относится к купольно-центрическому типу мемориальных сооружений. Здание квадратно в плане (6,80Х6,78 м.), сложено из хорошего кирпича. Главный и два боковых фасада обработаны почти одинаково. В центре каждого фасада - арочная ниша, предназначенная для установления терракотовых плит, орнаменты которых были обнаружены в завалах вокруг памятника. Западный фасад оставлен совершенно гладким. Своеобразно архитектурное решение интерьера памятника. Он не имеет четкого членения на обычные четверки и восьмерки. Внутри мавзолея нет никаких следов отделки, полностью разрушено и надгробие. Несмотря на скупость декоративного оформления, мавзолей оставляет впечатление строгой красоты и монументальности. Архитектурно-конструктивные особенности мавзолея свидетельствуют о высоком искусстве древних зодчих, сумевших скупыми штрихами придать красоту и выразительность надгробному сооружению. К тому же времени относится ещё один раскопанный объект – баня. Как известно восточные люди очень любят бани. Поражает пышная отделка, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сиденья, ванн, ниш и т.д. Стены в комнате с полками для сиденья были украшены богатой фресковой росписью. Орнамент росписи – геометрический. Баня состояла из пяти комнат, была построена в виде многокупольного здания. Стены были сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. А найденная возле одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологам точно датировать существование бани - 11 в. В 12 в. и начале 13 в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены. После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нём возродилась. Позднее город в источниках описывающих события 14 в. известен под имением Талас, Яны, Яны-Талас, но чаще не как город, а местность. Янги – это название относится к четырём городам: Йанги, Йанги-Балык, Кенджек, Тараз. Однако учёные до сих пор не могут с уверенностью сказать относились ли эти названия к древнему Таразу, или имелся в виду какой-то новый город, отстроенный неподалёку. На городище самого Тараза отмечались лишь отдельные участки, где продолжало ютиться население в 15-18 вв. При Улугбеке в этой местности были расквартированы тимуридские войска, и с населения собиралась тагар – подать на содержание войска.

Рядом с мавзолеем Айша -Биби стоит другой замечательный памятник архитектуры средневекового Казахстана -мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба (Тенгри). От мавзолея Айша-Биби он отличается строгой простотой форм, ограниченностью декора и высоким качеством строительных работ, что обусловило его многовековую сохранность. Он является лучшим памятником своего времени, служившим образцом для подражания в последующие периоды развития средневекового зодчества. Мавзолей относится к купольно-центрическому типу мемориальных сооружений. Здание квадратно в плане (6,80Х6,78 м.), сложено из хорошего кирпича. Главный и два боковых фасада обработаны почти одинаково. В центре каждого фасада - арочная ниша, предназначенная для установления терракотовых плит, орнаменты которых были обнаружены в завалах вокруг памятника. Западный фасад оставлен совершенно гладким. Своеобразно архитектурное решение интерьера памятника. Он не имеет четкого членения на обычные четверки и восьмерки. Внутри мавзолея нет никаких следов отделки, полностью разрушено и надгробие. Несмотря на скупость декоративного оформления, мавзолей оставляет впечатление строгой красоты и монументальности. Архитектурно-конструктивные особенности мавзолея свидетельствуют о высоком искусстве древних зодчих, сумевших скупыми штрихами придать красоту и выразительность надгробному сооружению.

К тому же времени относится ещё один раскопанный объект – баня. Как известно восточные люди очень любят бани. Поражает пышная отделка, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сиденья, ванн, ниш и т.д. Стены в комнате с полками для сиденья были украшены богатой фресковой росписью. Орнамент росписи – геометрический. Баня состояла из пяти комнат, была построена в виде многокупольного здания. Стены были сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. А найденная возле одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологам точно датировать существование бани - 11 в.

В 12 в. и начале 13 в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены. После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нём возродилась. Позднее город в источниках описывающих события 14 в. известен под имением Талас, Яны, Яны-Талас, но чаще не как город, а местность. Янги – это название относится к четырём городам: Йанги, Йанги-Балык, Кенджек, Тараз.

Однако учёные до сих пор не могут с уверенностью сказать относились ли эти названия к древнему Таразу, или имелся в виду какой-то новый город, отстроенный неподалёку. На городище самого Тараза отмечались лишь отдельные участки, где продолжало ютиться население в 15-18 вв. При Улугбеке в этой местности были расквартированы тимуридские войска, и с населения собиралась тагар – подать на содержание войска.

Бөлісу: