19 Маусым 2013, 11:01
После 1845 г. Кокандское ханство, потеряв влияние в подавляющей части Старшего жуза, прочно удерживало свои позиции в кочевьях алатауских киргиз. Кочевья многочисленных киргизских племен граничили с землями Старшего жуза. Непосредственными соседями казахов был род Сары-багыш, их близкими соседями был род Бугу.
У киргизов общество делилось на 2 класса: родовую знать – биев и народные массы – букара. Наиболее влиятельные бии образовывали особую замкнутую привилегированную группу – манапов. После образования самостоятельного Кокандского ханства узбекские беки начали разорительные набеги на киргиз. В своей захватнической политике кокандские беки опирались на феодальную верхушку – биев и киргизских манапов, вступивших в непосредственную связь с кокандскими беками начала XIX века.
Колонизацию киргизской степи кокандские беки вели по двум направлениям: от Ташкента через Чимкент, Аулие-Ату, на Пишпек и Иссык-Куль. Другой путь колонизации шел по Ферганской долине через Кугартинский перевал, на Тогуз-Торсу, Кочкар, Нарын, Атбаши. Киргизы жестоко страдали от тяжелого налогового гнета кокандцев. Киргизский народ издавна испытывал двойной гнет: как собственных манапов, так и кокандских властей. По мере приближения русских аванпостов к Киргизии, среди манапов стало обнаруживаться стремление завязать связи с русскими властями.
Заранее предвидя, что Кенесары в Старшем жузе приобретает новых сторонников, зная, что его выступление на некоторое время сможет отсрочить захват территории Старшего жуза, правительство всячески старалось изолировать движение Кенесары. Для этого оно избрало излюбленный метод – натравливание киргизов на казахов, типичный для национальной политики самодержавно-крепостнического строя.
Метод разжигания национальной вражды между казахами и киргизами принес свои плоды. Этому помогла старая родовая вражда, существовавшая между ними. При появлении Кенесары в пределах Старшего жуза, власти обратились к киргизским манапам с призывом объединиться для совестной борьбы с Кенесары. Как указано в отчете Оренбургской Пограничной Комиссии, киргизские манапы “вознамерились действовать против Кенесары, решаясь или погибнуть самим, или уничтожить врага”.
Правительство опасалось, что Кенесары поднимет на борьбу казахов Старшего жуза. В распоряжение генерал-майора Вишневского были переданы военные отряды под командой есаулов Нюхалова, Абакумова, Карбышева.