Кенесары широко использовал метод дезориентации противника

19 Маусым 2013, 10:28

Кенесары широко использовал метод дезориентации противника. Создавая у противника ложное представление о о своем движении, он направлял его по ложному маршруту. Кенесары, как талантливый полководец, применял в бою разные виды военной тактики. Степные просторы Казахстана позволяли ему широко применять тактику маневрирования. Войска искусно использовали для засады естественные укрытия (камыш, кустарники, холмы и т.д.) Во время штурма отдельных укреплений и крепостей отряды прибегали к атаке рассыпным строем, который затем смыкался, и наступающие со всех сторон окружали крепость. Этот прием обычно производил ошеломляющее впечатление на противника и заставлял его рассредотачивать силы. Особая тактика применялась Кенесары и при отступлении. В качестве прикрытия близ пограничных Линий оставлялись мелкие партизанские группы, которые успешно действовали против пикетов и разъездов и нападали на обозы. Чтобы затруднить и замедлить передвижение войск противника, отступая, приказывалось выжигать степь и разрушать колодцы, что в условиях степной войны создавало для врагов дополнительные трудности, оставляя их без фуража и воды. Кроме основных вооруженных сил, Кенесары имел еще особые отряды, возглавлявшиеся его сестрой Бопай, братом Наурызбаем, Жоламаном Тленчиевым, Саржаном Саржановым, Джеке-батыром и другими. К моменту ухода Кенесары из районов Тургая и Иргиза в район Сырдарьи для него сложилась довольно благоприятная обстановка. Война между Хивой и Бухарой, которая возникла еще в 1842 году, продолжалась с неослабевающей силой до весны 1845 года. Заметно ослабленные длительной междоусобной борьбой среднеазиатские ханства теперь представляли меньшую, чем прежде, опасность для казахов. Основным врагом по-прежнему оставалось Кокандское ханство. В тоже время для Кенесары ясно вырисовывалась неизбежность разрыва с Хивой, поскольку она покровительствовала Коканду. В переговорах 1844 г. о перемирии с Бухарой хивинский хан требовал отказа от притязаний на Коканд и Ташкент. Поэтому естественно, что Кенесары вступил в переговоры с бухарским эмиром, который в знак дружбы прислал ему “в подарок серебряный колчан и золотую саблю”. Все же Кенесары не решился на одновременную борьбу и с Хивой и с Кокандом. В отношении Хивы Кенесары ограничился оказанием вооруженной поддержки Джанхоже Нурмухаммедову – батыру Чиклинского рода – в его борьбе с хивинскими войсками. Сам Джанхожа часто обращался к Кенесары за помощью: “Родственник султана Кенесары – бий Чиклинского рода Джанхожа, кочующий около Малых Барсуков, прислал к Кенесары киргизов с просьбой о даче ему пособий в вооруженных людях для отклонения намерения хивинцев, угрожающих напасть на аулы его и разграбить”. Основные свои силы Кенесары направил против Коканда.

Кенесары широко использовал метод дезориентации противника. Создавая у противника ложное представление о о своем движении, он направлял его по ложному маршруту. Кенесары, как талантливый полководец, применял в бою разные виды военной тактики. Степные просторы Казахстана позволяли ему широко применять тактику маневрирования.

Войска искусно использовали для засады естественные укрытия (камыш, кустарники, холмы и т.д.) Во время штурма отдельных укреплений и крепостей отряды прибегали к атаке рассыпным строем, который затем смыкался, и наступающие со всех сторон окружали крепость. Этот прием обычно производил ошеломляющее впечатление на противника и заставлял его рассредотачивать силы.

Особая тактика применялась Кенесары и при отступлении. В качестве прикрытия близ пограничных Линий оставлялись мелкие партизанские группы, которые успешно действовали против пикетов и разъездов и нападали на обозы. Чтобы затруднить и замедлить передвижение войск противника, отступая, приказывалось выжигать степь и разрушать колодцы, что в условиях степной войны создавало для врагов дополнительные трудности, оставляя их без фуража и воды.

Кроме основных вооруженных сил, Кенесары имел еще особые отряды, возглавлявшиеся его сестрой Бопай, братом Наурызбаем, Жоламаном Тленчиевым, Саржаном Саржановым, Джеке-батыром и другими. К моменту ухода Кенесары из районов Тургая и Иргиза в район Сырдарьи для него сложилась довольно благоприятная обстановка. Война между Хивой и Бухарой, которая возникла еще в 1842 году, продолжалась с неослабевающей силой до весны 1845 года. Заметно ослабленные длительной междоусобной борьбой среднеазиатские ханства теперь представляли меньшую, чем прежде, опасность для казахов. Основным врагом по-прежнему оставалось Кокандское ханство. В тоже время для Кенесары ясно вырисовывалась неизбежность разрыва с Хивой, поскольку она покровительствовала Коканду.

В переговорах 1844 г. о перемирии с Бухарой хивинский хан требовал отказа от притязаний на Коканд и Ташкент. Поэтому естественно, что Кенесары вступил в переговоры с бухарским эмиром, который в знак дружбы прислал ему “в подарок серебряный колчан и золотую саблю”.

Все же Кенесары не решился на одновременную борьбу и с Хивой и с Кокандом. В отношении Хивы Кенесары ограничился оказанием вооруженной поддержки Джанхоже Нурмухаммедову – батыру Чиклинского рода – в его борьбе с хивинскими войсками. Сам Джанхожа часто обращался к Кенесары за помощью: “Родственник султана Кенесары – бий Чиклинского рода Джанхожа, кочующий около Малых Барсуков, прислал к Кенесары киргизов с просьбой о даче ему пособий в вооруженных людях для отклонения намерения хивинцев, угрожающих напасть на аулы его и разграбить”.
Основные свои силы Кенесары направил против Коканда.

Бөлісу: