19 Маусым 2013, 10:11
На исходе 38 г. и начале 39г. к восстанию присоединились почти все волости Каркаралинского округа.
Весной 1838 г. Кенесары отправил 5 казахов во главе с Тобылды Тохтиным и Кочунбай Казангаповым к Западно-Сибирскому генерал-губернатору князю Горчакову со специальным письмом-протестом. “Имею честь сим Вас известить, что желание мое есть то, чтобы двух владений народ пребывал в спокойной жизни.
…Желая быть с Вами навсегда в дружественных отношениях, прошу Ваше Сиятельство: 1) Уничтожить Актауское укрепление; 2) Уничтожить также и Акмолинский диван; 3) Уничтожить все прочие заведения, в степи находящиеся; 4) Освободить содержащихся наших людей из-под стражи”. В начале 38 г. отряд совершил вооруженное нападение на аулы старшего султана Акмолинского приказа, в результате которого было угнано 12 000 одних только лошадей.
К декабрю 1838 г. Кенесары контролировал все торговые пути из Сибири, Урала на Среднюю и Центральную Азию.
К весне 38г. влияние К. Касымова возросла на столько, что под его контроль попали все торговые пути от Троицка и Сибирской линии в Ташкент, что давало возможность взимать пошлины.
Под напором карательных отрядов Кенесары и его отец Касым вынуждены были откочевать с аулами в пределы Кокандского ханства. Ташкентский кушбеги хотел, чтобы Кенесары обосновался севернее Ташкента, рассчитывая, что это создаст северо-западный заслон города. Однако Кенесары отказался подчиниться. В результате, отряд кокандского бека напал на ставку Кенесары, убил его отца Касыма, двух жен, сына и дочь, также ряд султанов и старшин. Сам Кенесары спасся чудом и откочевал в Кызыл-Кумы.
Донесение 1838 года начальника Сибирского таможенного округа министру финансов, в котором сопротивление кочевников процессу установления институтов российского государства представлено так:
“Отзыв о шайке Кенесары – внука Абылая – родоначальника Средней орды. Лошади под его отрядом отборные и превосходные во всех отношениях. В набегах или отступлениях – у каждого всадника по 2 лошади для перемены. Эта масса хорошо организована. К ней присоединяются другие киргизы, и Кенесары, вполне изучивший образ действий наших отрядов, с отличным искусством употреблял их в дело. Его всадники преданы до отчаяния, потому что, будучи беглыми, нищими, приходя к нему, они получают одежду, коня, оружие, пищу, кибитку, пользуются добычей и всем ему обязаны. Этим людям нечего терять. С этой толпой он держит восточную часть степи в беспрестанном страхе и волнении”.