19 Маусым 2013, 06:13
Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города.
Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI-IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них - Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.
В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, шахристан городища Кок-Мардан в Отрарс-ком оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойствен¬ным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад¬ратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая. В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка». I В цитаделях городов располагались дворцы правителей, интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным 1 деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона.
Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.