Первый шаг в реализации проекта нового транспортного коридора

14 Маусым 2013, 06:23

Для иранского духовенства важно и то, что небольшой участок ирано-армянской границы разрывает почти непрерывную "тюркскую дугу", образовавшуюся вдоль северной и северо-западной границы страны. Это давно беспокоит Иран (в стране проживает достаточно многочисленная азербайджанская диаспора), с учетом того, что после распада СССР этнорелигиозная ориентация соседнего Азербайджана формируется под влиянием чуждого шиитскому Ирану суннизма тюрок. Пантюркистские устремления в нем набирают силу, активно ведётся и координация позиций по многим политическим вопросам (Нагорный Карабах или иранский Азербайджан, к примеру). Хорошо понимая это, лидеры Ирана пытаются защитить территориальную целостность страны и расширить собственное влияние в Армении. Первым шагом в реализации проекта нового транспортного коридора стало введение в эксплуатацию (в конце 1995 года) капитального моста в районе населённого пункта Мегри. На ближайшую перспективу намечено строительство железной дороги из Зангезура (Южная Армения) в Иран по маршруту Ереван - Кафан - Мегри - Дузаль - Тебриз, который соединит Армению, иранские порты Персидского залива и центрально-азиатский регион СНГ. С территории иранского Мезендерана в Армению прокладывается также высоковольтная линия электропередач. Запланировано и строительство транспортных трубопроводов. По территории Армении иранский отрезок Великого Шелкового пути выйдет к черноморским портам Грузии, с которой в марте 1996 года Иран подписал соглашение о транзите своих экспортно-импортных грузов. Несколько десятилетий назад такое соглашение было заключено с СССР. Один из маршрутов транзита иранских товаров пролегал по Грузии. Доставка велась железной дорогой до порта Поти, а оттуда - морским путем в страны Европы и Северной Африки. После распада СССР соглашение о транзите иранских товаров через Грузию потеряло силу. Но стороны возобновили сотрудничество в сфере транспорта на новой основе. В перспективе этот маршрут может быть продолжен до Украины, Польши и Литвы, руководству которых иранский вице-президент Хасан Хабиби в мае 1996 года предложил сотрудничество. Однако из-за нестабильности в Нагорном Карабахе безопасность этого маршрута тоже не гарантирована. В этих условиях Иран предложил вместо широтного меридианальный вариант евроазиатского коридора, способного связать его с российскими и европейскими рынками - проект железнодорожной линии Бендер - Торкеман - Туркменбаши - Бекдаш - Мангышлак.

Для иранского духовенства важно и то, что небольшой участок ирано-армянской границы разрывает почти непрерывную "тюркскую дугу", образовавшуюся вдоль северной и северо-западной границы страны. Это давно беспокоит Иран (в стране проживает достаточно многочисленная азербайджанская диаспора), с учетом того, что после распада СССР этнорелигиозная ориентация соседнего Азербайджана формируется под влиянием чуждого шиитскому Ирану суннизма тюрок. Пантюркистские устремления в нем набирают силу, активно ведётся и координация позиций по многим политическим вопросам (Нагорный Карабах или иранский Азербайджан, к примеру). Хорошо понимая это, лидеры Ирана пытаются защитить территориальную целостность страны и расширить собственное влияние в Армении.

Первым шагом в реализации проекта нового транспортного коридора стало введение в эксплуатацию (в конце 1995 года) капитального моста в районе населённого пункта Мегри. На ближайшую перспективу намечено строительство железной дороги из Зангезура (Южная Армения) в Иран по маршруту Ереван - Кафан - Мегри - Дузаль - Тебриз, который соединит Армению, иранские порты Персидского залива и центрально-азиатский регион СНГ. С территории иранского Мезендерана в Армению прокладывается также высоковольтная линия электропередач. Запланировано и строительство транспортных трубопроводов. По территории Армении иранский отрезок Великого Шелкового пути выйдет к черноморским портам Грузии, с которой в марте 1996 года Иран подписал соглашение о транзите своих экспортно-импортных грузов.

Несколько десятилетий назад такое соглашение было заключено с СССР. Один из маршрутов транзита иранских товаров пролегал по Грузии. Доставка велась железной дорогой до порта Поти, а оттуда - морским путем в страны Европы и Северной Африки. После распада СССР соглашение о транзите иранских товаров через Грузию потеряло силу. Но стороны возобновили сотрудничество в сфере транспорта на новой основе. В перспективе этот маршрут может быть продолжен до Украины, Польши и Литвы, руководству которых иранский вице-президент Хасан Хабиби в мае 1996 года предложил сотрудничество. Однако из-за нестабильности в Нагорном Карабахе безопасность этого маршрута тоже не гарантирована.

В этих условиях Иран предложил вместо широтного меридианальный вариант евроазиатского коридора, способного связать его с российскими и европейскими рынками - проект железнодорожной линии Бендер - Торкеман - Туркменбаши - Бекдаш - Мангышлак.

Бөлісу: