Дорогу к иранским терминалам в Персидском заливе нашла нефть Казахстана

14 Маусым 2013, 06:15

Дорогу к иранским терминалам в Персидском заливе нашла нефть Казахстана. Решение появилось в феврале 1995 года в ходе визита в Тегеран президента Казахстана Н.Назарбаева. Стороны заключили договор об обмене нефтью, закрепив его подписанием в конце августа 1996 года соответствующего соглашения, и обсудили возможность подписания контракта сроком на 10 лет с правом дальнейшего продления. Процесс транспортировки предполагает доставку западноказахстанской нефти азербайджанскими танкерами по Каспийскому морю на нефтеперерабатывающие заводы Северного Ирана. Тегеран же, в свою очередь, обязался поставлять адекватное количество сырья со своих терминалов в Персидском заливе партнёрам Казахстана. В 1997 году Иран, согласно договору, примет 2 млн. тонн казахстанской нефти, но в будущем эта цифра может возрасти до 6-15 млн. тонн нефти в год. Реакция США не заставила себя долго ждать. Посол США в Казахстане Э.Джоунс напомнила, что позиция США в отношении Ирана остается неизменной. В этой связи никто не давал официального разрешения Казахстану на подобный контракт. Вашингтон и оперирующая с казахстанской нефтью американская компания "Шеврон" предупредили правительство Казахстана о необходимости прекратить поставки нефти в Иран сразу же после того, как начнет функционировать нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Однако, несмотря на возражения со стороны США, правительство Казахстана намерено в будущем использовать южное направление и для экспорта нефти с казахстанского участка каспийского шельфа. Не увенчались успехом и попытки Соединенных Штатов сорвать планы Ирана по воссозданию Великого Шелкового пути путём введения в мае 1993 г., июне 1995 г. и августе 1996 г. торгового эмбарго (способ, хорошо апробированный в Ираке, Ливии, Югославии). Вашингтон надеялся, что запрет на участие в разработке иранских нефтяных месторождений и закупку иранской нефти (ранее США импортировали её на сумму 4 млрд долларов в год) больно ударит по нефтяной отрасли Ирана, являющейся для него основным источником валюты (16 млрд. долларов, что составляет 90% всего ежегодного внешнеторгового дохода), используемой и для строительства транспортной инфраструктуры. Но политика США не нашла поддержки у их союзников, не захотевших жертвовать деньгами ради принципов. Париж, Рим, Бонн, Мадрид и Токио, обвинив Вашингтон в нарушении правил Всемирной торговой организации, попрании священного принципа экстерриториальности (согласно которому одна страна не может навязывать другим свою внешнеторговую политику), решили придерживаться в отношении Тегерана политики "критического диалога", то есть вести конструктивное сотрудничество, не скрывая при этом свою негативную позицию в связи с нарушением в Иране политических и гражданских прав.  

Дорогу к иранским терминалам в Персидском заливе нашла нефть Казахстана. Решение появилось в феврале 1995 года в ходе визита в Тегеран президента Казахстана Н.Назарбаева. Стороны заключили договор об обмене нефтью, закрепив его подписанием в конце августа 1996 года соответствующего соглашения, и обсудили возможность подписания контракта сроком на 10 лет с правом дальнейшего продления. Процесс транспортировки предполагает доставку западноказахстанской нефти азербайджанскими танкерами по Каспийскому морю на нефтеперерабатывающие заводы Северного Ирана. Тегеран же, в свою очередь, обязался поставлять адекватное количество сырья со своих терминалов в Персидском заливе партнёрам Казахстана. В 1997 году Иран, согласно договору, примет 2 млн. тонн казахстанской нефти, но в будущем эта цифра может возрасти до 6-15 млн. тонн нефти в год.

Реакция США не заставила себя долго ждать. Посол США в Казахстане Э.Джоунс напомнила, что позиция США в отношении Ирана остается неизменной. В этой связи никто не давал официального разрешения Казахстану на подобный контракт. Вашингтон и оперирующая с казахстанской нефтью американская компания "Шеврон" предупредили правительство Казахстана о необходимости прекратить поставки нефти в Иран сразу же после того, как начнет функционировать нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Однако, несмотря на возражения со стороны США, правительство Казахстана намерено в будущем использовать южное направление и для экспорта нефти с казахстанского участка каспийского шельфа.

Не увенчались успехом и попытки Соединенных Штатов сорвать планы Ирана по воссозданию Великого Шелкового пути путём введения в мае 1993 г., июне 1995 г. и августе 1996 г. торгового эмбарго (способ, хорошо апробированный в Ираке, Ливии, Югославии). Вашингтон надеялся, что запрет на участие в разработке иранских нефтяных месторождений и закупку иранской нефти (ранее США импортировали её на сумму 4 млрд долларов в год) больно ударит по нефтяной отрасли Ирана, являющейся для него основным источником валюты (16 млрд. долларов, что составляет 90% всего ежегодного внешнеторгового дохода), используемой и для строительства транспортной инфраструктуры.

Но политика США не нашла поддержки у их союзников, не захотевших жертвовать деньгами ради принципов. Париж, Рим, Бонн, Мадрид и Токио, обвинив Вашингтон в нарушении правил Всемирной торговой организации, попрании священного принципа экстерриториальности (согласно которому одна страна не может навязывать другим свою внешнеторговую политику), решили придерживаться в отношении Тегерана политики "критического диалога", то есть вести конструктивное сотрудничество, не скрывая при этом свою негативную позицию в связи с нарушением в Иране политических и гражданских прав.
 

Бөлісу: