14 Маусым 2013, 06:12
Для обеспечения поставок энергоносителей каждая из сторон построит свою часть газопровода самостоятельно: иранская нефтегазовая компания "Иран нешнл ойл энд гэс компани" проложит 260-километровый трубопровод от окрестностей Тебриза (северо-запад Ирана) до города Догубаязит на турецко-иранской границе, а турецкая компания "Туркеш ойл энд гэс паплайн компани" продолжит его до Анкары, что фактически приведет к появлению магистрального газопровода Тебриз - Догубаязит - Агры - Эрзурум - Эрзинджан - Сивас - Анкара общей протяжённостью 1370 км (Тебриз-Догубаязит - 270 км, Догубаязит-Эрзурум - 300 км, Эрзурум-Анкара - 800 км). Расходы каждой из сторон на строительство своего участка составят около 200 млн долларов. Для сооружения 800-километровой линии Эрзурум - Анкара Турция планирует привлечь зарубежных кредиторов. Стороны намерены приступить к строительству газопровода в марте 1997 года и ввести его в эксплуатацию в 1998 году. В ноябре 1996 года турецкая государственная нефтяная компания "БОТАШ" уже объявила тендер на строительство первых 300 км газопровода.
Строительство газопроводов Корпедже - Курт-Куи и Тебриз -Анкара фактически приведет к появлению трансконтинентального трубопровода Туркменистан - Иран - Турция, по которому турецкое правительство планирует экспортировать туркменский газ в Европу.
Следует отметить, что в настоящее время 90% туркменского газа поступает к потребителям ближнего и дальнего зарубежья по магистральному газопроводу Средняя Азия - Центр через территорию России. С появлением новых трубопроводов функции экспортёра туркменского газа на мировые рынки и в республики Закавказья (уже ведётся строительство газопроводов в Армению и Азербайджан) возьмёт на себя Иран, а Россия в этом случае не просто лишится экономических и политических дивидендов от транзита туркменского сырья, но и приобретёт нового конкурента на газовых рынках Турции и Европы.
Не менее острая борьба развернулась вокруг возможного участия Ирана в транспортировке каспийской нефти.
Рассматривалось несколько вариантов поставки азербайджанской нефти через территорию Ирана. Два трансиранских проекта: Баку - о.Харк (протяжённостью 1060 км) и Баку - Тебриз - о.Харк (протяжённостью 1150 км) себестоимостью по 2,5 млрд. долларов и пропускной способностью 40 млн. тонн в год предполагали подключение к уже существующему 750-километровому нефтепроводу Тебриз - о.Харк и выход к нефтеперерабатывающим заводам Тебриза, Тегерана, Эрана и Исфахана. Ирано-турецкий маршрут (протяжённостью немногим более 1000 км и пропускной способностью 40 млн. тонн нефти в год) предполагал выход из Азербайджана в Иран с дальнейшим продвижением на запад и подключением к идущим из Ирака нефтепроводам на территории Турции. Но нефтяные компании США и Великобритании, составляющие большинство в Азербайджанском международном операционном комитете (АМОК), по политическим мотивам отказались обсуждать варианты транспортировки азербайджанской нефти через территорию Ирана.