Ненадолго оказался забыт проект строительства экспортного газопровода через Иран и Турцию в Европу

14 Маусым 2013, 06:06

Между тем Тегеран, не отступаясь от главного, решил начать с малого - строительства трубопровода Туркменистан - Иран. В июле 1995 года страны договорились о строительстве трубопровода от месторождения Корпедже на юго-западе Туркменистана (его запасы оцениваются в 60 млрд. куб. м) до города Курт-Куи на севере Ирана (с подключением к системе действующего трубопровода Серахс - Нека). Общая стоимость этого участка газопровода протяжённостью 140 км и пропускной способностью 8 млрд. куб. м газа в год оценивается в 250 млрд. долларов. Уже в октябре 1995 года Иран приступил к строительству газовой нитки Корпедже - Курт-Куи, взяв на себя 80% финансирования проекта, а также выполнение всех работ по обустройству месторождения и прокладке труб. Для завершения строительства, намеченного на конец 1997 года, предусматривается привлечение капиталов зарубежных инвесторов, заинтересованных в получении прибыли от поставок туркменского газа на европейские рынки. Соглашение об участии в этом проекте уже подписали японские корпорации "Мицубиси" и "Марубени". Ненадолго оказался забыт и проект строительства экспортного газопровода через Иран и Турцию в Европу. В декабре 1995 года к власти в Турции пришла исламистская Партия благоденствия. Лидер исламистов Н.Эрбакан, занявший пост премьер-министра, стал активно проводить политику сближения с мусульманскими странами региона, пытаясь изменить ориентированный на Запад внешнеполитический курс страны. Первый совершенный им после назначения на пост главы правительства визит в Иран касался сделки о поставках в Турцию иранского газа, что было воспринято Вашингтоном как открытый вызов США и угроза их геополитическим интересам. Ещё до визита турецкого премьер-министра в Тегеран Вашингтон предупредил Анкару, что в случае подписания сделки по газу она навлечёт на себя экономические санкции США. Основанием для этого стала новая поправка (от 8 августа 1996 года) к закону Д'Амато, предусматривающая наказание, вплоть до военного вмешательства, для тех иностранных компаний, которые будут вкладывать деньги в газовый и нефтяной сектора экономики Ирана и Ливии на сумму, превышающую 40 млн. долларов. Однако Турция и Иран нашли способ оформить соглашение, не нарушая американского законодательства. В их договоре, подписанном 12 августа 1996 года, речь шла всего лишь о торговой сделке, по которой Иран обязуется в течение 22 лет поставить Турции природного газа на 20 млрд. долларов. Начиная с 1999 года, ежегодные поставки газа составят 3 млрд. куб. м и возрастут к 2005 году до 10 млрд. куб. м.

Между тем Тегеран, не отступаясь от главного, решил начать с малого - строительства трубопровода Туркменистан - Иран. В июле 1995 года страны договорились о строительстве трубопровода от месторождения Корпедже на юго-западе Туркменистана (его запасы оцениваются в 60 млрд. куб. м) до города Курт-Куи на севере Ирана (с подключением к системе действующего трубопровода Серахс - Нека). Общая стоимость этого участка газопровода протяжённостью 140 км и пропускной способностью 8 млрд. куб. м газа в год оценивается в 250 млрд. долларов. Уже в октябре 1995 года Иран приступил к строительству газовой нитки Корпедже - Курт-Куи, взяв на себя 80% финансирования проекта, а также выполнение всех работ по обустройству месторождения и прокладке труб. Для завершения строительства, намеченного на конец 1997 года, предусматривается привлечение капиталов зарубежных инвесторов, заинтересованных в получении прибыли от поставок туркменского газа на европейские рынки. Соглашение об участии в этом проекте уже подписали японские корпорации "Мицубиси" и "Марубени".

Ненадолго оказался забыт и проект строительства экспортного газопровода через Иран и Турцию в Европу. В декабре 1995 года к власти в Турции пришла исламистская Партия благоденствия. Лидер исламистов Н.Эрбакан, занявший пост премьер-министра, стал активно проводить политику сближения с мусульманскими странами региона, пытаясь изменить ориентированный на Запад внешнеполитический курс страны. Первый совершенный им после назначения на пост главы правительства визит в Иран касался сделки о поставках в Турцию иранского газа, что было воспринято Вашингтоном как открытый вызов США и угроза их геополитическим интересам.

Ещё до визита турецкого премьер-министра в Тегеран Вашингтон предупредил Анкару, что в случае подписания сделки по газу она навлечёт на себя экономические санкции США. Основанием для этого стала новая поправка (от 8 августа 1996 года) к закону Д'Амато, предусматривающая наказание, вплоть до военного вмешательства, для тех иностранных компаний, которые будут вкладывать деньги в газовый и нефтяной сектора экономики Ирана и Ливии на сумму, превышающую 40 млн. долларов.

Однако Турция и Иран нашли способ оформить соглашение, не нарушая американского законодательства. В их договоре, подписанном 12 августа 1996 года, речь шла всего лишь о торговой сделке, по которой Иран обязуется в течение 22 лет поставить Турции природного газа на 20 млрд. долларов. Начиная с 1999 года, ежегодные поставки газа составят 3 млрд. куб. м и возрастут к 2005 году до 10 млрд. куб. м.

Бөлісу: