Природный газ в Казахстане

10 Маусым 2013, 10:58

В Казахстане принята Программа развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы. Газ, как и нефть, стал предметом особого внимания. Газовая промышленность Казахстана стала развиваться относительно недавно, в 70-е годы прошлого столетия. В «Казахской Советской энциклопедии» за 1981 год отмечено, что «наличие больших промышленных запасов природного газа, высокая эффективность его использования и сравнительно низкая капиталоемкость позволяют в короткие сроки изменить структуру топливного баланса республики в пользу газа. Перспектива развития газовой промышленности в Казахстане велика». Структура собственности в отрасли: преобладают государственные компании, имеющие разветвленную структуру холдинга, присутствуют также совместные предприятия с долей иностранного капитала. Ведущие компании: национальный холдинг АО «НК «КазМунайГаз», ее дочерняя компания АО «КазТрансГаз», которая владеет 100% акций компании «Интергаз Центральная Азия»,а также компании, являющиеся дочерними АО «КазТрансГаз»: «Алматы Пауэр Консолидейтед» и «Алматыгаз»; Национальная нефтегазовая компания «Казахойл» С обретением Казахстаном независимости управлением магистральной частью газотранспортной системы занималась отечественная государственная структура «Казахгаз». Однако эффективное хозяйствование требовало значительных капитальных вложений, и не только для оперативной работы и подержания сетей в исправном состоянии, но и для их развития. «Казахгазу» в силу объективно сложившихся обстоятельств не удалось решить эти проблемы, и на правительственном уровне было принято решение о привлечении иностранных инвесторов. Летом 1997 года бельгийская компания «Трактебель С.А.» и Республика Казахстан заключили Договор концессии внутренней и международной газотранспортных систем. Договором предусматривался первоначальный срок - 15 лет с возможностью пролонгации при соблюдении всех условий. Под концессию попала значительная часть системы - 10 магистральных газопроводов, 21 компрессорная станция с перекачивающими установками и три подземных хранилища газа. Потенциальный инвестор специально под договор создал две компании - «Интергаз Центральная Азия» (оператор газопроводов) и монополиста «Алматы Пауэр Консолидейтед». Кроме того, именно с появлением концессионера в стране резко снизилось потребление газа, так как инвестор занимался лишь транспортировкой газа, а никак не его поставкой за счет своих внутренних резервов. Для потребителей же это означало повышение цен на периодически подаваемые газ и электроэнергию. Чувствуя неустойчивое свое положение, «Трактебель» не стремился вкладывать в отрасль какие-либо средства, и уже в 1999 году руководство компании стало высказывать сомнения насчет целесообразности своего присутствия в Казахстане. Проблему управления газотранспортной системой следовало решать в срочном порядке, тем более что узбекские поставщики слишком часто стремились повысить цены.

В Казахстане принята Программа развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы. Газ, как и нефть, стал предметом особого внимания. Газовая промышленность Казахстана стала развиваться относительно недавно, в 70-е годы прошлого столетия. В «Казахской Советской энциклопедии» за 1981 год отмечено, что «наличие больших промышленных запасов природного газа, высокая эффективность его использования и сравнительно низкая капиталоемкость позволяют в короткие сроки изменить структуру топливного баланса республики в пользу газа. Перспектива развития газовой промышленности в Казахстане велика».

Структура собственности в отрасли: преобладают государственные компании, имеющие разветвленную структуру холдинга, присутствуют также совместные предприятия с долей иностранного капитала.

Ведущие компании: национальный холдинг АО «НК «КазМунайГаз», ее дочерняя компания АО «КазТрансГаз», которая владеет 100% акций компании «Интергаз Центральная Азия»,а также компании, являющиеся дочерними АО «КазТрансГаз»: «Алматы Пауэр Консолидейтед» и «Алматыгаз»; Национальная нефтегазовая компания «Казахойл»

С обретением Казахстаном независимости управлением магистральной частью газотранспортной системы занималась отечественная государственная структура «Казахгаз». Однако эффективное хозяйствование требовало значительных капитальных вложений, и не только для оперативной работы и подержания сетей в исправном состоянии, но и для их развития. «Казахгазу» в силу объективно сложившихся обстоятельств не удалось решить эти проблемы, и на правительственном уровне было принято решение о привлечении иностранных инвесторов. Летом 1997 года бельгийская компания «Трактебель С.А.» и Республика Казахстан заключили Договор концессии внутренней и международной газотранспортных систем. Договором предусматривался первоначальный срок - 15 лет с возможностью пролонгации при соблюдении всех условий. Под концессию попала значительная часть системы - 10 магистральных газопроводов, 21 компрессорная станция с перекачивающими установками и три подземных хранилища газа. Потенциальный инвестор специально под договор создал две компании - «Интергаз Центральная Азия» (оператор газопроводов) и монополиста «Алматы Пауэр Консолидейтед».

Кроме того, именно с появлением концессионера в стране резко снизилось потребление газа, так как инвестор занимался лишь транспортировкой газа, а никак не его поставкой за счет своих внутренних резервов. Для потребителей же это означало повышение цен на периодически подаваемые газ и электроэнергию.

Чувствуя неустойчивое свое положение, «Трактебель» не стремился вкладывать в отрасль какие-либо средства, и уже в 1999 году руководство компании стало высказывать сомнения насчет целесообразности своего присутствия в Казахстане. Проблему управления газотранспортной системой следовало решать в срочном порядке, тем более что узбекские поставщики слишком часто стремились повысить цены.

Бөлісу: