Название инструмента намекает на его культовое назначение

4 Маусым 2013, 11:06

Домбра же, отделившись от шертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру куыс мойын, т. е. с полым грифом. От шертера отделился еще один инструмент — смычковый кобыз. Название инструмента намекает на его культовое назначение в прошлом и соответствует древнетюркскому слову «кобыз», которое произносилось обычно при изгнании «злого духа». Да и сам кобыз на протяжении многих веков использовался в основном для исполнения ритуальных мелодий и танцев баксы — шамана. Если у домбры кожаная дека была заменена на деревянную, то у кобыза она оставалась неизменной. Только гриф у кобыза изогнулся, вследствие чего корпус его принял планетарную форму. Основываясь на анализе казахского музыкального инструментария, проведенного советскими исследователями-инструментоведами, с учетом возникновения и бытования их в единой этнокультурной среде, тембровых особенностей, стилевых признаков, характера исполнительства, отражающих специфику музыкальной культуры народа, казахские музыкальные инструменты можно подразделить на общенациональные и фольклорные. Общенациональными народными музыкальными инструментами можно считать домбру, кобыз и их разновидности, сыбызгы, распространенные по всему Казахстану и успешно используемые для исполнения как народной, так и классической музыки. Фольклорными народными музыкальными инструментами являются уульдек, сазген, желбуаз, желкабыз, дангра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, керней, дудыга, дунгиршек, токылдак, асатаяк, адырна, шыртылдауык, сакпан, функционирующие, главным образом, в фольклорно-этнографической среде. Сюда же можно отнести еще сырнай, кепшик, жетыген, бугышак, шын, шанкобыз, ауыз сырнай, возникшие, по-видимому, путем заимствования у соседей конструкций, способов изготовления, музыкального строя, принципов звукоизвлечения. Батальный дабыл громкого звучания, упоминаемый во многих героических сказаниях XVI—XVIII веков, представлял собой инструмент значительно большего размера, на широкий ободок которого с двух сторон натягивалась шкура верблюдицы особой обработки. Наряду со знаменем он выносился на войну.

Домбра же, отделившись от шертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру куыс мойын, т. е. с полым грифом. От шертера отделился еще один инструмент — смычковый кобыз. Название инструмента намекает на его культовое назначение в прошлом и соответствует древнетюркскому слову «кобыз», которое произносилось обычно при изгнании «злого духа». Да и сам кобыз на протяжении многих веков использовался в основном для исполнения ритуальных мелодий и танцев баксы — шамана.

Если у домбры кожаная дека была заменена на деревянную, то у кобыза она оставалась неизменной. Только гриф у кобыза изогнулся, вследствие чего корпус его принял планетарную форму. Основываясь на анализе казахского музыкального инструментария, проведенного советскими исследователями-инструментоведами, с учетом возникновения и бытования их в единой этнокультурной среде, тембровых особенностей, стилевых признаков, характера исполнительства, отражающих специфику музыкальной культуры народа, казахские музыкальные инструменты можно подразделить на общенациональные и фольклорные. Общенациональными народными музыкальными инструментами можно считать домбру, кобыз и их разновидности, сыбызгы, распространенные по всему Казахстану и успешно используемые для исполнения как народной, так и классической музыки. Фольклорными народными музыкальными инструментами являются уульдек, сазген, желбуаз, желкабыз, дангра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, керней, дудыга, дунгиршек, токылдак, асатаяк, адырна, шыртылдауык, сакпан, функционирующие, главным образом, в фольклорно-этнографической среде.

Сюда же можно отнести еще сырнай, кепшик, жетыген, бугышак, шын, шанкобыз, ауыз сырнай, возникшие, по-видимому, путем заимствования у соседей конструкций, способов изготовления, музыкального строя, принципов звукоизвлечения. Батальный дабыл громкого звучания, упоминаемый во многих героических сказаниях XVI—XVIII веков, представлял собой инструмент значительно большего размера, на широкий ободок которого с двух сторон натягивалась шкура верблюдицы особой обработки. Наряду со знаменем он выносился на войну.

Бөлісу: