Виды казахских домбр

4 Маусым 2013, 11:05

Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных ладов по количеству девяти ответвлений народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, «шея» стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной. Виды казахских домбр: - кос iшектi (двухструнная); - yш iшектi (трехструнная); - кен шанакты (ширококорпусная); - аша, екi жакты (двухсторонняя); - iшi iшектi (подгрифная); - кyыс мойын (с полым грифом); - шiнлкiлдек; Такие сведения о развитии народного инструмента мы находим в легенде о золотой домбре, записанной нами в одном из ничем не примечательных селений, расположенных в долине Сырдарьи. Можно, конечно, предположить, что первые архаичные формы шертера, домбры, кобыза могли возникнуть, как всякий другой музыкальный инструмент, на основе синтеза охотничьего барабана с кожаной декой и струнами. На такую возможность указывает ряд фактов, прежде всего название домбры, означающее по-кыпчакски «дангра», «барабан», «бубен», а также способ извлечения звука не только щипком, но и одновременными ударами пальцев при исполнении народных кюйев. Чтобы проследить этот процесс, нам надо выяснить, прежде всего, возникновение лютни как отправной формы, поскольку другого более древнего инструмента еще не найдено. Причем, в самом древнем его варианте — этаком прообразе лютни, напоминающем грушу, механически сведены в одно целое барабан с кожаной декой и струны. Если его взять за основу, то нетрудно представить, как от инструмента, постепенно в результате вытягивания корпуса отделился гриф. Что же касается казахского шертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов — щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шертере можно играть и щипком, и смычком. У него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус, бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции.

Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных ладов по количеству девяти ответвлений народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, «шея» стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.

Виды казахских домбр:
- кос iшектi (двухструнная);
- yш iшектi (трехструнная);
- кен шанакты (ширококорпусная);
- аша, екi жакты (двухсторонняя);
- iшi iшектi (подгрифная);
- кyыс мойын (с полым грифом);
- шiнлкiлдек;

Такие сведения о развитии народного инструмента мы находим в легенде о золотой домбре, записанной нами в одном из ничем не примечательных селений, расположенных в долине Сырдарьи. Можно, конечно, предположить, что первые архаичные формы шертера, домбры, кобыза могли возникнуть, как всякий другой музыкальный инструмент, на основе синтеза охотничьего барабана с кожаной декой и струнами. На такую возможность указывает ряд фактов, прежде всего название домбры, означающее по-кыпчакски «дангра», «барабан», «бубен», а также способ извлечения звука не только щипком, но и одновременными ударами пальцев при исполнении народных кюйев. Чтобы проследить этот процесс, нам надо выяснить, прежде всего, возникновение лютни как отправной формы, поскольку другого более древнего инструмента еще не найдено. Причем, в самом древнем его варианте — этаком прообразе лютни, напоминающем грушу, механически сведены в одно целое барабан с кожаной декой и струны. Если его взять за основу, то нетрудно представить, как от инструмента, постепенно в результате вытягивания корпуса отделился гриф.

Что же касается казахского шертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов — щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шертере можно играть и щипком, и смычком. У него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус, бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции.

Бөлісу: