Распространены были и такие напитки, как шалап, акта, койыртпак

4 Маусым 2013, 09:52

Выдерживали раньше кумыс, добавляя в определенных пропорциях свежее молоко в течение четырех, пяти, шести и более суток к праздникам, поминкам. Его вкусовые качества зависели от способа приготовления состава закваски, качества молока (связанного, в свою очередь, с травостоем пастбищ), свойств емкости, в которой кумыс готовился, и, наконец, от частоты взбалтываний. Чем чаще кумыс перемешивали, тем он становился вкуснее. Шубат также является не только тонизирующим напитком, но и пищей, ибо верблюжье молоко очень жирное и содержит много полезных для обновления организма человека компонентов. В сочетании с чистым воздухом, свежими продуктами питания он применялся и как эффективное средство лечения от разных болезней, в особенности — от легочных. Распространены были и такие напитки, как шалап, акта, койыртпак. Шалап — это смесь кислого молока с водой, употреблялся как напиток тонизирующий. Акта и койыртпак приготавливали несколько другим способом: выезжая утром вместе со скотом, пастух брал с собой торсык — кожаную флягу с айраном. Добавив туда свежего овечьего молока, он подвешивал его на переднюю луку седла, чтобы содержимое торсыка постоянно перемешивалось в такт движению коня. В течение дня несколько раз вливали в емкость свежее молоко, из которого получался густой вкусный напиток — акта. Койыртпак готовился таким же образом, только вливали овечье молоко во флягу с кумысом, постоянно добавляя все новое парное молоко в течение дня. Шалап, акта, койыртпак называли в прошлом напитками пастухов. Они также приготовляли для себя вскипяченное на раскаленных на костре камушках овечье молоко — корыктык. Мучными в казахской кухне были такие блюда, как каттама, катырма, шылпын, нан салма, кулшетай; хлебные изделия — таба нан, казан жаппа, шелпек, бауыр-сак, тандыр нан (на юге Казахстана) и другие. Широко употреблялось в прошлом и просо, его варили, жарили, очищали, затем толкли в ступе, пропустив через решето, слегка обдав кипятком, смешивали со сливочным маслом, посыпали немного сахаром и приготовляли пищу разового приема — майсок. Из сильно измельченного пшена, смешанного со сливочным маслом, сахаром и специями табак готовили впрок жент, который хранился, также как и масло, кумыс коспа, в бараньем бурдюке. Считались лакомством и были доступны лишь оседлой части населения вяленая рыба, блюда из кукурузы, риса, например, плов (палау), сушеные дыни (кауын-как), сушеное варенье (кауын-курт). Последние вместе с куртом, иримшиком, ежегеем заменяли в прошлом кондитерские изделия на дастархане — скатерти казахов. Казахи любили и любят чай. Пили его с молоком перед едой, без молока — после еды. Алкогольных напитков у них в прошлом не было, за исключением бозы (браги), приготовляемой из проса, пшеницы молочно-восковой спелости со специями и закваской перебродившего кислого молока. Узбекали Джанибеков http://www.kazakhistory.ru

Выдерживали раньше кумыс, добавляя в определенных пропорциях свежее молоко в течение четырех, пяти, шести и более суток к праздникам, поминкам. Его вкусовые качества зависели от способа приготовления состава закваски, качества молока (связанного, в свою очередь, с травостоем пастбищ), свойств емкости, в которой кумыс готовился, и, наконец, от частоты взбалтываний. Чем чаще кумыс перемешивали, тем он становился вкуснее. Шубат также является не только тонизирующим напитком, но и пищей, ибо верблюжье молоко очень жирное и содержит много полезных для обновления организма человека компонентов. В сочетании с чистым воздухом, свежими продуктами питания он применялся и как эффективное средство лечения от разных болезней, в особенности — от легочных. Распространены были и такие напитки, как шалап, акта, койыртпак. Шалап — это смесь кислого молока с водой, употреблялся как напиток тонизирующий. Акта и койыртпак приготавливали несколько другим способом: выезжая утром вместе со скотом, пастух брал с собой торсык — кожаную флягу с айраном. Добавив туда свежего овечьего молока, он подвешивал его на переднюю луку седла, чтобы содержимое торсыка постоянно перемешивалось в такт движению коня. В течение дня несколько раз вливали в емкость свежее молоко, из которого получался густой вкусный напиток — акта. Койыртпак готовился таким же образом, только вливали овечье молоко во флягу с кумысом, постоянно добавляя все новое парное молоко в течение дня.

Шалап, акта, койыртпак называли в прошлом напитками пастухов. Они также приготовляли для себя вскипяченное на раскаленных на костре камушках овечье молоко — корыктык. Мучными в казахской кухне были такие блюда, как каттама, катырма, шылпын, нан салма, кулшетай; хлебные изделия — таба нан, казан жаппа, шелпек, бауыр-сак, тандыр нан (на юге Казахстана) и другие. Широко употреблялось в прошлом и просо, его варили, жарили, очищали, затем толкли в ступе, пропустив через решето, слегка обдав кипятком, смешивали со сливочным маслом, посыпали немного сахаром и приготовляли пищу разового приема — майсок. Из сильно измельченного пшена, смешанного со сливочным маслом, сахаром и специями табак готовили впрок жент, который хранился, также как и масло, кумыс коспа, в бараньем бурдюке. Считались лакомством и были доступны лишь оседлой части населения вяленая рыба, блюда из кукурузы, риса, например, плов (палау), сушеные дыни (кауын-как), сушеное варенье (кауын-курт). Последние вместе с куртом, иримшиком, ежегеем заменяли в прошлом кондитерские изделия на дастархане — скатерти казахов. Казахи любили и любят чай. Пили его с молоком перед едой, без молока — после еды. Алкогольных напитков у них в прошлом не было, за исключением бозы (браги), приготовляемой из проса, пшеницы молочно-восковой спелости со специями и закваской перебродившего кислого молока.

Узбекали Джанибеков

http://www.kazakhistory.ru

Бөлісу: