С конца XIX в. по примеру переселенцев казахи-земледельцы стали применять и каменные катки

4 Маусым 2013, 09:41

В обиходе была рамочная борона с находившимися друг от друга на расстоянии 10-15 см поперечными планками и вставленными в них деревянными зубьями. Кольцо тяги в данном случае крепилось на один из углов рамы. Для жатвы, сенокоса использовались цельнокованные, с жестким сквозным креплением, или без него, серпы – кол орак, лезвия которых традиционно не имели зубьев, были гладкими, а также серпы, изготовленные из кос—шалгы орак, которые представляли собой часть лезвия косы, с прикрепленным к ней железным черенком или деревянной рукояткой. Определенный интерес представляет подготовка тока-кырмана к жатве. Обычно кырман располагался вблизи посевов, его площадь зависела не только от количества рабочего скота, используемого в молотьбе, но и ожидаемого объема зерна. На площадке, выбранной для кырмана, дихан снимал верхний дерновый слой и оголенный таким образом грунт заливал водой. После некоторой просушки, разбросав на площадке солому или сено, гонял по ней скот в течение нескольких часов. И когда земля утрамбовывалась и становилась твердой, сгребал настил и давал ей просохнуть в течение 2—3 дней. Тщательно подметя всю площадь, готовил кырман к приему урожая. При повторном использовании кырмана его подравнивали, вновь заливали водой и после подсыхания утрамбовывали бревном, привязанным к лошади или верблюду. А на орошаемых землях кырман устраивался непосредственно на одной из делянок хлебного поля, где грунт был достаточно уплотнен многочисленными поливами. Посередине кырмана вбивался короткий, высотой до двух метров стоб (окагаш) со свободно вращающимся металлическим колесом, к которому прикрепляли приводы животных, используемых для молотьбы. Животных прогоняли по кругу. А с конца XIX в. по примеру переселенцев казахи-земледельцы стали применять и каменные катки. Вилами (айыр, аша), граблями (тырма) очищали зерно на току от соломы, деревянной лопатой веяли его, просеивали через решето (елек, калбыр), освобождая хлеб от камней и других примесей. В качестве решета использовали и старые тазы, ведра и другие металлические емкости, в днище которых пробивались мелкие отверстия, после чего они подвешивались на треногу для просеивания. Зерно хранили в небольших утепленных соломой ямах (yра). вырытых во дворе дома. Те, кто располагал относительно большим хлебом, имел амбары — камба в составе жилого дома. Из приведенных выше примеров явствует, что хозяйство казахов испокон веков было экстенсивным, основанным на кочевом, полукочевом скотоводстве, низкотоварном богарном или орошаемом земледелии, примитивных орудиях труда, способах обработки почвы. Тем не менее к началу XX в. в формах хозяйствования, быту и образе жизни казахов произошли значительные качественные изменения. Включение Казахстана в орбиту общероссийской экономики способствовало возникновению и развитию горнодобывающей и нефтяной промышленности, рыбных и соляных промыслов. http://www.kazakhistory.ru

В обиходе была рамочная борона с находившимися друг от друга на расстоянии 10-15 см поперечными планками и вставленными в них деревянными зубьями. Кольцо тяги в данном случае крепилось на один из углов рамы. Для жатвы, сенокоса использовались цельнокованные, с жестким сквозным креплением, или без него, серпы – кол орак, лезвия которых традиционно не имели зубьев, были гладкими, а также серпы, изготовленные из кос—шалгы орак, которые представляли собой часть лезвия косы, с прикрепленным к ней железным черенком или деревянной рукояткой. Определенный интерес представляет подготовка тока-кырмана к жатве. Обычно кырман располагался вблизи посевов, его площадь зависела не только от количества рабочего скота, используемого в молотьбе, но и ожидаемого объема зерна. На площадке, выбранной для кырмана, дихан снимал верхний дерновый слой и оголенный таким образом грунт заливал водой.

После некоторой просушки, разбросав на площадке солому или сено, гонял по ней скот в течение нескольких часов. И когда земля утрамбовывалась и становилась твердой, сгребал настил и давал ей просохнуть в течение 2—3 дней. Тщательно подметя всю площадь, готовил кырман к приему урожая. При повторном использовании кырмана его подравнивали, вновь заливали водой и после подсыхания утрамбовывали бревном, привязанным к лошади или верблюду. А на орошаемых землях кырман устраивался непосредственно на одной из делянок хлебного поля, где грунт был достаточно уплотнен многочисленными поливами. Посередине кырмана вбивался короткий, высотой до двух метров стоб (окагаш) со свободно вращающимся металлическим колесом, к которому прикрепляли приводы животных, используемых для молотьбы. Животных прогоняли по кругу. А с конца XIX в. по примеру переселенцев казахи-земледельцы стали применять и каменные катки. Вилами (айыр, аша), граблями (тырма) очищали зерно на току от соломы, деревянной лопатой веяли его, просеивали через решето (елек, калбыр), освобождая хлеб от камней и других примесей. В качестве решета использовали и старые тазы, ведра и другие металлические емкости, в днище которых пробивались мелкие отверстия, после чего они подвешивались на треногу для просеивания. Зерно хранили в небольших утепленных соломой ямах (yра). вырытых во дворе дома. Те, кто располагал относительно большим хлебом, имел амбары — камба в составе жилого дома. Из приведенных выше примеров явствует, что хозяйство казахов испокон веков было экстенсивным, основанным на кочевом, полукочевом скотоводстве, низкотоварном богарном или орошаемом земледелии, примитивных орудиях труда, способах обработки почвы. Тем не менее к началу XX в. в формах хозяйствования, быту и образе жизни казахов произошли значительные качественные изменения. Включение Казахстана в орбиту общероссийской экономики способствовало возникновению и развитию горнодобывающей и нефтяной промышленности, рыбных и соляных промыслов.

http://www.kazakhistory.ru

Бөлісу: