Орудия труда скотоводов, будучи функционально совершенными, не изменялись на протяжении веков

4 Маусым 2013, 09:39

Орудия труда скотоводов, будучи функционально совершенными, не изменялись на протяжении веков. Таковы, например, приспособления для привязи: овец —косак, ягнят — коген, жеребят и верблюжат — жели, коров и телят — бас жип; недоуздок, привод для коня — шылбыр, повод для верблюда — буйда, крюк для ловли лошадей — курык и др. В качестве пахотного упряжного орудия казахи испокон веков пользовались жерагашем, известным с эпохи бронзы и раннего железа. Он представлял собой что-то среднее между оралом и сохой, не имел отвала и только разрывал и раздвигал землю в обе стороны. Жерагаш состоял из естественно искривленного ствола дерева — корпуса с глубоким отверстием для носка пахотного орудия — сошника (тiс, бозна, турен — в разных районах), вставляемого в паз корпуса и закрепляемого клином грядили (жетекагаш, октык), а также упряжного для тягловых животных приспособления — ярма (мойынтурык). Рукоятка жерагаша — тутка служила правилом, с помощью которого направлялось его движение. Другим наиболее распространенным типом пахотного упряжного орудия в конце XIX - начале XX вв. был сабан (атсабан — на юге Казахстана) — местная разновидность колесного плуга, который состоял также из корпуса, двухколесного передка, бруса — белагаш, соединяющего корпус сабана с передком, грядили, закрепляемой на передке и служившей для упряжки животных. На белагаше располагались два отверстия, в переднее из них вставлялся резец — кылыш, находившийся перед сошником и резавший для него почву, во второе, располагавшееся над плоскостью сошника, вкладывался винтовой железный стержень, регулировавший угол наклона сошника, т. е. глубину пахоты. Сошник же сабана бывал массивнее сошника жерагаша и в отличие от него имел трубицу, на которую насаживался носок полоза. На ось колесного передка крепился деревянный брус — палек. Вспашка сабаном требовала в зависимости от состояния земли тяглового скота в две и более пары, особенно когда поднимали целину. Тягловый скот запрягался пара за парой, грядиль второй пары укреплялась на ярме первой пары, грядиль третьей — на ярме второй. На правом конце планки, соединявшей рукоятки сабана, предусматривался зубец, на который накидывали вожжи — делбе. На орошаемых землях юга Казахстана, Семиречья широко применялся кетпен (кетмень), отличавшийся от общепринятых тяпок размером и несколько округленной формой, курек — лопата, отак — тяпка, изготовляемые методом горячей ковки. Ими копали каналы, водоемы, канавки, обрабатывали посевы, удаляли сорняки. В качестве бороны казах использовал обыкновенное бревно (мала), накладывая на него тяжести или становясь на него сам. Широко применялся им и другой вид бороны, состоящий из двух массивных балок с деревянными зубьями, соединенных для образования квадрата двумя планками. Кольцо тяги прикреплялось к одной из этих балок.

Орудия труда скотоводов, будучи функционально совершенными, не изменялись на протяжении веков. Таковы, например, приспособления для привязи: овец —косак, ягнят — коген, жеребят и верблюжат — жели, коров и телят — бас жип; недоуздок, привод для коня — шылбыр, повод для верблюда — буйда, крюк для ловли лошадей — курык и др. В качестве пахотного упряжного орудия казахи испокон веков пользовались жерагашем, известным с эпохи бронзы и раннего железа. Он представлял собой что-то среднее между оралом и сохой, не имел отвала и только разрывал и раздвигал землю в обе стороны. Жерагаш состоял из естественно искривленного ствола дерева — корпуса с глубоким отверстием для носка пахотного орудия — сошника (тiс, бозна, турен — в разных районах), вставляемого в паз корпуса и закрепляемого клином грядили (жетекагаш, октык), а также упряжного для тягловых животных приспособления — ярма (мойынтурык). Рукоятка жерагаша — тутка служила правилом, с помощью которого направлялось его движение. Другим наиболее распространенным типом пахотного упряжного орудия в конце XIX - начале XX вв. был сабан (атсабан — на юге Казахстана) — местная разновидность колесного плуга, который состоял также из корпуса, двухколесного передка, бруса — белагаш, соединяющего корпус сабана с передком, грядили, закрепляемой на передке и служившей для упряжки животных. На белагаше располагались два отверстия, в переднее из них вставлялся резец — кылыш, находившийся перед сошником и резавший для него почву, во второе, располагавшееся над плоскостью сошника, вкладывался винтовой железный стержень, регулировавший угол наклона сошника, т. е. глубину пахоты. Сошник же сабана бывал массивнее сошника жерагаша и в отличие от него имел трубицу, на которую насаживался носок полоза.

На ось колесного передка крепился деревянный брус — палек. Вспашка сабаном требовала в зависимости от состояния земли тяглового скота в две и более пары, особенно когда поднимали целину. Тягловый скот запрягался пара за парой, грядиль второй пары укреплялась на ярме первой пары, грядиль третьей — на ярме второй. На правом конце планки, соединявшей рукоятки сабана, предусматривался зубец, на который накидывали вожжи — делбе. На орошаемых землях юга Казахстана, Семиречья широко применялся кетпен (кетмень), отличавшийся от общепринятых тяпок размером и несколько округленной формой, курек — лопата, отак — тяпка, изготовляемые методом горячей ковки. Ими копали каналы, водоемы, канавки, обрабатывали посевы, удаляли сорняки. В качестве бороны казах использовал обыкновенное бревно (мала), накладывая на него тяжести или становясь на него сам. Широко применялся им и другой вид бороны, состоящий из двух массивных балок с деревянными зубьями, соединенных для образования квадрата двумя планками. Кольцо тяги прикреплялось к одной из этих балок.

Бөлісу: