Бата. Благословения казахского народа

4 Маусым 2013, 09:36

Издавна в нашем народе жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата беру" — благословения. Издревле люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека, можно достичь поставленных целей и желаний. И считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала. Недаром в народе бытуют мудрые слова: "Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение". По своим целям и содержанию "бата" бывают самыми разнообразными. Этой доброй традиции, идущей из глубин веков, в народе всегда придавали особое значение. Добрые, искренние слова напутствия оказывают благотворное влияние на воспитание у молодых людей благородных чувств. Детей, начинающих самостоятельный путь, благословляли так: «Пусть гордится тобой твой народ И придет к тебе мудрость с годами. Стань защитой и опорой Взрастившей тебя земле!» Народ верил, что "доброе слово — это половина счастья". Получить слова благодарности и благословения считалось большим достижением. Светлые и искренние слова "ак бата" вселяют надежду, веру, способствуют упрочению устоев и ценностей, движут людьми в их самых благородных побуждениях. Большой радостью в народе считаются свадебные праздники. В конце больших свадеб и народных тоев произносили пожелания: «Да благословит тебя Всевышний, Молодой хозяин очага! Пусть будет удачлив твой путь И прочным твой порог. Пусть согласие царит в доме этом И не погаснет свет очага! Такие пожелания укрепляли семейные узы.» Как известно, одним из способов существования казахского народа было скотоводство. Но растить и ухаживать за скотом — дело не простое. Народ превращал в праздники традиции, связанные с перекочевкой на "жайлау" (летнее пастбище) и "бие байлау" (время, когда впервые в году приступают к доению кобылиц). Во время бие байлау произносились бата: «Пусть саба будет полон кумыса, Изобильным всегда достархан. Да размножатся стада лошадей, А кумыс льется рекой!» После получения "ак бата" в народе зарождается вера в то, что они достигнут поставленных перед собой целей. "Ак бата" произносятся при отправлении в дальний путь, в дни айта, за праздничным дастарханом Наурыза ("Улыстын улы кунi"), после малых или больших тоев при большом стечении народа. «Пусть исполнятся желанья народные, Да будут реки водопойны, Пастбища — полны скота, А джигиты — крепки и мощны. И да служит все это на благо народа!» "Любовь к отчизне начинается с семьи", — считали в народе и особое внимание уделяли целостности и единству народа, а также миру и спокойствию. Поэтому наделенные большим авторитетом в народе аксакалы произносили такое благословение: «Благослови, Всевышний, и помилуй, Сохрани от беды и опасностей, От раздоров и ссор сохрани, Сохрани единство и мир!» Люди, сидящие с раскрытыми ладонями, произносят: "Аминь!" — и проводят ладонями по лицу. Этим выражается их одобрение. Продолжая добрую традицию, "бата" призывает к добру и благочестию, к знаниям и труду. Пропагандирует народные качества: порядочность и милосердие, скромность и человечность. «Достигнув вершин наук и познаний, Стань мудрецом и ученым, Известным в народе своем, Умеющим судить справедливо, Аллахуакбар!» «Отделившись от дома родного, По дороге знаний иди. Пусть тебе покорятся вершины, Непокоренные предками твоими!» Благословений, назидательных по своему характеру, существует множество. Они берут свое начало из глубин веков. Старшее поколение всегда стремилось воспитать в молодых людях чувство патриотизма и гордости, привить любовь к знаниям. Молодежь ценила доброе воздействие благих слов и назиданий. Молодые люди, вступая на самостоятельный путь, старались получить наставления уважаемого аксакала: «Стань опорой всего народа, А не только опорой дома своего. Стань талантливым человеком, Достойным народа своего.» Благословения и благопожелания — светлая традиция, рожденная из самых недр народных чаяний. Они могут дополняться по своему содержанию и характеру в зависимости от веяний и духа времени. Бата — добрые пожелания, воспитательное и назидательное значение которых огромно. Они призывают быть подальше от всего дурного и непристойного. http://www.kazakhistory.ru

Издавна в нашем народе жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата беру" — благословения. Издревле люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека, можно достичь поставленных целей и желаний. И считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала. Недаром в народе бытуют мудрые слова: "Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение". По своим целям и содержанию "бата" бывают самыми разнообразными. Этой доброй традиции, идущей из глубин веков, в народе всегда придавали особое значение. Добрые, искренние слова напутствия оказывают благотворное влияние на воспитание у молодых людей благородных чувств. Детей, начинающих самостоятельный путь, благословляли так:

«Пусть гордится тобой твой народ
И придет к тебе мудрость с годами.
Стань защитой и опорой
Взрастившей тебя земле!»

Народ верил, что "доброе слово — это половина счастья". Получить слова благодарности и благословения считалось большим достижением. Светлые и искренние слова "ак бата" вселяют надежду, веру, способствуют упрочению устоев и ценностей, движут людьми в их самых благородных побуждениях. Большой радостью в народе считаются свадебные праздники. В конце больших свадеб и народных тоев произносили пожелания:

«Да благословит тебя Всевышний,
Молодой хозяин очага!
Пусть будет удачлив твой путь
И прочным твой порог.
Пусть согласие царит в доме этом
И не погаснет свет очага!
Такие пожелания укрепляли семейные узы.»

Как известно, одним из способов существования казахского народа было скотоводство. Но растить и ухаживать за скотом — дело не простое. Народ превращал в праздники традиции, связанные с перекочевкой на "жайлау" (летнее пастбище) и "бие байлау" (время, когда впервые в году приступают к доению кобылиц). Во время бие байлау произносились бата:

«Пусть саба будет полон кумыса,
Изобильным всегда достархан.
Да размножатся стада лошадей,
А кумыс льется рекой!»

После получения "ак бата" в народе зарождается вера в то, что они достигнут поставленных перед собой целей. "Ак бата" произносятся при отправлении в дальний путь, в дни айта, за праздничным дастарханом Наурыза ("Улыстын улы кунi"), после малых или больших тоев при большом стечении народа.

«Пусть исполнятся желанья народные,
Да будут реки водопойны,
Пастбища — полны скота,
А джигиты — крепки и мощны.
И да служит все это на благо народа!»

"Любовь к отчизне начинается с семьи", — считали в народе и особое внимание уделяли целостности и единству народа, а также миру и спокойствию. Поэтому наделенные большим авторитетом в народе аксакалы произносили такое благословение:

«Благослови, Всевышний, и помилуй,
Сохрани от беды и опасностей,
От раздоров и ссор сохрани,
Сохрани единство и мир!»

Люди, сидящие с раскрытыми ладонями, произносят: "Аминь!" — и проводят ладонями по лицу. Этим выражается их одобрение. Продолжая добрую традицию, "бата" призывает к добру и благочестию, к знаниям и труду. Пропагандирует народные качества: порядочность и милосердие, скромность и человечность.

«Достигнув вершин наук и познаний,
Стань мудрецом и ученым,
Известным в народе своем,
Умеющим судить справедливо, Аллахуакбар!»

«Отделившись от дома родного,
По дороге знаний иди.
Пусть тебе покорятся вершины,
Непокоренные предками твоими!»

Благословений, назидательных по своему характеру, существует множество. Они берут свое начало из глубин веков. Старшее поколение всегда стремилось воспитать в молодых людях чувство патриотизма и гордости, привить любовь к знаниям. Молодежь ценила доброе воздействие благих слов и назиданий. Молодые люди, вступая на самостоятельный путь, старались получить наставления уважаемого аксакала:

«Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.»

Благословения и благопожелания — светлая традиция, рожденная из самых недр народных чаяний. Они могут дополняться по своему содержанию и характеру в зависимости от веяний и духа времени. Бата — добрые пожелания, воспитательное и назидательное значение которых огромно. Они призывают быть подальше от всего дурного и непристойного.

http://www.kazakhistory.ru

Бөлісу: