История знает немало примеров

4 Маусым 2013, 06:31

Несмотря на то, что становление кочевого, полукочевого и оседлого типов хозяйства в Казахстане своими корнями уходит к началу I тыс. до н. э. и развитие этих типов хозяйства в разных климатических условиях происходило одновременно, хотя и различными темпами и никогда не прекращалось, казахов по инерции продолжают считать типичными кочевниками, не имевшими ничего общего с оседлостью, земледелием и тем более городской цивилизацией. При этом не принимается во внимание и то обстоятельство, что основой формирования, даже и существования трех казахских жузов — старшего, среднего и младшего также являлся тот или иной оазис, где находились города, оседло-земледельческие поселения, жители которых занимались не только торгово-ремесленными делами, но и скотоводством, орошаемым земледелием, пусть даже малопродуктивным. Не всегда и не обязательно скотоводы степей и земледельцы соседних с ними оазисов были этнически различным населением. На протяжении всей истории в составе одной и той же кочевой народности или племенного объединения какая-то часть его была полукочевой и даже оседлой. «Элементы оседлости и земледелия всегда сопутствуют кочевому скотоводческому хозяйству» — доказывают ученые. Имея своих сородичей на берегах Сырдарьи, в долинах Таласа, Келеса, Арыси, Чирчика, бассейне знаменитых семи рек — Джетысу, кочевники-скотоводы поддерживали с ними регулярные и достаточно прочные экономические связи, о чем свидетельствуют результаты раскопок на Отраре и других средневековых поселениях. В обмен на баранов, лошадей, верблюдов, шерсть, меха, кожи, шкуры кочевники получали в оазисах хлеб, который наряду с мясом и молочными продуктами составлял основу их пищи, а также ткань, посуду, оружие. В таких контактах было заинтересовано и население оазисов, которое получало из степей необходимые продукты. История знает немало примеров того, как казахи не раз отражали натиск среднеазиатских правителей, всегда стремившихся к овладению туркестанскими (присырдарьинскими) городами, к которым относятся Сыгнак, Сауран, Йасы (Туркестан), Сузак, Отрар, Сайрам и другие. «Этот район был чрезвычайно важен для казахских ханов, предводителей кочевых узбеков, правителей Могулистана и Мавераннахра как в экономическом отношении, будучи областью развитого земледелия, прекрасных зимних пастбищ, ремесла и торговли, так и в военно-стратегическом. Между ними шла неутихающая борьба за господство над этим районом на протяжении всего XVI века.

Несмотря на то, что становление кочевого, полукочевого и оседлого типов хозяйства в Казахстане своими корнями уходит к началу I тыс. до н. э. и развитие этих типов хозяйства в разных климатических условиях происходило одновременно, хотя и различными темпами и никогда не прекращалось, казахов по инерции продолжают считать типичными кочевниками, не имевшими ничего общего с оседлостью, земледелием и тем более городской цивилизацией. При этом не принимается во внимание и то обстоятельство, что основой формирования, даже и существования трех казахских жузов — старшего, среднего и младшего также являлся тот или иной оазис, где находились города, оседло-земледельческие поселения, жители которых занимались не только торгово-ремесленными делами, но и скотоводством, орошаемым земледелием, пусть даже малопродуктивным. Не всегда и не обязательно скотоводы степей и земледельцы соседних с ними оазисов были этнически различным населением. На протяжении всей истории в составе одной и той же кочевой народности или племенного объединения какая-то часть его была полукочевой и даже оседлой. «Элементы оседлости и земледелия всегда сопутствуют кочевому скотоводческому хозяйству» — доказывают ученые. Имея своих сородичей на берегах Сырдарьи, в долинах Таласа, Келеса, Арыси, Чирчика, бассейне знаменитых семи рек — Джетысу, кочевники-скотоводы поддерживали с ними регулярные и достаточно прочные экономические связи, о чем свидетельствуют результаты раскопок на Отраре и других средневековых поселениях. В обмен на баранов, лошадей, верблюдов, шерсть, меха, кожи, шкуры кочевники получали в оазисах хлеб, который наряду с мясом и молочными продуктами составлял основу их пищи, а также ткань, посуду, оружие. В таких контактах было заинтересовано и население оазисов, которое получало из степей необходимые продукты.

История знает немало примеров того, как казахи не раз отражали натиск среднеазиатских правителей, всегда стремившихся к овладению туркестанскими (присырдарьинскими) городами, к которым относятся Сыгнак, Сауран, Йасы (Туркестан), Сузак, Отрар, Сайрам и другие. «Этот район был чрезвычайно важен для казахских ханов, предводителей кочевых узбеков, правителей Могулистана и Мавераннахра как в экономическом отношении, будучи областью развитого земледелия, прекрасных зимних пастбищ, ремесла и торговли, так и в военно-стратегическом. Между ними шла неутихающая борьба за господство над этим районом на протяжении всего XVI века.

Бөлісу: