Обособление их в степях, зажатых между Россией, Китаем и среднеазиатскими ханствами

4 Маусым 2013, 06:15

Говоря об этнической истории казахов, хочется обратить внимание еще на следующие обстоятельства. Это — обособление их в степях, зажатых между Россией, Китаем и среднеазиатскими ханствами. Это кочевой и полукочевой образ жизни у большинства степного населения. Это наличие у казахов экзогамной системы брачных отношений. Эти обстоятельства создавали условия для укрепления традиционных связей, постоянных контактов, сношений между различными племенами, населявшими Дешти-кыпчакские степи, способствуя их консолидации, сближению и образованию постепенно казахского народа как единого целого. Процесс этот, начавшийся с глубокой древности, получил дальнейшее развитие к середине XV века, точнее к 1456 году, когда, окончательно отмежевываясь от хана Абулхаира — правителя кочевых узбеков, как историки именуют насельников степей тех лет, откочевали на восток со своими подданными султаны Джанибек и Керей. Экзогамия — запрет брачных отношений между членами родового объединения, у казахов - до седьмого поколения Тем самым, положив начало объединению казахских племен в единое целое образованием на реке Чу самостоятельного ханства. Сплочению и консолидации казахских племен благоприятствовала и сложившаяся к этому времени расстановка сил в степях евразийского пояса. В 1468 году в разгар подготовки к походу против мятежных султанов в городе Сыгнаке умер хан Абулхаир. После его смерти подвластное ему огромное государство от Сибири до Каспия распалось. Казахи окончательно локализовались в степях Сары-Арки, бассейнах Урала, Сырдарьи, Таласа, Чу, Или, Иртыша. Их прямые сородичи узбеки ушли в Среднюю Азию, ногайцы — через Волгу на Северный Кавказ. К Казахскому ханству, созданному Джанибеком и Кереем, присоединяются еще несколько десятков тысяч семей, вследствие чего к началу XVI века объединение казахских племен в один народ стало уже фактом. Этническое самосознание, чувство принадлежности к единому народу крепли вместе со становлением казахской государственности в XVII веке при хане Есиме (ум. 1628), и особенно, при его внуке хане Тауке (1680—1718), сыне хана Джангира, погибшего на поле боя с джунгарами. Неустанную борьбу за объединение казахских племен в единое целое перед лицом общего врага — джунгарских поработителей, не увенчавшуюся успехами, как известно, в практическом плане вел хан Аблай (1711 —1781), отличавшийся жестокостью, беспощадностью к своим противникам. Проявляя личную отвагу, организовывая смелые вылазки народных ополченцев, Аблай завоевал славу и популярность среди народа, а приняв в 1740 году российское подданство, показал себя дальновидным, прозорливым политиком, государственным деятелем, хотя далеко не во всем последовательным. В жестоких схватках с врагами, протягивавшими свои щупальца к присырдарьинским городам и другим жизненно важным центрам тогдашнего Казахстана, выросло единение народа.

Говоря об этнической истории казахов, хочется обратить внимание еще на следующие обстоятельства. Это — обособление их в степях, зажатых между Россией, Китаем и среднеазиатскими ханствами. Это кочевой и полукочевой образ жизни у большинства степного населения. Это наличие у казахов экзогамной системы брачных отношений. Эти обстоятельства создавали условия для укрепления традиционных связей, постоянных контактов, сношений между различными племенами, населявшими Дешти-кыпчакские степи, способствуя их консолидации, сближению и образованию постепенно казахского народа как единого целого. Процесс этот, начавшийся с глубокой древности, получил дальнейшее развитие к середине XV века, точнее к 1456 году, когда, окончательно отмежевываясь от хана Абулхаира — правителя кочевых узбеков, как историки именуют насельников степей тех лет, откочевали на восток со своими подданными султаны Джанибек и Керей.

Экзогамия — запрет брачных отношений между членами родового объединения, у казахов - до седьмого поколения

Тем самым, положив начало объединению казахских племен в единое целое образованием на реке Чу самостоятельного ханства. Сплочению и консолидации казахских племен благоприятствовала и сложившаяся к этому времени расстановка сил в степях евразийского пояса. В 1468 году в разгар подготовки к походу против мятежных султанов в городе Сыгнаке умер хан Абулхаир. После его смерти подвластное ему огромное государство от Сибири до Каспия распалось. Казахи окончательно локализовались в степях Сары-Арки, бассейнах Урала, Сырдарьи, Таласа, Чу, Или, Иртыша. Их прямые сородичи узбеки ушли в Среднюю Азию, ногайцы — через Волгу на Северный Кавказ. К Казахскому ханству, созданному Джанибеком и Кереем, присоединяются еще несколько десятков тысяч семей, вследствие чего к началу XVI века объединение казахских племен в один народ стало уже фактом.

Этническое самосознание, чувство принадлежности к единому народу крепли вместе со становлением казахской государственности в XVII веке при хане Есиме (ум. 1628), и особенно, при его внуке хане Тауке (1680—1718), сыне хана Джангира, погибшего на поле боя с джунгарами. Неустанную борьбу за объединение казахских племен в единое целое перед лицом общего врага — джунгарских поработителей, не увенчавшуюся успехами, как известно, в практическом плане вел хан Аблай (1711 —1781), отличавшийся жестокостью, беспощадностью к своим противникам. Проявляя личную отвагу, организовывая смелые вылазки народных ополченцев, Аблай завоевал славу и популярность среди народа, а приняв в 1740 году российское подданство, показал себя дальновидным, прозорливым политиком, государственным деятелем, хотя далеко не во всем последовательным. В жестоких схватках с врагами, протягивавшими свои щупальца к присырдарьинским городам и другим жизненно важным центрам тогдашнего Казахстана, выросло единение народа.

Бөлісу: