Часть 5

4 Маусым 2013, 06:10

В тесный союз с казахами вступают ногайцы. Племена, населявшие Ногайскую Орду, основная территория которой находилась между Волгой и Уралом. Они участвовали в сложном этническом процессе формирования казахского народа в Западном регионе Казахстана. В последней трети XV в. продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство. Государство Моголистан под натиском казахских правителей и в силу внутренних причин распалось и к началу XVI в. могольские правители были вытеснены в Восточный Туркестан. Одновременно казахские ханы начинают усиленную борьбу со среднеазиатскими владетелями за сырдарьинские города. В XVI-XVII вв. Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, охватившие основную часть этнической территории казахов. По данным вполне достоверных источников, в Казахское ханство 1695 года входило 32 города. Историк Нур-Мухаммед писал: «Казахские ханы имеют особые дворы, замки в главных городах: Большой орды в Ташкенте, а Средний — в Туркестане. А живут по своей воле, когда хотят, а больше в поле с ордою кочуют, а по выезде в домах живут и управляют дядьки». Известно, что в цивилизованных странах достойно оценивают заслуги и почитают память выдающихся исторических личностей, своей жизнью и деяниями способствовавших сплочению и процветанию родного народа. Казахская история также изобилует славными именами народных заступников — беззаветно храбрых батыров и мудрых правителей. Отметим некоторые из них. «Особое место принадлежит в нашей истории Керею и Джанибеку, решительно вырвавшимся из-под тягостной власти шейбанидов на древней Дешти Кипчак, сумевшим собрать и увести подданные им племена к приречью Шу и сплотить казахов в народ». Незабвенным осталось в хозяйственной истории и имя хана Акназара, объединившего разрозненные племена трех жузов, развеянные по трем независимым государствам, в новый, единый политический союз. При Акназар-хане, отмечает писатель-политик А.Кекильбаев, завершается процесс, продолжавшийся в течение полутора века. Кочевые племена, имеющие общий язык, религию, бытовые традиции и единый хозяйственный уклад, но не состоявшие в одном союзе, не подчинявшиеся друг-другу, находящиеся в составе трех разных государств, объединяются в новый политический союз». Следует отметить и выдающуюся роль хана Касыма, поднявшего в лихую годину в поход собственный народ. Благодарные потомки форму правления этого замечательного политика именовали «светлой путью хана Касыма». Навеки остались в истории народа отличавшиеся и храбростью, и умом ханы Есим, прозванный соплеменниками Высокорослым Смельчаком, и Жангир, заслуживший прозвище Всеобщий любимец. Конец XVII в. и начало ХVШв., когда правил хан Тауке, ознаменовались особым духовным подъемом, расцветом и сполоченностью страны. Известный историк А.И. Левшин писал, что при имени Тауке сердца казахов наполняются благоговением и признательностью. «Он — это ликург, это дракон орд казахских. Он успокоил после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться сильным, а сильных усмирил и дал всем законы, по которым судил их». Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. Потому в 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Создавая единое Казахское государство, он узаконил политический ханский совет, «Алты-Алаш». Его некоторые историки называют «Союзом шести алашей». Сюда вошли: от Старшего жуза — Карлыгаш Толе-би; Среднего — Каздауысты Казыбек-би; Младшего — Айтеке-би, киргиз Кокым-би, каракалпак — Сасык-би, Мухамед-би;

В тесный союз с казахами вступают ногайцы. Племена, населявшие Ногайскую Орду, основная территория которой находилась между Волгой и Уралом. Они участвовали в сложном этническом процессе формирования казахского народа в Западном регионе Казахстана. В последней трети XV в. продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство. Государство Моголистан под натиском казахских правителей и в силу внутренних причин распалось и к началу XVI в. могольские правители были вытеснены в Восточный Туркестан. Одновременно казахские ханы начинают усиленную борьбу со среднеазиатскими владетелями за сырдарьинские города. В XVI-XVII вв. Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, охватившие основную часть этнической территории казахов. По данным вполне достоверных источников, в Казахское ханство 1695 года входило 32 города.

Историк Нур-Мухаммед писал:
«Казахские ханы имеют особые дворы, замки в главных городах: Большой орды в Ташкенте, а Средний — в Туркестане. А живут по своей воле, когда хотят, а больше в поле с ордою кочуют, а по выезде в домах живут и управляют дядьки».

Известно, что в цивилизованных странах достойно оценивают заслуги и почитают память выдающихся исторических личностей, своей жизнью и деяниями способствовавших сплочению и процветанию родного народа. Казахская история также изобилует славными именами народных заступников — беззаветно храбрых батыров и мудрых правителей. Отметим некоторые из них. «Особое место принадлежит в нашей истории Керею и Джанибеку, решительно вырвавшимся из-под тягостной власти шейбанидов на древней Дешти Кипчак, сумевшим собрать и увести подданные им племена к приречью Шу и сплотить казахов в народ». Незабвенным осталось в хозяйственной истории и имя хана Акназара, объединившего разрозненные племена трех жузов, развеянные по трем независимым государствам, в новый, единый политический союз. При Акназар-хане, отмечает писатель-политик А.Кекильбаев, завершается процесс, продолжавшийся в течение полутора века. Кочевые племена, имеющие общий язык, религию, бытовые традиции и единый хозяйственный уклад, но не состоявшие в одном союзе, не подчинявшиеся друг-другу, находящиеся в составе трех разных государств, объединяются в новый политический союз».

Следует отметить и выдающуюся роль хана Касыма, поднявшего в лихую годину в поход собственный народ. Благодарные потомки форму правления этого замечательного политика именовали «светлой путью хана Касыма». Навеки остались в истории народа отличавшиеся и храбростью, и умом ханы Есим, прозванный соплеменниками Высокорослым Смельчаком, и Жангир, заслуживший прозвище Всеобщий любимец. Конец XVII в. и начало ХVШв., когда правил хан Тауке, ознаменовались особым духовным подъемом, расцветом и сполоченностью страны. Известный историк А.И. Левшин писал, что при имени Тауке сердца казахов наполняются благоговением и признательностью. «Он — это ликург, это дракон орд казахских. Он успокоил после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться сильным, а сильных усмирил и дал всем законы, по которым судил их». Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. Потому в 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Создавая единое Казахское государство, он узаконил политический ханский совет, «Алты-Алаш». Его некоторые историки называют «Союзом шести алашей». Сюда вошли:

от Старшего жуза — Карлыгаш Толе-би;
Среднего — Каздауысты Казыбек-би;
Младшего — Айтеке-би, киргиз Кокым-би, каракалпак — Сасык-би, Мухамед-би;

Бөлісу: