Государство Караханидов

4 Маусым 2013, 04:27

Караханидское государство не оставило собственной историографической традиции. Потому все сведения о нем содержатся в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами каганата. Труд единственного караханидского историка-имама Абул-Футухааль-Гафара аль-Алман, — «Тарихи Кашгар» известен лишь в небольших отрывках у Джамиля Карши (ХШ в.). В истории известно семь гипотез о происхождении Караханидов. Исследователь Востока В.В. Бартольд же ограничивает круг поисков тремя племенами: карлуки, ягма, чигили. Предполагается, что в этот союз входили одно из тюргешских племен тухси и остатки орхонских тюрков. Власть в Караханидском государстве была поделена между знатью двух племенных группировок, составивших ядро карлукского племенного союза — чигилей и ягма. Внешне это выражалось в разделении каганата на две части — восточную и западную со своими каганами во главе. Верховным считался восточный каган, Представитель чигилей, имевший ставку в Кашгаре и Баласагуне (близ современного г.Токмак в Кыргызстане). Западный, младший каган, из ягма, имел ставку в Таразе, а позднее — в Самарканде. Начинаются длительные и жестокие войны между караханидами и саман идами за власть над всей Средней Азией. Война длилась более века и завершилась полным крахом и распространением власти их противников до Аму-Дарьи, возникновением на территории Средней Азии множества караханидских владений. Крупнейшим событием времени ранних караханидов было принятие династией и зависимыми от нее племенами ислама. Самое крупное событие такого рода произошло в 960 г., когда в Семиреченской области караханидов ислам приняли 200 тыс. шатров тюрков. Если учесть, что арабские географы X века описывают «тюрок» как народ, совершенно чуждый исламу и находящийся во вражде с мусульманами, то станет ясно, какое значение имело указанное событие для тюрков и их властителей. Необходимо отметить, что исламизация караханидских тюрков не была следствием кратковременных усилий какого-либо миссионера, а, напротив, процессом постепенного проникновения ислама в тюркскую среду в силу тех экономических и политических выгод, которые проистекали из этого обращения. Оказавшись в зоне мощного воздействия оседлой цивилизации, тюркские племена были втянуты в новую систему экономических и социальных отношений, стали частью этой системы и нашли приемлемые пути вхождения в уже сложившиеся хозяйственно-культурные регионы Средней и Передней Азии. Внешним выражением такой интеграции, по крайней мере, б ее идеологическом аспекте, была сравнительно быстрая исламизация тюрков в государствах караханидов и сельджуков. Все это создает предпосылку для политического принятия новых династий в мире абсолютного господства мусульманской религии. Нашествие кара-китаев (киданей) — дальневосточных монгольских племен, борьба с найманами стали причиной политической гибели Караханидов. В 1210 г. пресеклась восточнокараханидская династия, а вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов. ps: Итак, мы познакомились в самых общих чертах с этнической, социальной и политической историей тюркских народов Центральной и Средней Азии во второй половине I тыс. н. э. Именно в это время возникли этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций, в том числе казахской. Тогда же поднялась на новую ступень духовная культура степняков. Возникла тюркская письменность, заимствованная и оригинальная, появилась запечатленная на письме тюркская литература. Тюркские племена впервые приобщались к великим религиям того времени — буддизму, манихейству, христианству, исламу, широко освоили достижения иных цивилизаций. В условиях кочевого и полукочевого быта, а иногда — после перехода к оседлой жизни, как, например, в Семиречье — была создана новая своеобразная и самобытная культура, занявшая свое место в мировой культуре человечества. Все эти процессы невозможно расчленить на «истории» отдельных племен и народов Великой Степи и совместить их исключительно с прошлым какой-либо одной современной нации. Тюркоязычные народы Евразии, так же как и их предшественники, в течение многих веков имели общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую впоследствии их общим наследием. Смена на исторической арене одних племенных объединений другими вовсе не означает полного исчезновения первых — древние племена сохранились во вновь возникших этнических и политических структурах, часто под другими названиями, и формировали новые народы, претерпевшие свои деформации и изменения. Судьба каждого из них неотделима от судьбы соседей и сородичей. Следовательно, надо понимать, что единство и преемственность в истории и культуре евразийских степей, возникшие в начале бронзового века, достигшие расцвета в скифские времена, не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические цвета с наступлением эпохи древнетюркской степной империи. Абдижапар Абдакимов http://www.kazakhistory.ru

Караханидское государство не оставило собственной историографической традиции. Потому все сведения о нем содержатся в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами каганата. Труд единственного караханидского историка-имама Абул-Футухааль-Гафара аль-Алман, — «Тарихи Кашгар» известен лишь в небольших отрывках у Джамиля Карши (ХШ в.). В истории известно семь гипотез о происхождении Караханидов. Исследователь Востока В.В. Бартольд же ограничивает круг поисков тремя племенами: карлуки, ягма, чигили. Предполагается, что в этот союз входили одно из тюргешских племен тухси и остатки орхонских тюрков. Власть в Караханидском государстве была поделена между знатью двух племенных группировок, составивших ядро карлукского племенного союза — чигилей и ягма. Внешне это выражалось в разделении каганата на две части — восточную и западную со своими каганами во главе. Верховным считался восточный каган, Представитель чигилей, имевший ставку в Кашгаре и Баласагуне (близ современного г.Токмак в Кыргызстане). Западный, младший каган, из ягма, имел ставку в Таразе, а позднее — в Самарканде. Начинаются длительные и жестокие войны между караханидами и саман идами за власть над всей Средней Азией. Война длилась более века и завершилась полным крахом и распространением власти их противников до Аму-Дарьи, возникновением на территории Средней Азии множества караханидских владений. Крупнейшим событием времени ранних караханидов было принятие династией и зависимыми от нее племенами ислама. Самое крупное событие такого рода произошло в 960 г., когда в Семиреченской области караханидов ислам приняли 200 тыс. шатров тюрков. Если учесть, что арабские географы X века описывают «тюрок» как народ, совершенно чуждый исламу и находящийся во вражде с мусульманами, то станет ясно, какое значение имело указанное событие для тюрков и их властителей. Необходимо отметить, что исламизация караханидских тюрков не была следствием кратковременных усилий какого-либо миссионера, а, напротив, процессом постепенного проникновения ислама в тюркскую среду в силу тех экономических и политических выгод, которые проистекали из этого обращения. Оказавшись в зоне мощного воздействия оседлой цивилизации, тюркские племена были втянуты в новую систему экономических и социальных отношений, стали частью этой системы и нашли приемлемые пути вхождения в уже сложившиеся хозяйственно-культурные регионы Средней и Передней Азии. Внешним выражением такой интеграции, по крайней мере, б ее идеологическом аспекте, была сравнительно быстрая исламизация тюрков в государствах караханидов и сельджуков. Все это создает предпосылку для политического принятия новых династий в мире абсолютного господства мусульманской религии. Нашествие кара-китаев (киданей) — дальневосточных монгольских племен, борьба с найманами стали причиной политической гибели Караханидов. В 1210 г. пресеклась восточнокараханидская династия, а вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов.

ps: Итак, мы познакомились в самых общих чертах с этнической, социальной и политической историей тюркских народов Центральной и Средней Азии во второй половине I тыс. н. э. Именно в это время возникли этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций, в том числе казахской. Тогда же поднялась на новую ступень духовная культура степняков. Возникла тюркская письменность, заимствованная и оригинальная, появилась запечатленная на письме тюркская литература. Тюркские племена впервые приобщались к великим религиям того времени — буддизму, манихейству, христианству, исламу, широко освоили достижения иных цивилизаций. В условиях кочевого и полукочевого быта, а иногда — после перехода к оседлой жизни, как, например, в Семиречье — была создана новая своеобразная и самобытная культура, занявшая свое место в мировой культуре человечества. Все эти процессы невозможно расчленить на «истории» отдельных племен и народов Великой Степи и совместить их исключительно с прошлым какой-либо одной современной нации. Тюркоязычные народы Евразии, так же как и их предшественники, в течение многих веков имели общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую впоследствии их общим наследием. Смена на исторической арене одних племенных объединений другими вовсе не означает полного исчезновения первых — древние племена сохранились во вновь возникших этнических и политических структурах, часто под другими названиями, и формировали новые народы, претерпевшие свои деформации и изменения. Судьба каждого из них неотделима от судьбы соседей и сородичей. Следовательно, надо понимать, что единство и преемственность в истории и культуре евразийских степей, возникшие в начале бронзового века, достигшие расцвета в скифские времена, не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические цвета с наступлением эпохи древнетюркской степной империи.

Абдижапар Абдакимов

http://www.kazakhistory.ru

Бөлісу: