Часть 1

4 Маусым 2013, 04:23

«Когда было сотворено вверху голубое небо; а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мы, предки Бумын-каган и Истемы-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа. Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, их государств и языков, самый большой письменный памятник тюрков тех времен — руническая надпись в честь Кюдь-тегина, прославленного воина из каганского рода. Отметим, что здесь время сотворения мира совмещено со временем появления людей, сотворение «сынов человеческих» предельно близко ко времени царствования первых тюркских каганов, покоривших «народы четырех углов света». Почти через двести лет после возникновения Тюркского государства (эля) для автора надписи история совместилась с легендой. А что же стояло в реальной действительности за патетикой первого тюркского летописца? В первом тысячелетии н. э. началось постепенное изменение этнической сферы в евразийских степях. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине 1 тыс к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов). Территориально они охватывали Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ. Перечислим их: Первый Тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский каганат, Тюргешский каганат, Уйгурский каганат, а также государство енисейских кыргызов, карлуков, кимаков и приаральских огузов. Историками это время принято называть древнетюркской эпохой. 551 г. Муган-каган, покорив монгольские племена киданей в Юго- Западной Маньчжурии и кыргызов на Енисее, окончательно утверждает господство Тюркского эля в Центральной Азии и Южной Сибири. Отметим, что этот каганат, названный Первым Тюркским каганатом, просуществовал до 630 г. По словам китайской летописи, он привел в трепет все владения, лежащие за границей Великой Стены. С Востока от Корейского залива на Запад до Каспийского моря до десяти тысяч ли, с Юга от пустыни Алашань и Гоби на ревер до Байкала от пяти до шести тысяч ли — все сие пространство земель находилось под его державой. Превратил в зависимость оба северо-китайских государства: Северное Ци и Северное Чжу. Вот такое могущество оно имело. Успешными для тюрков были их Западные походы. К концу 60-х годов VI в. Мутазилитский теолог Сумама б. Ашрас писал: "Тюрки не знают ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни наушничества, ни притворства, ни клеветы, ни двуличия, ни высокомерия с близкими, ни притеснения сотоварищей, они не подвержены пороку ереси, не дают прихотям овладеть ими и не позволяют себе брать деньги за толкование закона. Их недостаток и причина их страданий — тоска по родине, стремление к странствиям, страсть к набегам, влечение к грабежам и сильная привязанность к своим обычаям."

«Когда было сотворено вверху голубое небо; а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мы, предки Бумын-каган и Истемы-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа. Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, их государств и языков, самый большой письменный памятник тюрков тех времен — руническая надпись в честь Кюдь-тегина, прославленного воина из каганского рода. Отметим, что здесь время сотворения мира совмещено со временем появления людей, сотворение «сынов человеческих» предельно близко ко времени царствования первых тюркских каганов, покоривших «народы четырех углов света». Почти через двести лет после возникновения Тюркского государства (эля) для автора надписи история совместилась с легендой. А что же стояло в реальной действительности за патетикой первого тюркского летописца? В первом тысячелетии н. э. началось постепенное изменение этнической сферы в евразийских степях. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине 1 тыс к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов). Территориально они охватывали Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ. Перечислим их: Первый Тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский каганат, Тюргешский каганат, Уйгурский каганат, а также государство енисейских кыргызов, карлуков, кимаков и приаральских огузов. Историками это время принято называть древнетюркской эпохой. 551 г. Муган-каган, покорив монгольские племена киданей в Юго- Западной Маньчжурии и кыргызов на Енисее, окончательно утверждает господство Тюркского эля в Центральной Азии и Южной Сибири. Отметим, что этот каганат, названный Первым Тюркским каганатом, просуществовал до 630 г. По словам китайской летописи, он привел в трепет все владения, лежащие за границей Великой Стены. С Востока от Корейского залива на Запад до Каспийского моря до десяти тысяч ли, с Юга от пустыни Алашань и Гоби на ревер до Байкала от пяти до шести тысяч ли — все сие пространство земель находилось под его державой. Превратил в зависимость оба северо-китайских государства: Северное Ци и Северное Чжу. Вот такое могущество оно имело. Успешными для тюрков были их Западные походы. К концу 60-х годов VI в.

Мутазилитский теолог Сумама б. Ашрас писал:
"Тюрки не знают ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни наушничества, ни притворства, ни клеветы, ни двуличия, ни высокомерия с близкими, ни притеснения сотоварищей, они не подвержены пороку ереси, не дают прихотям овладеть ими и не позволяют себе брать деньги за толкование закона. Их недостаток и причина их страданий — тоска по родине, стремление к странствиям, страсть к набегам, влечение к грабежам и сильная привязанность к своим обычаям."

Бөлісу: